Главная » Спецвыпуск » Владимир Колганов: "Ожидается очень большая социальная напряженность"

Владимир Колганов: «Ожидается очень большая социальная напряженность»

Текущий год стал для Барнаула точкой отсчета в начале ряда крупномасштабных проектов и оптимизации структуры управления всего городского хозяйства. О перспективах развития экономики краевого центра и о своих политических пристрастиях мэр Барнаула ВЛАДИМИР КОЛГАНОВ рассказал корреспонденту «КС» ВЯЧЕСЛАВУ САЛАНИНУ.

— Владимир Николаевич, в октябре текущего года вы вступили в партию «Единая Россия». Почему это решение было принято именно сейчас?

— Потому что на выборах мэра города нельзя было опираться лишь на одну партию. Хотя в администрации Барнаула так всегда было заведено, и мы всегда подчеркивали, что для нас существует только одна партия — партия барнаульцев. Но думаю, что и администрации города, и его жителям будет лучше, если мэр станет членом «Единой России». Ведь сегодня это руководящая партия, которая действительно является политической силой. В ней собрались наиболее уважаемые в крае люди, с которыми я могу через политические механизмы решать экономические вопросы. И вообще, в сегодняшних условиях надо определиться: либо ты поддерживаешь курс президента, либо нет. Поддерживать частично нельзя.

— В обществе активно обсуждается тема назначения губернаторов и мэров крупных городов. На ваш взгляд, насколько целесообразен такой подход?

— Полагаю, что механизм выборов губернаторов, предложенный президентом РФ Владимиром Путиным, является сегодня наиболее оптимальным. И прежде всего потому, что эта схема делает возможной всестороннюю проверку кандидата. Сейчас много говорится, что назначение губернаторов ставит под угрозу демократию в России, потому что население лишается возможности реализовать свои избирательные права. Я с этим совершенно не согласен, поскольку у избирателей сохраняется опосредованное влияние на принятие решения по кандидатуре губернаторов — через депутатов. Конечно, не исключаю, что в отдельных случаях региональные парламенты могут не поддержать кандидатуру президента и возникнет конфликт. Однако, скорее всего, жесткие меры к парламенту, занявшему такую позицию, будут смягчены. И тогда система выборов губернаторов станет еще более стройной.

Кстати, лично я и назначался главой администрации города, и избирался на эту должность. Поэтому считаю, что если человек нормальный, то он пройдет и через выборы, и через назначение. Когда же мы перейдем к назначению этих должностных лиц, то информации об их предыдущей деятельности станет гораздо больше. И у народа будет уверенность в том, что президент, остановив свой выбор на той или иной фигуре, прежде изучит ее самым внимательным образом. Это условие мне представляется крайне важным, поскольку практика последних лет наглядно показала, что в органы власти нередко проникают персонажи с «темным» прошлым. Вряд ли президент доверит власть такому человеку.

На мой взгляд, губернатором и мэром можно стать, проработав по меньшей мере два-три года в органах власти, когда человек не понаслышке знает, что такое бюджет и план социально-экономического развития. Раньше правительством руководили завлабы. Они были умны, образованны и знали, как сделать экономику рыночной, но вот организовать процесс управления совершенно не умели. Между тем управлять регионом и городом должны прежде всего организаторы. Эти качества приобретаются не за чтением учебников, а в реальной жизни.

Последние инициативы президента затрагивают и другой важный аспект. Сегодня тему эффективности власти почему-то рассматривают в контексте исключительно федеральных органов. И мало кто пока думает о том, что происходит у основания пирамиды. А ведь еще свеж в памяти опыт Омской области, где губернатор и мэр не могли разделить свои полномочия. Подобные ситуации чреваты тем, что в результате страдает население. Конечно, с переходом на новую схему в работе системы «федеральный центр — губернатор — мэр» шероховатостей избежать вряд ли удастся, но сгладить их можно.

