Главная » Спецвыпуск » Мы заинтересованы, чтобы клиент реже приходил в банк

Мы заинтересованы, чтобы клиент реже приходил в банк

Кузнецкбизнесбанк (КББ) является старейшим оператором и безусловным лидером «пластикового» рынка не только на Южном Кузбассе, но и в Сибирском федеральном округе: по сумме остатков на карт-счетах он уверенно входит в тройку ведущих операторов из числа самостоятельных банков Сибири. При этом доля остатков на картсчетах в КББ уже достигла 70% суммы всех вкладов, привлеченных банком. На розничном рынке своего региона КББ уверенно конкурирует со Сбербанком России и многочисленными филиалами иногородних банков по обслуживанию коммунальных платежей, потребительскому и ипотечному кредитованию. На вопросы редактора отдела «Банки» газеты «Континент-Сибирь» СЕРГЕЯ НИКИФОРОВА, касающиеся общих проблем развития современного банковского сервиса, ответил заместитель председателя правления КББ СЕРГЕЙ НИКИФОРОВ.

— Какова, на ваш взгляд, роль «пластиковых» программ КББ в развитии розничного бизнеса вашего банка?

— Кроме привлечения дополнительных ресурсов в форме устойчивых остатков на картсчетах, продвижение «пластиковых» программ, безусловно, помогает нам развивать потребительское и ипотечное кредитование. В целом основной задачей банка на розничном рынке является привлечение максимального числа частных клиентов, имеющих у нас свой счет. Он может служить для накоплений, получения заработной платы, проведения расчетов за коммунальные и иные услуги. Кроме того, мы экономическими рычагами стимулируем наших частных заемщиков обслуживать через картсчета и выданные им кредиты. Ведь чем меньше клиент будет приходить в банк, тем ниже себестоимость услуг и тем большее количество клиентов мы сможем обслужить. И Кузнецкбизнесбанк детально разработал систему стимулов для того, чтобы клиент реже приходил в банк.

Например, при проведении клиентом текущих платежей и выплате процентов по кредиту с картсчета ему не надо приходить в банк. Мы полностью автоматизировали эти платежи, не говоря уже о том, что такому заемщику предоставляется скидка по кредитной ставке. Наличие у клиента регулярно пополняемого картсчета в нашем банке, скажем, в течение шести месяцев часто заменяет ему кредитную историю. Это также отражается на процентной ставке и сроках предоставления кредита. Дополнительную скидку владелец карты получает и в случае, если он регулярно совершает покупки в магазине с использованием пластиковой карты нашего банка. Кстати, с учетом того, что торговые предприятия Новокузнецка обслуживаются преимущественно в КББ, наши карты «Золотая корона» принимают к оплате во многих торговых точках города. Таким образом, своевременное развитие банком «пластикового» сервиса сегодня помогает нам успешно развивать розничный бизнес, автоматизировать обслуживание кредитов и повышать наши комиссионные доходы.

— Какова доля потребительских кредитов, которые КББ обслуживаются через картсчета?

— Около половины выданных кредитов, а по сумме — намного больше половины.

— Почему?

— В их число входят крупные ипотечные кредиты.

— Сколько КББ выдал ипотечных кредитов?

— Сейчас мы обслуживаем 550 ипотечных кредитов, и в 2004 году планируем нарастить их объем еще на 150-200 млн рублей.

— Как вам это удалось?

— Сегодня с ипотекой работают уже многие банки. Но мы были первыми. На протяжении ряда лет мы отрабатывали ипотечное кредитование в «пилотном» режиме и нам удалось разработать оригинальное ноу-хау. После этого основной объем ипотечных кредитов мы набрали в течение последних 6 месяцев. Мы выдаем по 2-3 новых ипотечных кредита ежедневно.

— Каковы условия предоставления ипотечного кредита в КББ? Кто может себе его позволить?

