Главная » Спецвыпуск » ОАО «НК «Роснефть»-Алтайнефтепродукт»: баланс интересов государства и бизнеса

ОАО «НК «Роснефть»-Алтайнефтепродукт»: баланс интересов государства и бизнеса

Владислав ВАКАЕВ

 

Текущий год для компании ОАО «НК «Роснефть»-Алтайнефтепродукт» оказался весьма успешным. Это стало следствием выбранной в 2000 году стратегии развития предприятия, суть которой можно охарактеризовать следующей фразой: интересы государства превыше всего.

ОАО «НК «Роснефть»-Алтайнефтепродукт» является дочерней компанией НК «Роснефть», которой принадлежит 64,18% акций. Компания является одним из старейших операторов нефтепродуктообеспечения в России, ее история насчитывает более 60 лет.

Основной вид деятельности предприятия — хранение, сбыт и реализация продуктов переработки нефти. В состав акционерного общества входит 16 нефтебаз общей резервуарной емкостью 150 тыс. куб. м и 98 АЗС. Компания ведет деятельность во всех районах и городах края. Головной офис расположен в Барнауле. Генеральный директор компании — Сергей Завьялов.

Компания ОАО «НК «Роснефть»-Алтайнефтепродукт» в 90-е годы переживала не самые лучшие времена. В этот период руководство предприятия предприняло попытку его банкротства и вывода активов из-под влияния государства. В 2000 году с приходом новой команды менеджеров во главе с Сергеем Завьяловым начался процесс реанимации предприятия.

В Сибири «Алтайнефтепродукт» является единственной сбытовой дочерней компанией НК «Роснефть». «Несмотря на отсутствие собственных нефтеперерабатывающих заводов в регионе, мы полностью конкурентоспособны. Самая сложная задача, которую нам при этом пришлось решать, — организация бесперебойных поставок топлива. Сегодня благодаря сотрудничеству с Уфимским НПЗ на нефтебазах и АЗС общества всегда есть нефтепродукты, — отмечает начальник коммерческого отдела ОАО «НК «Роснефть»-Алтайнефтепродукт» Вадим Рытенко. — Решение первой задачи позволило приступить ко второй — масштабной реконструкции сети АЗС. Избавившись от дублирующих и нерентабельных станций, оставшиеся мы реконструировали по единому образцу, установив на большинстве из них самое современное оборудование. Комплекс этих мероприятий позволил компании не только сохранить позиции на весьма насыщенном краевом рынке нефтепродуктов, но и потеснить конкурентов. Например, в 2004 году доля нашей компании составила 27% рынка (278 тыс. тонн), что на 3% больше, чем в 2003 году. Особенно приятно отметить рост розничной реализации топлива».

Важным конкурентным преимуществом ОАО «НК «Роснефть»-Алтайнефтепродукт» в Алтайском крае является мощная инфраструктура: помимо разветвленной сети АЗС, она включает 16 нефтебаз, способных одновременно хранить 150 000 тонн топлива. Возможность в любое время принимать и отпускать ГСМ позволяет активно развивать оптовую торговлю — на нее приходится более половины объема реализованной продукции. Наличие большого резервуарного парка обусловило развитие услуг по хранению и перевалке топлива.

НК «Роснефть» традиционно позиционирует себя как компания, ведущая бизнес, стратегия которого полностью созвучна потребностям всей российской экономики. Главная установка президента компании Сергея Богданчикова звучит кратко, но емко: интересы государства превыше всего. Для Алтая как аграрного региона такой стратегической целью является снабжение топливом АПК края. В 2004 году это было продемонстрировано особенно ярко. В начале лета текущего года состоялась встреча губернатора Алтайского края Михаила Евдокимова и первого вице-президента компании НК «Роснефть» Николая Борисенко, на которой была достигнута договоренность о тесном сотрудничестве. Это во многом определило успех уборочной кампании на Алтае.