— После произошедшего в этом году разделения полномочий между исполнительной и законодательной властями города новый состав Барнаульской городской Думы выбрал председателем Сергея Краснова. Как вы оцениваете уровень взаимодействия мэрии и городской Думы?

— Когда глава местного самоуправления возглавлял городскую Думу, это не означало, что он должен был как-то определять направление ее деятельности. В его задачу входило создание условий для работы Думы. Хотя, на мой взгляд, в таких городах, как Барнаул, с населением меньше одного миллиона человек, вполне можно было бы пойти на совмещение этих постов. Сегодня председатель городской Думы прежде всего организатор и, в соответствии с Уставом Барнаула, на него не возлагается задача определения политики. Но уж так сложилось в жизни, что он — политическая фигура. Глубоко убежден в том, что только единство этих органов способно обеспечить положительный результат. Сейчас мы работаем именно так.

— С момента вашей победы на выборах мэра прошло уже около полугода. Какие наиболее важные проблемы вам удалось решить за этот срок?

— Главное, что определено направление, в котором мы будем двигаться дальше. Дума утвердила стратегию социально-экономического развития города до 2010 года. И сейчас мы видим свою цель в развитии этой стратегии в виде программ по разным направлениям.

Например, разрабатывается новая схема теплоэнергетики города. Проблема в том, что раньше в Сибири строили гигантские теплоснабжающие предприятия. В теплых европейских странах могли позволить иметь такие крупные ТЭЦ, не опасаясь больших теплопотерь. В Барнауле всегда гордились централизованным теплоснабжением. Сегодня доля трех крупных ТЭЦ в обеспечении города энергоресурсами составляет 82%. Стало очевидно, что необходимо внедрять альтернативные источники электроэнергии и приближать их к потребителям. Сейчас, например, в Барнауле строится дом, в каждой квартире которого будет установлен источник тепла и горячей воды. Кроме того, этим летом мы решили положить конец ведомственным противоречиям и создали единую теплотранспортную компанию, которой передали функции муниципального предприятия «Тепловые сети» и барнаульской теплоцентрали «Алтайэнерго». Полагаю, что объединение управления магистральными и внутриквартальными сетями в одну транспортную цепочку позволит не только оперативно выявлять и ликвидировать аварии, но и существенно снизит издержки.

Необходимо решить перспективные вопросы, связанные с водоснабжением города. Местные очистные сооружения были построены в конце 50-х — начале 60-х годов XX века, и если в течение 5-6 лет мы не произведем их реконструкцию, то столкнемся с серьезными проблемами. Вся программа по реконструкции системы водоснабжения рассчитана до 2007 года и оценивается в 1,36 млрд рублей. Разумеется, ни в городском, ни в краевом бюджете таких денег нет. Ситуация осложняется тем, что ранее существовавшее ЗАО «Водоканал Барнаула» не справилось с поставленной перед ним задачей по оказанию качественных услуг. Мы не нашли общего языка с его руководством, которое на первое место поставило получение прибыли, а не удовлетворение потребностей города в качественной воде. Поэтому были вынуждены создать муниципальное предприятие, которое переживает сейчас этап становления, и искать инвестора. «Росводоканал», входящий в систему Альфа-банка, готов инвестировать около 200 млн рублей в год. Рассчитываем также, что Барнаул получит финансирование на эти цели и из федерального бюджета.

Наконец, требует пересмотра транспортная схема Барнаула. Нынешний генплан города, разработанный до 2005 года, был рассчитан на 80 тысяч автомобилей. Сейчас их в городе уже 180 тысяч. Барнаул перенасыщен маршрутными «ГАЗелями», которые создают пробки и аварийные ситуации. Поэтому в ближайшее время мы будем запускать на магистрали вместительные автобусы, а «ГАЗели» отправлять на радиальные маршруты. Уже заказали разработку нового генплана Институту урбанистики (Санкт-Петербург).

— В Барнауле существовала устойчивая модель управления. Для чего понадобилось менять структуру администрации?

