Главная » Спецвыпуск » НЭП Михаила Евдокимова

НЭП Михаила Евдокимова

Более полугода прошло с момента вступления в должность нового губернатора Алтайского края. За это время наряду с текущими задачами в недрах администрации формировалась и новая экономическая политика, живой интерес к которой со стороны делового сообщества к концу года, а также в связи с тем, что в крае идет работа над бюджетом следующего, особенно велик. В чем суть новой экономической политики, корреспонденту «КС» СВЕТЛАНЕ ЧИСТЯКОВОЙ рассказал губернатор МИХАИЛ ЕВДОКИМОВ.

— Михаил Сергеевич, прошло уже более полугода вашего губернаторства. Согласно предвыборной программе, к этому времени в крае должна была завершиться инвентаризация. Как прошла эта работа?

— Основной вывод, который сделан, — наблюдается катастрофический дефицит инвестиций в краевую экономику. Бюджетные средства — незначительный инвестиционный ресурс. Не в моем характере критиковать прежнюю администрацию, но такое ощущение, что продуманного механизма привлечения инвестиций раньше в крае не было. Слабый менеджмент большинства предприятий не дает возможности для внедрения инноваций — кто позарится на такое добро? Или сельское хозяйство. На десятки лет откладывалось включение земель сельхозназначения в рыночный оборот. Фонды износились до предела, долги росли как снежный ком, повышался «теневой» оборот продукции, непереработанное сырье вывозилось из края. Край с богатейшим потенциалом стал сырьевым придатком соседних регионов. Более того, наше сырье в переработанном виде возвращается на рынок и вытесняет продукцию местных производителей.

Отсутствие инвестиций пагубно сказалось и на сельскохозяйственном машиностроении, некогда сильнейшей отрасли в крае — в прошлом году на территории России не было продано ни одного трактора производства ОАО «Алттрак».

В настоящее время от большинства предприятий получена информация, которая позволит оценить их инвестиционную привлекательность. Думаю, что можно назвать инвестициями реализацию некоторых программ, которые получили статус губернаторских. Например, «Здоровье Алтая», когда в регион привлекаются немалые внебюджетные средства — более 40 млн рублей на покупку 211 машин и автобусов для здравоохранения и образования от Уральского горно-металлургического комбината, который занимается на Алтае разработкой полиметаллических руд и делает серьезные финансовые вложения в социальную сферу.

На старте еще ряд программ. Например, «Народный дом», направленная на строительство недорогого жилья. Реализация программы поможет привлечь в село молодых специалистов. Сегодня к родным пенатам из них возвращается не более 20%. Реализация программы позволит создать в крае дополнительные рабочие места, увеличить налоговые отчисления.

Инвентаризация прошла и на краевых государственных унитарных предприятиях. Среди них слишком много убыточных. Их включение в программу приватизации на 2005 год существенно пополнит доходную часть бюджета. Приняты решения о ликвидации семи унитарных предприятий, например, КГУП «Вагер», КГУП «Бийский ветсанутильзавод», КГУП «Светлоозерское», что даст возможность погасить долги по зарплате, частично — в бюджеты всех уровней. При недостаточности имущества можно провести упрощенную процедуру банкротства.

— Каким проектам надо оказывать помощь в первую очередь?

— Приоритет за малыми и средними предприятиями, выпускающими производственные линии и оборудование. Это послужит толчком для развития в других отраслях региональной экономики — в строительстве, переработке, транспорте, энергетике. Сейчас рассматриваем варианты привлечения инвестиций в машиностроение, металлообработку, химию и нефтехимию.

— Вы заявляли, что к декабрю текущего года в крае будет разработан план пятилетнего развития. Как идет эта работа?

— На сегодня сформулированы перспективные направления экономической политики администрации края на среднесрочный период. Край имеет все необходимое для экономического роста. В то же время есть препятствия, о которых я уже говорил, — энергоемкость, слабый менеджмент, низкое качество продукции. Эти посылы мы и учитываем при разработке планов развития на ближайшие четыре-пять лет. Основная задача — повысить конкурентоспособность края за счет инновационной деятельности, стимулируя развитие предпринимательства, наращивая кадровый капитал.

