Главная » Компании » Поделить RRJ

Поделить RRJ

Оксана СНИЦАРЬ

 

Новосибирское авиационное производственное объединение им. Чкалова (НАПО) может лишиться своего статуса главной технической площадки для производства нового самолета — Russian Regional Jet (RRJ). Проектом активно интересуется итальянская Alenia Aeronautica, которая намерена принять участие не только в управлении, но и в самом производстве. Уже сейчас стороны не исключают, что в 2006 году часть работ над RRJ будет перенесена в Италию. По информации «КС», на следующей неделе НАПО им. Чкалова посетит делегация итальянской компании.

Russian Regional Jet — совместная разработка ЗАО «Гражданские самолеты «Сухого» (100-процентная «дочка» холдинга «Сухой»), компании Boeing и ОАО «Ильюшин». Семейство самолетов RRJ представлено тремя моделями вместимостью 60, 75 и 95 мест, с дальностью полета до 5 тыс. км. Прогнозируемый спрос на них составит около 800 машин в течение 20 лет. Ориентировочная стоимость проекта — не менее $1 млрд. Предполагается, что первый самолет появится к 2006 году.

НАПО им. Чкалова может лишиться статуса главной технической площадки для производства RRJ. На фото — гендиректор НАПО им. Чкалова Александр Бобрышев. Фото Михаила ПЕРИКОВА

Работа авиахолдинга «Сухой» над проектом RRJ ведется с 2002 года. Основными производственными площадками RRJ являются НАПО им. Чкалова и КАПО (Комсомольск-на-Амуре), входящие в авиахолдинг «Сухой». При этом НАПО является основной площадкой для производства RRJ. Там же планируется проводить и окончательную сборку самолета. Об этом заявил глава холдинга «Сухой» Михаил Погосян во время своего визита в Новосибирск в прошлом году. Тогда, год назад, между «Сухим» и администрацией Новосибирской области было подписано соглашение о сотрудничестве, которое предусматривало загрузку производственных мощностей НАПО им. Чкалова (в том числе в рамках реализации проектов производства RRJ). По словам Погосяна, реализация этих проектов увеличит загрузку НАПО в несколько раз и обеспечит устойчивую работу предприятия не менее чем на 4–5 лет. Как рассказал «КС» заместитель гендиректора НАПО им. Чкалова Федор Жданов, предполагается, что НАПО будет выпускать в год до 50 самолетов типа RRJ, а КАПО — 15 самолетов. Однако события последних дней могут изменить планы руководства НАПО относительно роста объемов производства.

Прорыв в реализации планов «Сухого» по проекту RRJ произошел неделю назад во время работы Международного авиакосмического салона МАКС-2005. Тогда между авиахолдингом и правительством РФ в лице Федерального агентства по промышленности («Роспром») был заключен контракт, предусматривающий прямое госфинансирование на выполнение опытно-конструкторских работ по программе RRJ в рамках Федеральной целевой программы (ФЦП) «Развитие гражданской авиационной техники России с 2002–201О гг. и на период до 2015 г.». Сумма господдержки на период с 2005-го по 2009 год составит 7,9 млрд руб. Последним аргументом в реальности проекта стал договор купли-продажи на 10 самолетов RRJ95, заключенный между ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» и ОАО «Финансовая Лизинговая Компания». Самолеты предназначаются для «Трансаэро«, «Аэрофлот-Норд» и других компаний, а общая сумма сделки составила $262 млн.

Активный интерес к RRJ, подкрепленный реальными заказами и государственным финансированием, привлек в проект нового участника. Так, в конце прошлой недели итальянская компания Alenia Aeronautica (входит в итальянский авиационный концерн Finmeccanica, контролируемый государством) и холдинг «Сухой» подписали предварительное соглашение о приобретении не менее 25% акций ЗАО «Гражданские самолеты «Сухого». Как сообщает пресс-служба «Сухого», Alenia намерена содействовать в продвижении RRJ на международный рынок и создать совместные предприятия для осуществления послепродажной поддержки RRJ за рубежом. В ближайшее время окончательно выяснятся перспективы участия итальянской компании в этом проекте.

Планы авиационного холдинга «Сухой» по сотрудничеству с администрацией Новосибирской области по проекту производства RRJ могут измениться. На фото — глава холдинга «Сухой» Михаил Погосян (слева) и губернатор Новосибирской области Виктор Толоконский. Фото Михаила ПЕРИКОВА

Аналитики не исключают, что появление нового серьезного инвестора в проекте повлияет на объемы производства RRJ в России, а НАПО им. Чкалова может лишиться своего статуса — главной технической площадки для производства RRJ.

В самом НАПО реальность опасений относительно планов Alenia не исключают. «Мне известно, что Alenia намерена стать непосредственным участником проекта, — говорит «КС« Федор Жданов. — Более того, по неподтвержденной информации, итальянская компания намерена забрать часть производства RRJ в Италию, что не может не отразиться на объемах деятельности НАПО. Впрочем, говорить об этом пока преждевременно — бизнес-план RRJ будет готов через несколько месяцев. В любом случае участие в проекте крупного зарубежного авиапредприятия станет только плюсом для его реализации и продвижения продукции на авиарынке». По словам Жданова, «на следующей неделе запланирован визит делегации Alenia на наше предприятие. Цель визита — ознакомиться с производственным процессом и мощностями завода по созданию RRJ. На сегодняшний день в НАПО многое сделано для работы над RRJ. Так, например, в этом месяце мы приобрели два современных станка для изготовления деталей самолета. Пока в России таких станков нет ни на одном предприятии».

Впрочем, ряд специалистов считает, что решение о продаже 25% акций ГСС является «политическим». По словам аналитика компании «ЦентрИнвест» Геннадия Суханова, «сегодня на мировом авиарынке наиболее продаваемыми являются самолеты компаний Bombardier и Embraer. Не исключено, что намерение Alenia принять участие в проекте RRJ — попытка усилить свои позиции на мировом рынке самолетостроения (концерн Finmeccanica является производителем самолетов ATR). Думаю, что российские предприятия, на базе которых создается RRJ, могут не опасаться, что большая часть производственного процесса будет перенесена за рубеж. Я считаю, что для «Сухого« важнее участие в проекте крупной иностранной компании в плане обслуживания и продвижения готового самолета на авиарынке».

У компаний, которые планируют приобрести RRJ, свое мнение относительно участия иностранного производителя. Им с точки зрения покупателя самолетов важно, чтобы авиатехника отвечала всем техническим стандартам и требованиям безопасности. Так, по словам менеджера по связям с общественностью авиакомпании «Сибирь» Евгения Филянина, «мы сохраняем заинтересованность в самолетах RRJ (год назад компания первой заключила предварительное соглашение о намерении приобрести 50 самолетов RRJ. Договор купли-продажи между «Сибирью» и «Гражданскими самолетами Сухого« не заключен). Сейчас мы вырабатываем механизмы финансирования и условия поставок самолетов RRJ. Где именно будет происходить сборка самолета или изготовление его деталей — за рубежом или в России, — для нас не принципиально».



Comments are closed.

Так же в номере