Главная » Спецвыпуск » Революция, рождающая собственников

Революция, рождающая собственников

Экономика Алтая на протяжении последних лет определяется результатами деятельности агропромышленного комплекса (АПК). Однако снижение темпов роста эффективности отрасли потребовало от крайадминистрации пересмотра всей идеологии реформирования сельского хозяйства. Преобразования направлены на решение не столько тактических, сколько стратегических задач, и по своей радикальности претендуют на эпитет «революционные». Для достижения главной цели своего амбициозного плана — привлечь в аграрный сектор эффективного собственника — региональные власти рассматривают возможность реорганизации системы государственного управления отраслью.

Форма определяет результат

Важнейшее значение в разрабатываемой программе уделяется развитию лизинга. Для этого предполагается образовать краевую лизинговую компанию и привлечь в нее средства частных инвесторов. Фото Михаила ПЕРИКОВА

В течение последних лет темп развития АПК Алтайского края задают пищевая и пищеперерабатывающая отрасли, на долю которых в 2004 году пришлась треть общего объема промышленного производства края. С начала года объем капитальных вложений предприятий отрасли составил около 323 млн руб., или 30% от общего объема инвестиций в промышленность края. Финансовые вложения в приобретение нового оборудования и транспортных средств в 2004 году достигли около 200 млн руб., или 62% от всех вложений в капитал пищевых и перерабатывающих предприятий. В крайадминистрации в этом году пришли к выводу, что одной из главных причин динамичного развития, например, зерноперерабатывающих предприятий Алтая стал приход в отрасль эффективных собственников, чему способствовала организационно-правовая форма этих предприятий, ставших в большинстве своем открытыми акционерными обществами.

По данным Главного управления сельского хозяйства края, за 9 месяцев объем валовой продукции в аграрном секторе составил 38,5 млрд руб., или 100,1% к соответствующему периоду прошлого года. По прогнозам Главного управления экономики и инвестиций администрации края, доля сельского хозяйства в валовом региональном продукте с 21,5% в 2003 году увеличится в 2004 году до 22%.

Всего в текущем году из краевого бюджета для АПК было выделено 573 млн руб., в том числе на авансирование сезонных работ — более 240 млн руб. За этот период предприятиями переработки и сельхозтоваропроизводителями было получено льготных кредитов на сумму 3,2 млрд руб., что на 15% превысило показатель предшествующего года. Из федерального бюджета в 2004 году в АПК Алтая поступило средств на сумму 1,1 млрд руб., в том числе поставлено 130 кормо- и зерноуборочных комбайнов, 110 тракторов и другой сельскохозяйственной техники на 312 млн руб. Тем не менее, по данным Главного управления сельского хозяйства края, обеспеченность хозяйств основными видами сельскохозяйственной техники составила в 2004 году не более 50% от потребности.

По данным крайадминистрации, из 860 сельхозпредприятий 620 (70%) завершают год с положительными финансовыми результатами, получив за 9 месяцев прибыль в размере 400 млн руб. против 370 млн руб. убытка в 2003 году.

Между тем, в отличие от перерабатывающей отрасли, такая организационно-правовая форма не получила широкого распространения среди сельскохозяйственных предприятий, прежде всего потому, что структура управления акционерным обществом требует изменений системы управления, применения новых форм работы с акционерами. Сказываются также опасения трудовых коллективов потерять контрольные пакеты акций обществ, которые могут перейти в руки частных лиц и организаций, далеких от сельского хозяйства.

Кроме того, в акционерных обществах, появившихся в последнее время в секторе производства сельхозпродукции, сложилась структура собственников, препятствующая повышению инвестиционной привлекательности предприятий. В процессе реорганизации колхозов и совхозов в соответствии с законодательством право на участие в уставном капитале получили, как правило, их работники. По данным крайадминистрации, в настоящее время в 67,3% акционерных обществ держателями контрольных пакетов акций являются работники, в 17,7% — пенсионеры, в 4% — другие категории собственников, и в 11% обществ не выявлено четко выраженного держателя (требует уточнения).

Аналогичная ситуация сложилась на Алтае и среди сельскохозяйственных производственных кооперативов (СПК). В большинстве из них в качестве ассоциированных членов преобладают пенсионеры, временно отсутствующие работники, а также лица, которым паи перешли в порядке наследования. Отсутствие интереса к СПК у внешних инвесторов обусловлено и тем, что эффективность производства в этой категории сельхозпредприятий по-прежнему остается низкой, дивиденды часто не выплачиваются, поскольку прибыль направляется на обновление основных фондов.