— Какие меры для повышения конкурентоспособности предпринимаются?

— Идет модернизация мощностей на предприятиях, мы стремимся создать благоприятную среду для внедрения научных разработок в производство. Наряду со структурными изменениями в экономике нужно завершить административную реформу, усовершенствовать систему управления госимуществом, сферу земельных отношений, реформировать межбюджетные отношения.

— Сейчас активно обсуждается краевой бюджет на 2005 год. Чем он будет отличаться от прошлогоднего?

— Нынешний бюджет принципиально отличается от бюджетов прошлых лет. Весь 2005 год пройдет под знаком бюджетной, финансовой реформы. Думаю, каждый регион столкнулся с ломкой старой финансовой системы и необходимостью выстраивания новых механизмов отношений между местным бюджетом и федеральным.

Увеличивая расходную часть региональных бюджетов, центр стимулирует регионы на развитие за счет собственных ресурсов. С такой нагрузкой мы можем справиться, только существенно изменив подходы к формированию местного бюджета.

Естественно, главы районов, городов очень настороженно воспринимают эти новации, особенно изменения, связанные с передачей части доходов из муниципальных в краевой бюджет, из краевого — в федеральный. И уже сегодня чувствуют, что будет нехватка средств для содержания социальной сферы. Поэтому краевая власть призывает к поиску внутренних резервов территорий. Естественно, краевые власти не самоустраняются от решения проблем, которые неизбежно будут возникать в социальной сфере. Будем вместе искать пути выхода из трудных ситуаций. Но нужно учиться жить и развиваться в новых условиях.

Очевидно, что этот бюджет будет переходным, но мы не должны отступать от главной цели — повысить денежные доходы населения. Ведь средний уровень заработной платы на Алтае существенно отстает даже от соседних регионов. В новом бюджете есть механизм реального повышения заработной платы до 6 тыс. рублей. Стимулы для предприятий такие: компенсация энергозатрат, выплата части процентной ставки по банковским кредитам и компенсация затрат на имущество, которое предприятия покупают для технологических нужд. На эти цели в бюджете заложено более одного миллиарда рублей. Но администрация будет работать только с теми, кто ведет легальный бизнес. То есть выводит зарплату «из тени», вовремя рассчитывается с работниками, полностью платит налоги.

— Каковы предварительные итоги развития края?

— В этом году в целом сохраняется прирост основных отраслей экономики. Растет внутренний спрос на продукцию предприятий края. Но есть отстающие секторы. В частности, замедлились темпы роста в промышленности. Сейчас есть данные по 9 месяцам этого года — рост всего 2,3%. Связано это с тем, что слишком быстро растут цены на сырье: металлопрокат, уголь, зерно. Соответственно, выросли издержки производства на предприятиях, повысилась конкуренция на рынках сбыта продукции края.

— Значит ли это, что промышленный сектор стал аутсайдером?

— Совсем нет. Успешно развивается химическая и нефтехимическая, лесная промышленность, деревообработка. Если говорить о конкретных предприятиях, неплохую динамику имеют «Алтайвагон», Бийский котельный завод, Алтайский завод агрегатов, Алтайский станкостроительный завод, Барнаульский радиозавод. Рост показывает химическая и нефтехимическая промышленность — на уровне 40%. Во многом это связано с тем, что в этом году начал работать Алтайский шинный завод. Динамично развивается медицинская промышленность, где объем производства превысил 1,5 млрд рублей. Это одна из инвестиционно привлекательных отраслей в крае. За первое полугодие текущего года инвестиции в этот сектор составили более 80 млн рублей.

В крае сохранена сильная база по химическому производству. Такие предприятия, как ФНПЦ «Алтай», «Алтайхимпром», «Востоквит» имеют свои инновационные разработки в изготовлении лекарств, свои исследовательские центры.

— Вы обещали наладить более тесные экономические связи с регионами…

— И налаживаем. Достаточно вспомнить поездку в Кузбасс, встречу с губернатором Кемеровской области Аманом Тулеевым, когда в короткие сроки нам удалось решить проблему поставки в край угля по умеренным ценам.

