Главная » Макроэкономика » Тарифы определит полпред

Тарифы определит полпред

Для сибирской промышленности будут установлены «щадящие» транспортные тарифы. Это один из итогов обсуждения «Стратегии развития Сибири» на заседании правительства. Тарифы для сибирских предприятий будут установлены с учетом предложений аппарата полпреда. Поэтому заинтересованные структуры уже готовы начать лоббирование своих вариантов тарифной политики.

Железнодорожники предлогают Леониду Драчевскому свои способы индексации тарифов

Ровно неделю назад, как и предсказывал «Континент Сибирь», правительство одобрило программу «Стратегия развития Сибири». С учетом обсуждения, состоявшегося на заседании, в программу должны быть внесены последние изменения, и 20 мая Стратегия будет подписана Касьяновым. Среди вопросов, которые правительство предложило учесть при окончательной работе над документом, — формирование механизма реализации Стратегии, регулирование деятельности в Сибири естественных монополий в целях обеспечения ее устойчивого развития, регулирование миграционных процессов, развитие агропромышленного производства в Сибири и некоторые другие. Кроме того, одной из «существенных» поправок стало предложение поменять название программы на «Стратегия экономического развития Сибири».

В полпредстве говорят, что пока рано обсуждать практические способы реализации Стратегии. Тем не менее Драчевский и его сподвижники предприняли действительно неординарные меры для того, чтобы программа не осталась чисто концептуальным документом. Как сообщил полпред, по его предложению ежегодно в первом квартале в правительство будет представляться отчет об исполнении Стратегии. При этом отчитываться придется не Драчевскому, а Минэкономразвития, специалисты которого неоднократно заявляли, что Стратегия — не более чем философский документ. По словам одного из участников заседания, замминистра экономического развития Мухамед Циканов «просто подпрыгнул, услышав это предложение». Как стало известно «КС», у разработчиков Стратегии припасен и другой «рояль в кустах» для того, чтобы программа не осталась «философским документом». Для реализации положений программы предполагается создать межведомственную рабочую группу, в которую войдет руководство ведущих федеральных министерств и ведомств. Идею об этом подал министр природных ресурсов Виталий Артюхов.

Между тем, крупным ФПГ и естественным монополистам, работающим в Сибири, пора уже позаботиться об отстаивании своих интересов, в том числе и в аппарате полномочного представителя. Самый важный вопрос, который будет учтен в Стратегии, — регулирование деятельности естественных монополий в Сибири в целях обеспечения ее устойчивого развития. Регулирование в данном случае подразумевает прежде всего введение пониженных тарифов на некоторые железнодорожные перевозки. Как заявил на заседании премьер-министр Михаил Касьянов, такое решение может быть принято уже в мае-июне текущего года. Еще на прошлой неделе правительственная комиссия, которую возглавляет Виктор Христенко, приняла решение о повышении тарифов на железнодорожные перевозки с 1 июля на 13%. Однако до сих пор нет ясности, как будут меняться тарифы в зависимости от вида груза и расстояния перевозки. Между тем, у сибирских регионов и крупных производителей появилась реальная возможность поучаствовать в разработке механизма индексации транспортных тарифов. Как сообщил «КС» источник в аппарате сибирского полпреда, вполне вероятно, что в комиссию Христенко войдет представитель от сибирских территорий. Таким образом, у сибирских промышленников, прежде всего угольщиков и металлургов, появляется возможность повлиять на тарифную политику, в том числе через руководство Сибирского федерального округа. Как стало известно «КС», свои предложения уже представила Западно-Сибирская железная дорога. Наверняка своя точка зрения на то, как изменить тарифы, есть у угольщиков и металлургов.

Николай Говорин, начальник департамента промышленности администрации Кемеровской области: «Что касается железнодорожных тарифов, то область бы устроило, если бы они остались на уровне прошлого года, а именно спецставок, которые были записаны в Соглашении между МПС, Западно-Сибирской железной дорогой и администрацией области. По большому счету, должна быть дифференциация тарифов для всех регионов в зависимости от их географического положения». Между тем времени для того, чтобы повлиять на тарифную политику, остается не так много. Ранее первый замминистра путей сообщения Вадим Морозов сообщал, что соответствующие предложения принимаются до 15 мая, а официальное решение об изменении тарифов будет принято не позднее 20 мая.

Леонид Полежаев, губернатор Омской области:

— Принятая в правительстве концепция экономического развития Сибири ничего не дает ни Сибири, ни отдельным ее регионам в практическом плане. Это лишь набор рекомендаций о методах и путях развития, никаких программных положений документ не содержит. По мнению Министерства экономического развития и торговли, все проблемы сибирских территорий могут быть решены через федеральные программы. Поэтому ожидать, что при таком подходе будет дан толчок социально-экономическому развитию Сибири, на мой взгляд, не стоит. Впрочем, Стратегией, видимо, можно будет воспользоваться при защите в правительстве тех или иных региональных программ, но не более того. Другого я, собственно, и не ожидал — о чем говорить, если основные положения «Стратегии развития Сибири» были «вымыты» еще на начальном этапе ее обсуждения в правительстве.

Цели мы достигли одной — обратили внимание на проблемы, на то, что Сибирь имеет точки роста, способные усилить экономический потенциал России в целом. К сожалению, правительство не смогло ничего ответить на то, что прожиточный минимум в Сибири самый высокий в стране, а граждане этой части России ущемлены во многих социальных правах, и это стимулирует отток населения, ограничивает возможности готовить высококвалифицированные кадры. Без пересмотра тарифной политики переломить эту тенденцию невозможно. А большого желания пересматривать ее правительство не испытывает.

Константин КУЗЬМИН


Comments are closed.

Так же в номере