В 2003-2004 годах в крае наметился процесс прихода в сельхозпроизводство зерноперерабатывающих компаний и производителей продуктов питания. Однако ранее наблюдалась прямо противоположная тенденция — в 1999-2000 годах в расчете на бюджетную поддержку ходатайства о передаче имущества в собственность Алтайского края для создания краевых государственных унитарных предприятий подали 60 сельскохозяйственных предприятий. И лишь в силу ограниченных возможностей бюджета принимать на себя долги этих предприятий в краевую собственность было передано лишь одно предприятие.

По мнению экспертов, главным сдерживающим фактором повышения эффективности АПК Алтая является отсутствие в этом секторе класса эффективных собственников. Свое влияние на темпы развития сельхозпредприятий оказывают также слабо организованная система оформления прав собственности на основные средства производства в аграрном секторе, значительные масштабы «теневого» оборота земли и незначительная роль государства в защите интересов сельхозпроизводителей. «Сегодня в АПК Алтая конкурентоспособность большинства продовольственных товаров обеспечивается низкими закупочными ценами и низкой заработной платой, которые подрывают стимулы для дальнейшего производства и обусловливают низкую производительность труда, а также ведут к вывозу сырья и большому «теневому» обороту продукции», — говорят чиновники Главного управления сельского хозяйства края.

В сложившейся ситуации крайадминистрация ставит перед собой задачу уже в обозримом будущем провести массовую инвентаризацию земельных участков и закрепить за каждым паем конкретного собственника. В свою очередь паи, использование которых будет признано в судебном порядке незаконным, станут передаваться в фонд перераспределения земель для последующей сдачи в аренду. В кулуарах крайадминистрации прямо говорят, что если этого не сделать сейчас, то потом можно будет потерять все сельское хозяйство региона.

Укрупнение путем поглощения

Рисунок Владимира СТЕПАНОВА

Способствовать решению базовых проблем АПК Алтая призвана региональная программа развития отрасли до 2010 года. «В настоящее время в бюджете края уже предусмотрен механизм, с использованием которого будут финансироваться проекты и программы развития реального сектора экономики, прошедшие конкурсный отбор на условиях возвратности, платности и срочности. В сочетании с сокращением налоговой нагрузки именно такая бюджетная политика обеспечит создание наиболее благоприятных условий для устойчивого экономического роста. В частности, одной из форм господдержки является компенсация за счет средств краевого бюджета части процентной ставки по полученным кредитам», — заявили «КС» в крайадминистрации.

В качестве одного из вариантов достижения заявленной цели рассматривается возможность предусмотреть в краевом бюджете на следующий год отдельной строкой средства на кредитование на возвратной основе под залог приобретаемых сельскохозяйственных земель и имущества. Также планируется оказание правовой поддержки будущим собственникам со стороны крайадминистрации в процессе выкупа имущества.

Идеологи аграрной реформы исходят из того, что целесообразно оказывать господдержку тем собственникам, которые способны развивать не только свои хозяйства, но и выражают готовность выводить из кризиса не принадлежащие им предприятия. Поэтому тезис о необходимости укрупнения сельхозпроизводства на Алтае может стать одним из ключевых пунктов программы. В то же время ее авторы довольно скептически оценивают получивший в последние годы распространение в крае опыт интеграции производителей и сельхозпереработчиков. Практика показала, что, с одной стороны, затраты крупных холдингов, инвестировавших в сельхозпроизводство, окупаются довольно медленно, с другой — производители не всегда получают от инвесторов должную поддержку. Поэтому очевидно, что в дальнейшем схема взаимодействия между этими участниками бизнес-процесса в сельском хозяйстве подвергнется существенной корректировке.

Впрочем, единого мнения по этому вопросу пока нет даже у крайадминистрации. «Сегодня в крае одновременно наблюдается как укрупнение сельхозпредприятий, так и их деление. Укрупнение происходит через присоединение слабых хозяйств к наиболее сильным. В то же время идет процесс выделения из коллективных крестьянских хозяйств. Члены трудовых коллективов забирают свои земельные паи и организуют собственные предприятия. Для государства неважно, какими по размеру будут хозяйства, будут ли они коллективными или частными. Если руководитель предприятия мотивирован и, главное, способен организовать производственный процесс так, чтобы хозяйство если не процветало, то хотя бы работало стабильно и получало прибыль, его нужно поддержать», — считают в крайадминистрации.

