Главная » Финансы » Месть кредитора, или Черная метка коллектора

Месть кредитора, или Черная метка коллектора

В мае 2010 года «КС» опубликовал материал www.ksonline.ru/nomer/ks/-/jid/491/cat_id/7/id/23659. Недавно к нам вновь обратились герои статьи. Они решили опять взять кредит, но им отказали во всех банках, куда они обращались. Как оказалось, в их кредитной истории стоит черная метка «скандальный клиент» (хотя они погасили все долги и в СМИ обратились после того, как сотрудники коллекторского агентства отказались решать проблему мирным путем).

Субъективное мнение

«Если у заемщика был кредит, который он гасил с просрочкой, то информация об этом всегда будет храниться в бюро кредитных историй и никуда не денется. Именно поэтому мы учим наших кредитных экспертов в общении с клиентами максимально доходчиво объяснять им важность своевременного гашения кредита. Для самого клиента нет смысла «по своим источникам» выяснять, что творится в записях о его кредитной истории — он может официально и совершенно бесплатно запросить свою историю в БКИ», — комментирует ситуацию руководитель департамента розничных рисков Совкомбанка Татьяна Евстигнеева.

По мнению Евстигнеевой, субъективное влияние на кредитную историю заемщика исключено, в том числе на присвоение статуса «скандальный клиент» — в кредитные бюро отправляются только фактические данные по его долгу и соблюдению графика погашения. Формирование данных и отправка происходят автоматически.

Исполняющий обязанности управляющего Сибирского филиала ВТБ 24 Константин Каменщиков также заявляет, что никакого субъективизма по отношению к заемщикам у БКИ быть не может, поскольку запрос в бюро отправляется роботом и робот же отвечает о количестве просрочек и их длительности. А директор Дирекции верификации и работы с задолженностью ОТП Банка Алексей Чернышев добавляет, что и коллекторы на кредитную историю повлиять не в состоянии — они не имеют отношений с НБКИ.

«Банк не дает кредит не потому, что есть пометка «скандальный клиент», а потому что заемщик допустил просрочку. Причем политика некоторых банков такова, что достаточно одной просрочки, чтобы банк отказал потенциальному заемщику в получении кредита, не говоря уже о многочисленных просрочках и судебном разбирательстве. В таком случае банки просто не хотят рисковать», — считает генеральный директор компании «Секвойя Кредит Консолидейшн» Елена Докучаева.

Впрочем, данной точки зрения придерживаются далеко не все участники рынка. Так, Константин Каменщиков отмечает, что «если клиент брал ранее кредиты, имел просрочки, но потом погасил их, то решение о выдаче кредита в ряде банков принимают на кредитных комитетах. Там могут принять свое решение (в ВТБ 24 такой практики нет)».

Руководитель Представительства АСВ в СФО Константин Васильев также заявил «КС», что субъективная информация о клиенте и его кредитная история имеют вес, так как пометка на кредитной истории «скандальный клиент» — это возможные дополнительные риски для банка. И если история «испорчена», получить кредит достаточно тяжело.

Директор по развитию направления ИН «БГ-Брокеридж» РГКК «Инновационная бизнес-группа» Марина Алексеева вообще заявляет, что корректность информации никто в БКИ настоящее время не контролирует, и строгих правил, что можно вносить, а что — нет, не существует. «Да, в данном случае должника наказали таким образом: отсекли от возможности получения кредитов. Такая практика существует, и пресечь ее невозможно, в базе нет обязательного указания на автора вносимой информации (не с кого спросить в конечном итоге). Я не могу сказать, что такие случаи часто встречаются, но иногда мы с ними сталкиваемся», — говорит эксперт.

Переписать набело

Собеседники «КС» разошлись в оценках вероятности реабилитации заемщика, попавшего в такую ситуацию.

«Исправить кредитную историю нельзя. Информация о платежах по кредитам, поступающих суммах и просрочке фиксируется в кредитной истории каждого человека и изменению не подлежит, — говорит Елена Докучаева. — Однако важнее всего последние данные в этой истории. Поэтому у части заемщиков, которые прежде имели просрочки по платежам, но все же выплатили кредит, есть шанс получить кредит под более высокие проценты и затем исправно его выплатить. Тогда в кредитной истории заемщика появится положительный прецедент, который в дальнейшем откроет возможность для получения банковских кредитов на более выгодных условиях. Береги честь смолоду — лучшая рекомендация в ситуации с получением кредитов».

«В ближайшем времени клиенты в прямом смысле будут «платить» за качество своей кредитной истории. Если она безупречная — получай льготный процент, если были серьезные просрочки, придется платить за возможность кредитования, — продолжает Алексей Чернышев. — То, что произошло — не прецедент, а правда жизни. Сегодня граждане халатно относятся к своей кредитной истории. И только потом ощущают последствия».

«Если клиент подтверждает свою кредитоспособность, предоставляет документы, подтверждающие доходы, владеет недвижимостью или может оформить залог, то он может получить кредит. Хотя это и будет достаточно тяжело», — возражает Константин Васильев.

Марина Алексеева также считает, что у клиента есть возможность исправить ситуацию, если он договорился с кредитором и банк к нему не имеет претензий. Клиент берет у банка соответствующую справку и может написать кредитору заявление с просьбой об изменении его статуса в БКИ в связи с исполнением кредитных обязательств в полном объеме. В заявлении нужно обязательно указать просьбу об изменении статуса. «Мои клиенты уже не раз пользовались такой возможностью. Но это реально только при условии, что с банком сохранены уважительные взаимоотношения. Если расстались врагами, то не стоит ожидать лояльности от кредитора», — говорит Алексеева.

Еще одна возможность восстановления честного имени — оспорить недостоверную информацию в кредитной истории. В такой ситуации заемщик должен написать заявление на оспаривание в бюро кредитных историй http://nbki.ru/serviceszaem/spor. Затем сотрудники бюро делают запрос в банк и выясняют все обстоятельства дела. По истечении месяца (или быстрее – все зависит от банка) заемщик получит отчет о проведенной проверке. «Если банк признает свою ошибку, то кредитная история будет исправлена. Если же банк не признает ошибки, а заемщик уверен в своей правоте, то стоит обратиться в суд», — говорят в НБКИ.



Comments are closed.

Так же в номере