Итоги производственно-экономической деятельности
ОАО «НК «Роснефть»-Алтайнефтепродукт» за 2000-2004 годы

 

N Показатель Единица
измерения
2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. Ожидаем.
за 2004 г.
Прирост
2004-го
к 2000 году
в %
1. Объем реализации нефтепродуктов, всего Тыс. тонн 161,9 229,3 235 258 278,3 171,9
2. В том числе реализация через АЗС Тыс. тонн 32,0 55,1 65,9 65,8 75,0 234,4
3. Выручка, всего (без налогов) Млн руб. 403,0 908,9 1128,2 1396,2 1676,1 415,9
4. Чистая прибыль Млн руб. 5,3 39,0 21,2 29,3 29,8 562,3
5. Средняя заработная плата Руб. 1395 2704 3193 4226 4623,2 331,4
6. Капитальные вложения Млн руб. 0 13,7 17,6 28,9 17,9

 

Текущий год стал одним из самых напряженных для нефтяного рынка России. Высокие мировые цены на нефть привели к резкому росту экспорта. Как следствие, появился дефицит ГСМ на внутреннем рынке, что поставило под угрозу проведение посевной и уборочной кампаний в некоторых регионах. На Алтае даже у крупных операторов нефтяного рынка регулярно возникали проблемы с поставками. Единственной компанией, организовавшей бесперебойное снабжение ГСМ, стала ОАО «НК «Роснефть»-Алтайнефтепродукт», которая обеспечила около 70% потребности в топливе краевого агропромышленного комплекса.

Между тем компания ориентирована не только на аграрный сектор. В числе других стратегических партнеров ОАО «НК «Роснефть»-Алтайнефтепродукт» — ГУП «Алтайавтодор», ОАО «Мельник», крупнейшие лесхозы, Главное управление внутренних дел края, большинство муниципальных организаций и т.д.

«Государственный подход» ОАО «НК «Роснефть»-Алтайнефтепродукт» имеет много аспектов. Один из важнейших — гарантия качества продукции. Суррогатное топливо — самая актуальная проблема рынка ГСМ. В ходе конкурентной борьбы многие компании, особенно мелкие, закупают недорогую продукцию мини-НПЗ. Эти предприятия поднимают октановое число бензина за счет специальных присадок, которые действуют не более месяца. Многие автолюбители этого не знают, и в погоне за экономией приобретают топливо, чрезвычайно разрушительно действующее на двигатель. Весьма красноречивый пример: владельцы частных АЗС в алтайской провинции свои личные автомобили предпочитают заправлять на станциях ОАО НК «Роснефть»-Алтайнефтепродукт». Они точно знают недостатки своей продукции и преимущества топлива НК «Роснефть». Все 10 поставщиков ОАО НК «Роснефть»-Алтайнефтепродукт» рекомендованы головным офисом НК «Роснефть» — это значит, что их продукция соответствует ГОСТам.

«Нестандартная» политика проводится компанией и в сфере ценообразования. Являясь государственным предприятием, НК «Роснефть» никогда не участвует в картельных сговорах. Повышение цен на топливо компания производит не из желания получить сверхприбыль. Все зависит от отпускной цены нефтеперерабатывающего завода, которая в свою очередь определяется ценой на нефть. Более того, стремясь снизить цену на топливо, компания в последнее время уменьшила розничную надбавку.

Компания является добросовестным плательщиком налогов. В 2003 году ОАО «НК «Роснефть»-Алтайнефтепродукт» перечислило в бюджет 28,5 млн руб. федеральных налогов и 57,9 млн руб. — территориальных и местных. Только за 9 месяцев текущего года перечислено 35 млн руб. федеральных и 19,9 млн руб. местных налогов (снижение цифры местных налогов вызвано отменой 5-процентного налога с продаж).

Другое направление работы, характерное для «государственного подхода» компании, — активное участие в социальной и культурной жизни региона. ОАО «НК «Роснефть»-Алтайнефтепродукт» является попечителем Алтайского отделения Детского фонда, участвуя во всех акциях этой организации, выступает спонсором спортивных и культурных мероприятий. В частности, компания оказывает финансовую помощь спортивному клубу бокса «Алтай», детско-юношеской спортивной школе «Рубин», выступает спонсором соревнований по мотоциклетному спорту. Недавно реализована программа помощи сельским библиотекам, оказана помощь в проведении краевых Дельфийских игр, организована группа «Долголетие» — дневной стационар для пожилых людей и т. д.