Статистиков сменят эксперты

Одной из самых радикальных новаций процесса реформирования АПК региона, возможно, станет изменение структуры государственного управления сельским хозяйством. Не исключено, что уже в обозримой перспективе Главное управление сельского хозяйства края откажется собственно от функции «управления» отраслью, доставшейся в наследство нынешним чиновникам еще с советских времен. Оно постепенно перейдет к более актуальным для рыночной экономики аналитической работе, мониторингу конъюнктуры цен, правовому обеспечению сельхозпредприятий, а также к координации усилий участников тех или иных проектов в сельском хозяйстве.

По данным «КС», в недрах крайадминистрации даже вызревают планы создать на базе Главного управления сельского хозяйства новое ведомство с соответствующей рыночным условиям структурой. В случае такого развития событий для повышения мотивации персонала будут существенно повышены должностные оклады, а отбирать чиновников начнут на конкурсной основе.

Важнейшее значение в разрабатываемой программе уделяется развитию лизинга. Для этого предполагается образовать краевую лизинговую компанию и привлечь в нее средства частных инвесторов. Кроме того, предлагается обязать поставщиков сельхозтехники обеспечить ее гарантийное и послегарантийное обслуживание на территории края. Также рассматривается возможность создать альтернативную «Алтайагропромснабу» сеть поставок материально-технических ресурсов. В настоящее время предварительно уже обозначен круг предприятий в районах, которые могут быть использованы в качестве межрайонных пунктов материально-технического обеспечения и сервисного обслуживания.

Судя по всему, уже в ближайшее время изменятся и функции КГУП «Алтайагропрод», играющего в регионе роль агента крайадминистрации по закупу и поставке на конкурсной основе сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных региональных нужд. «Главная задача «Алтайагропрода» — обеспечивать грамотное целевое использование средств, выделенных краевым бюджетом. Поэтому сегодня эта организация, во-первых, должна вернуть в бюджет края средства по товарным кредитам, ранее выданным хозяйствам региона. Во-вторых, разработать оптимальную схему, которая бы позволила «Алтайагропроду» более эффективно выполнять свои функции по поиску наиболее дешевых ресурсов, а также привлекать инвесторов, которые бы вкладывали деньги в сельское хозяйство Алтайского края», — считают в крайадминистрации.

Впрочем, пока эксперты расходятся в оценках намеченных преобразований. По словам гендиректора агропредприятия «Росса» Юрия Юрченко, пока «критической массы» эффективных собственников не накоплено в сфере не только производства, но и переработки продукции. «Вектор реформ выбран правильно, однако пока на Алтае не будут созданы условия, упрощающие оборот сельскохозяйственных земель и порядок кредитования сельхозтоваропроизводителей, ожидать качественных изменений в АПК не приходится», — считает Юрченко. В свою очередь председатель Союза крестьянских (фермерских) формирований Алтая Александр Вайс не сомневается в необходимости реформы в АПК: «За последние годы из 900 сельхозпредприятий в крае продолжают стабильно работать лишь 115, остальные разорились. Успешно развиваются фермерские хозяйства, однако это не значит, что государству следует поддерживать только их — сельское хозяйство в условиях нашей страны должно быть многоукладным».

Напротив, председатель комитета крайсовета по агропромышленному комплексу и природопользованию Николай Золотухин считает, что главной причиной неудовлетворительного состояния АПК является не дефицит эффективных собственников, а неэффективная государственная политика: «До сих пор на федеральном уровне нет внятного закона, регламентирующего сельскохозяйственную деятельность, что делает невозможным дальнейшее развитие отрасли. Эффективная деятельность ни в коей мере не зависит от формы собственности — в крае обанкротилось множество не только коллективных хозяйств, но и частных предприятий. Сельское хозяйство — сложный механизм, успешное функционирование которого определяется не только наличием эффективного собственника, а гораздо большим количеством факторов».

По мнению председателя ассоциации сельхозпереработчиков «Интер» Сергея Михеева, ставка на создание эффективных собственников оправдает себя, только если будет решен ряд других актуальных для отрасли проблем. «Низкий профессиональный уровень специалистов, недоступность кредитных ресурсов банков, отсутствие защиты прав собственников тормозят деятельность частных инвесторов в АПК. Сегодня на одного эффективного собственника в сельском хозяйстве приходится несколько неэффективных, которые работают рядом с ним, обворовывают его, и бороться с этим практически невозможно», — подчеркивает Михеев. Наконец, особое внимание эксперты обращают на правовую сторону механизма отбора эффективных собственников. «Главным критерием этой процедуры должны стать экономические показатели претендента на эту роль», — говорит Александр Вайс. Вторит ему и Юрий Юрченко: «Процесс передела собственности необходимо осуществлять только в правовом поле, иначе «перегибов» избежать не удастся».

Вячеслав САЛАНИН


Comments are closed.

Так же в номере