Внешнеторговый оборот края за 9 месяцев этого года составил почти $650 млн, что почти в два раза больше аналогичного периода прошлого года. 70% внешнеторгового оборота составляют сделки с Казахстаном, Украиной, Узбекистаном. На новый уровень выходят наши отношения с Беларусью. От президента Беларуси Александра Лукашенко я получил приглашение, думаю, нам удастся реанимировать наши связи. Развиваются и углубляются отношения с Китаем и Монголией. Китайские инвесторы проявляют большой интерес к развитию инвестиционного сотрудничества на Алтае. Так что, несмотря на объективные трудности, уже сегодня растет интерес к краю как к довольно перспективному деловому партнеру.

— Прошедшие полгода активно шел процесс формирования команды администрации края. Какие итоги?

— Команда сформирована, и назвать ее молодой уже нельзя. Она работает с апреля, имеет представление о проблемах в крае. Команда сплоченная, четко знающая задачи и пути их решения.

На первых моих встречах с аппаратом администрации я никого не увольнял, наоборот, призвал: у кого есть желание и стремление работать на свой край — трудитесь. И то, что на моем столе потом появились заявления об увольнении, значит, что люди самостоятельно и осознанно приняли решение. Это нормальный процесс смены власти. Опыт, конечно, вещь хорошая. Но он неизбежно накладывает отпечаток на стиль работы человека. Работать в новых условиях, при новых требованиях он не может. Краю сейчас как никогда нужны свежие силы, свежий взгляд на внутренние проблемы.

Точка зрения

Виктор Фоминых, заслуженный работник сельского хозяйства РФ, президент Союза зернопереработчиков Алтая, советник крайадминистрации по аграрным вопросам:

— В настоящее время среди негосударственных собственников в большинстве своем эффективными являются лишь фермеры первой волны, уже получившие неоценимый опыт, укрепившие свое финансовое положение и материально-техническую базу. Тогда как многие сельхозпредприятия, у которых адаптация к новым рыночным условиям свелась лишь к смене организационно-правовой формы, оказались на грани банкротства.

Усугубляет ситуацию в АПК и то, что отношения между руководителями хозяйств и трудовыми коллективами строятся на принципах, далеких от справедливости. Между тем реакции властей на подобное положение дел не было, что деморализующе действовало на трудовые коллективы и лишало их стимула к эффективной работе. Эта проблема сегодня актуальна для края и требует безотлагательного решения. Ведь если власть не принимает оперативных мер по фактам нарушения имущественных прав граждан, это ее дискредитирует. Учитывая это, по поручению главы администрации края создана рабочая группа для рассмотрения жалоб, которые поступают губернатору от аграриев.

Сейчас многие руководители сельскохозяйственных производственных кооперативов распоряжаются имуществом как собственники. Однако той ответственности, которая должна быть у настоящих собственников, они не несут, поскольку все имущество находится в долевой собственности. Обстоятельства сложились таким образом, что в последние годы значительные площади сельхозугодий в крае оказались бесхозными, тогда как должны находиться в фонде перераспределения земель, от аренды которых муниципалитеты получали бы стабильные поступления. В аренду эту землю необходимо сдавать на конкурсной основе наиболее эффективному собственнику, предлагающему за нее максимальную цену, и способному распорядиться ею наиболее эффективно. Сейчас же получается так, что гектар отдают в аренду за 50 рублей тому, кто решить эти задачи не в состоянии. Напротив, эффективные собственники и те, кто потенциально могут стать таковыми, не имеют возможности получить землю, заплатив и по 300 рублей за гектар.

К сожалению, уже первые шаги по изучению этой проблемы показали, что не все из руководителей хозяйств края готовы стать собственниками и взять на себя большую ответственность. В то же время те, кто имеют задатки для того, чтобы сыграть роль эффективного собственника, чаще всего не являются руководителями. Но они уже готовы к тому, чтобы стать настоящими хозяевами, им просто нужно в этом помочь.

Светлана ЧИСТЯКОВА


Comments are closed.

Так же в номере