Социальная работа ведется не только за пределами, но и внутри компании. В ОАО «НК «Роснефть»-Алтайнефтепродукт» активно работает профсоюз, реализуются различные программы помощи как работникам, так и пенсионерам компании, в том числе плановые медицинские обследования, коллективные посещения спортзалов и бассейнов, организация отдыха детей.

В Алтайском крае ОАО «НК «Роснефть»-Алтайнефтепродукт» сумела реализовать основную установку головной компании: стать полноценным участником экономической жизни региона, создать условия для развития региональной экономики и социальной инфраструктуры. Без сомнения, сегодня это динамично развивающееся предприятие играет особую роль в жизни края.

Достигнув столь впечатляющих результатов, компания не снижает темпов развития, на практике опровергая рассуждения о неэффективности госсобственности. Помимо текущей работы по повышению качества обслуживания, топ-менеджмент компании разрабатывает ряд долгосрочных проектов, которые еще более упрочат положение фирмы на рынке. В частности, планируется постройка нескольких АЗС в Барнауле. В силу ряда обстоятельств краевой центр является единственным городом в крае, где еще нет заправок с эмблемой «Роснефть». Выход компании на рынок Барнаула выгоден прежде всего жителям города, так как обострение конкурентной борьбы приведет к снижению цены и повышению качества топлива. Реализуется также программа по расширению сотрудничества с производителями и переработчиками сельскохозяйственной продукции Алтая.

На правах рекламы

 

Прямая речь

Валерий Кирилловский, глава администрации Шипуновского района:

— Вот уже много лет хозяйства нашего района плодотворно работают с ОАО «НК «Роснефть»-Алтайнефтепродукт». Основную часть топлива, необходимого для полевых работ, мы закупаем именно в этой компании. Работа с ОАО «НК «Роснефть»-Алтайнефтепродукт» устраивает нас практически по всем позициям: надежность, качество, сервис. Особенно привлекательна для сельхозтоваропроизводителей возможность получения ГСМ с рассрочкой платежа. Сотрудничество с этим предприятием выгодно еще и потому, что часть потраченных на закупку топлива денег возвращается в район в виде налогов. Пользуясь случаем, хочу поблагодарить за ту помощь, которую компания оказывает нашему району. Одним словом, мы дорожим нормальными отношениями с «Алтайнефтепродукт».

Иван Терешкин, глава администрации Заринского района:

— В нашем районе расположена Заринская нефтебаза, которая является подразделением ОАО «НК «Роснефть»-Алтайнефтепродукт». Через нее мы получаем большую часть необходимых району ГСМ. Почему мы сотрудничаем с компанией? Во-первых, нас устраивают качество топлива. Во-вторых — надежность компании. Я руковожу районом уже 15-й год и не помню ни одного случая, чтобы она нарушила срок поставки. Помогает нам предприятие и в организации хранения топлива. Особенно тесное партнерство с ОАО «НК «Роснефть»-Алтайнефтепродукт» наладилось в последние 3-4 года.

Александр Горобец, заместитель начальника Главного управления по делам ГО и ЧС Алтайского края:

— Учитывая стратегическое значение ОАО «НК «Роснефть»-Алтайнефтепродукт», Главное управление ГО и ЧС Алтайского края заключило договор, согласно которому в случае возникновения чрезвычайной ситуации на территории края компания гарантирует выделение ГСМ для ее ликвидации. ОАО «НК «Роснефть»-Алтайнефтепродукт» также, согласно распоряжению администрации Алтайского края, является службой снабжения ГСМ гражданской обороны. Это единственный оператор нефтяного рынка края, обладающий подобным статусом.

Администрация Алтайского края:

— Одной из серьезных проблем АПК края в период посевной и уборки стал рост цен на ГСМ. Так, на начало уборочной кампании 1 тонна дизельного топлива стоила 9600 руб., к концу уборочной — 13 200 руб. Тем не менее администрация края и поставляющие компании делали все возможное по обеспечению районов края топливом. В результате уборочные работы были успешно завершены. В 2004 году поставка в край горюче-смазочных материалов велась в основном через компанию ОАО «НК «Роснефть-Алтайнефтепродукт». Всего по линии предприятия НК «Роснефть» для проведения сельхозработ в край поступило 35 108,516 тонн горюче-смазочных материалов на общую сумму 359 089 004,80 руб.



Comments are closed.

Так же в номере