Главная » Алтайский край » Главные цели — повышение качества услуг и обеспечение пенсионных прав граждан

Главные цели — повышение качества услуг и обеспечение пенсионных прав граждан

В 2000 году прожиточный минимум пенсионеров Алтайского края был самым низким в стране. И хотя сейчас ситуация далека от идеальной, положение пожилых людей стабильно улучшается. О проблемах и перспективах пенсионного обеспечения этой категории граждан в интервью корреспонденту «КС» АЛЕКСЕЮ СКОМОРОХОВУ рассказал управляющий Отделением Пенсионного фонда России (ОПФР) по Алтайскому краю БОРИС ТРОФИМОВ.

В 2005 году на выплату пенсий, ежемесячных денежных выплат и дополнительного материального обеспечения краевым Отделением ПФР выплачено 21,4 млрд руб., что на 33% больше, чем в 2004 году (16,1 млрд руб.). Средний размер трудовой пенсии по старости за год увеличился с 2121 руб. до 2638 руб. (24%). На 1 апреля 2006 года средний размер пенсии в крае: по старости — 2830 руб., у инвалидов войны — 7253 руб., у участников ВОВ — 6908 руб., вдов военнослужащих — 5202 руб.

— Борис Александрович, какое место занимает ОПФР по Алтайском краю в стратегии развития региона?

— Мы финансируем около 700 тыс. пенсионеров: выплачиваем пенсии, ряд пособий, осуществляем ежемесячные денежные выплаты. Объем средств в 2006 году находится в пределах 25,5 млрд руб. (Бюджет края — 31 млрд руб. — «КС».) По этим количественным характеристикам можно наглядно представить место и значение ОПФР с точки зрения своевременности, объема и качества выплат и оказываемых услуг для более чем полумиллиона пенсионеров.

— Какие проблемы в материальном обеспечении пожилых людей существуют на данный момент?

— Главная проблема заключается в том, что уровень материального обеспечения абсолютного большинства пожилых людей края не соответствует их физическим, эмоциональным и трудовым затратам. Более того, 136 тыс. пенсионеров имеют доход ниже прожиточного минимума. В последние годы явно наметилась тенденция резкого расслоения по уровню дохода различных категорий пенсионеров, раздела их на федеральных, региональных и просто не приписанных ни к одному финансовому регистру.

— Как в крае реализуется установка государства на повышение качества жизни пожилых людей?

— Важнейшими индикаторами, позволяющими оценить жизненный уровень пенсионера, являются такие показатели, как средний размер пенсии, дифференциация пенсии, ее покупательная способность, величина прожиточного минимума, рассматриваемые во взаимосвязи друг с другом.

Сегодня, базируясь на статистических материалах, можно дать оценку, проследить наметившуюся тенденцию. Соотношение среднего размера пенсии и величины прожиточного минимума в крае существенно выше среднероссийского. Но должен отметить, что прожиточный минимум пенсионера на протяжении последних шести лет был ниже среднероссийского. От прожиточного минимума непосредственно зависят размеры жилищных субсидий, социальные выплаты. В июне текущего года предусмотрен пересмотр состава продовольственной корзины в сторону увеличения, а далее и прожиточного минимума. В 2005 году общий объем средств из всех источников на пенсионное обеспечение и иные меры социальной поддержки вырос по сравнению с 2000 годом почти в четыре раза. И очень важно, что из краевого бюджета выделено свыше 800 млн руб. — против 12 млн руб. в 2001 году.

Хочется отметить нематериальные аспекты качества жизни пенсионера — социальную адаптацию, поддержку различных форм общественной активности пенсионера. Важную роль в этом плане играет общественная организация «Союз пенсионеров».

— Какие методы повышения эффективности социальной поддержки старшего поколения внедряет ОПФР по Алтайскому краю?

— Необходимо иметь объективную статистику состояния и положения каждого пожилого человека. Если мы имеем статистически подтвержденную ежемесячную базу данных по получателям пенсий и различных пособий, то, естественно, мы должны иметь аналогичную базу по получателям тех пособий, которые идут из краевого бюджета. Нам необходим социальный паспорт пожилых людей края. Исходя из социального паспорта, из потребностей, которые накладываются на наши возможности, мы можем сказать: допустим, увеличиваем бюджет 2006–2007 годов на 800 млн руб. (медицинское обслуживание, санаторно-курортное лечение, телефонию, транспорт, ремонт и т. д.). Но когда нет общей статистически и бухгалтерски выверенной картины, можно говорить только в общих чертах: финансирование увеличено на 800 млн руб., а каким образом они распределились по краю, по конкретному человеку, неизвестно.

Или тема качественного стационарного и амбулаторного медицинского лечения, особенно в сельской местности. С одной стороны, в разы увеличилось финансирование на дополнительное лекарственное обеспечение, с другой — очереди в больницах, жалобы на отсутствие лекарственных препаратов и как следствие — около 4 тыс. пенсионеров уже в этом году отказались от соцпакета. Также важна тема кредитования личных подсобных хозяйств в рамках национального проекта. Есть большой спрос со стороны пожилых людей, есть финансовые ресурсы, но пока по-прежнему «хождение по мукам». Решение большинства проблем укладывается в простую формулу: «адресность — предметность — результативность».

— Вы уже затронули тему социального паспорта для пожилых людей. Известно, что для ветеранов Великой Отечественной войны такой паспорт уже существует. Расскажите об этом подробнее.

— Это была инициатива ОПФР по Алтайскому краю. Мы получили материальное, административное и техническое подкрепление со стороны Москвы. Паспорт был нами разработан к ноябрю прошлого года. Он интересен с точки зрения оперативного использования, оценки ситуации по тем услугам, которые получают труженики тыла и ветераны. Но, с моей точки зрения, это лишь первый шаг в формировании социального паспорта в рамках бюджетообразования. Если пользователем этого социального паспорта будет Комитет администрации края по финансам либо Главное управление соцзащиты, то уже бюджет 2007–2008 годов мы можем сформировать как эффективный, результативный, отслеживаемый и корреспондируемый на каждого получателя. Пользователем социального паспорта должен быть не пенсионный фонд, а субъект.

— Какие элементы являются основными в стратегии развития ОПФР по Алтайскому краю на ближайшую перспективу?

— Сроки назначения пенсии необходимо довести максимум до десяти дней со дня подачи заявления. Свести к минимуму число застрахованных лиц без уплаты страховых взносов. Переломить ситуацию с ростом задолженности платежей на обязательное пенсионное обеспечение, по крайней мере заморозить ее объемы по сравнению с прошлым годом.

Текущий год для Отделения должен стать годом активной законодательной инициативы. Подготовлен пакет инициатив в краевой Совет народных депутатов. Как пример — введение специального курса «Пенсионное обеспечение в Российской Федерации» в высших и средних специальных учебных заведениях и общеобразовательных учреждениях среднего общего образования Алтайского края.

Алексей СКОМОРОХОВ


Comments are closed.

Так же в номере