— Она формировалась на заре перестройки. При необходимости создавались новые отделы: молодежи, промышленности, защиты прав потребителей и т. д. Определенной системы в этом не было. Но за последние годы убедились, что рынок все равно нуждается, чтобы его и регулировали, и направляли. Этим летом мы пошли на кардинальные перемены и первыми в Сибири привели структуру управления администрации в соответствие с действующим федеральным законодательством. Количество заместителей главы администрации города сократили с восьми до пяти человек, ответственность каждого из них значительно повысилась. В совершенно новое направление выделили сферу информационного пространства и кадровой политики. И, конечно, необходимо реанимировать систему подготовки и подбора кадров. Вывести ее на тот уровень, который был в советское время, когда перспективного человека отслеживали со школьной скамьи и помогали ему в дальнейшем становлении. Речь идет о том, чтобы создать кадровый резерв не только для администрации города, но и для всей системы муниципалитета.

— Как вы оцениваете готовность органов власти города к 2005 году, который обещает быть весьма напряженным из-за старта социальных реформ?

— Правительственное решение о переходе со следующего года на стопроцентную оплату населением жилищно-коммунальных услуг я считаю правильным. Но с отменой дотаций перед нами встает другая проблема. Дело в том, что незащищенная часть населения — врачи, учителя, работники жилищно-коммунальной сферы, у которых зарплата от трех до семи тысяч рублей, — оказываются в очень нехорошей ситуации. Ведь их совокупный доход чуть выше той минимальной нормы, которая отделяет этих людей от получения субсидий. Сейчас администрация города изыскивает возможности для того, чтобы на переходном этапе этой категории граждан все же выделять субсидии.

Особую тревогу вызывает и то, что начало всех преобразований, связанных с монетизацией льгот, приходится на первый квартал следующего года. А ведь обещали всем бюджетникам повысить зарплату на 20%. Но как это сделать, если край дотационный? Только бюджету Барнаула для этого нужно найти дополнительно минимум 300 млн рублей в год. Словом, ожидается очень большая социальная напряженность.

— Как вы оцениваете итоги развития города в уходящем году?

— На протяжении последних лет в реальном секторе сохраняется тенденция роста. В этом году индекс промышленного производства составляет 105,3%. Полагаю, в первую очередь это следствие того, что предприятия нашли свое место на рынке. Например, Алтайский завод прецизионных изделий каждый год добивается прироста производства на 34-35%. Есть предпосылки для того, чтобы на полную мощность заработал Алтайский моторный завод. Приоритетным направлением я считаю перерабатывающую промышленность, учитывая сельскохозяйственную специфику края. Cчитаю недопустимой ситуацию, когда из края в Кемеровскую область вывозится мясо, а оттуда поступают колбасные изделия, которые даже с учетом транспортных расходов не дороже местной продукции. Поэтому мы будем создавать условия для того, чтобы либо кемеровчане приходили к нам со своими инвестициями, либо местные предприятия переработки развивались более активно. И движение в этом направлении уже есть. Например, компания «РИКИ» сейчас готовит к вводу в действие производство колбасных изделий мощностью 100 тысяч тонн в год. Это уже серьезное промышленное предприятие переработки.

Что же касается малого и среднего бизнеса, то сегодня доля его поступлений в бюджет составляет всего 30%. Если изыскать резервы, этот показатель можно увеличить максимум до 35-40%. Больше, я думаю, не удастся. Ко мне многие предприниматели приходят с идеями. Но если эти люди хотят просто заработать, поддерживать их мы не будем. Если же они будут обеспечивать город качественными услугами, администрация им поможет. Сегодня, например, нам нужно развивать инфраструктуру в сфере торговли продуктами питания, в которой сложилась определенная монополия. Мы рассмотрели выгодное предложение от иногородних инвесторов и предоставили им площадку для строительства. Поэтому скоро в Барнауле появятся три крупнейших в Сибири супермаркета, каждый площадью 20 тыс. кв. метров.

Вячеслав САЛАНИН


Comments are closed.

Так же в номере