— На наш взгляд, ипотечный кредит у нас может взять любой работающий житель Южного Кузбасса. Сегодня мы свободно можем предоставить кредит на 5 лет по ставке от 17% годовых (с учетом скидок, предоставляемых картодержателю). Причем 17% — это реальная цифра, без каких-либо дополнительных сборов.

— Какова доля КББ на «пластиковом» рынке?

— С учетом высокой активности СБ РФ и других филиалов на этом сегменте мы оцениваем свою долю примерно в треть местного рынка.

— У КББ один из самых высоких средних остатков на картсчете в Сибири. Как вам удалось добиться такой «оседаемости» денежных средств? Какова у вас доля «зарплатных» картсчетов?

— «Зарплатных» картсчетов у нас около 60%, причем все операции по ним — платные. Остальные картсчета открыты клиентами индивидуально. Многие жители Новокузнецка, работающие на предприятиях, которые не обслуживаются в нашем банке, пишут заявления в свои бухгалтерии о перечислении заработной платы на открытые у нас карт-счета, и это притом, что в КББ чуть ли не самые низкие ставки по вкладам в городе. Однако благодаря качеству предоставляемого населению сервиса приток все новых клиентов не прекращается. Возможно, в этом «виноват» грамотный маркетинг, а возможно, на нас уже начинает работать имидж самого удобного в Новокузнецке банка. Пожалуй, только этим и можно объяснить высокую оседаемость средств на наших карт-счетах. Кроме того, мы строим свои сервисные сети только там, где это выгодно. В отличие от некоторых крупных столичных банков, готовых «накрыть» сетью допофисов целый регион, решение об открытии каждого офиса мы принимаем только исходя из экономической целесообразности.

— В Новосибирской области снятие наличных — это 99% оборота по картсчетам. Назовите главные, на ваш взгляд, причины слабого развития эквайринга.

— Их только две. С одной стороны, это нежелание владельцев торговых сетей связываться с обслуживанием карт и безобразный уровень подготовки продавцов, многих из которых невозможно заставить пользоваться терминалом. С другой стороны, это страх самого обывателя. Люди уже привыкли к банкоматам, поскольку многие вынуждены получать через них свою зарплату. Тратить же деньги они все еще боятся, опасаясь «сделать что-нибудь не так» и потерять деньги.

— Вы ощущаете конкуренцию на «пластиковом» рынке?

— Сегодня конкуренция на этом сегменте рынка жесточайшая, причем во всех регионах. В настоящее время все операторы предлагают примерно одни и те же услуги с крайне незначительным отклонением по их цене. А выигрывает тот, кто может предложить лучшее качество услуг, высокий комфорт, лучшее местоположение и более удобный для клиентов график работы. Определенное значение имеет и имидж банка. Впрочем, мы считаем, что конкуренция нам не мешает, а помогает развиваться и внедрять все более современный сервис. Кроме того, рост экономической культуры населения ведет и к росту спроса на банковские карты и другие современные услуги. И мы это все более отчетливо ощущаем.

— В какой мере развитие «пластиковых» программ, а также других современных банковских технологий может решить проблему охваченности банковским сервисом удаленных территорий? Каковы планы КББ по развитию сервисной сети?

— В целом современные технологии «дистанционного» обслуживания, включая интернет-бэнкинг, пересылку договоров и банковских карт по почте, безусловно, будут развиваться по мере формирования на них спроса. Пока же этот спрос не стимулирует экстренное развитие дистанционного обслуживания. Сегодня мы считаем перспективным развивать «информационные киоски», где клиент может с большим комфортом проводить свои платежи, хотя «Золотая корона» вполне позволяет оплатить коммунальные услуги и через банкомат. Вообще, с самого начала развития «пластиковых» проектов мы делали упор на строительство пунктов «самообслуживания». Причем свои банкоматы мы устанавливаем, как правило, не на предприятиях, а на оживленных центральных улицах и в «спальных» районах, где люди живут. И уже на основе информации по интенсивности операций населения через банкоматы на конкретных территориях мы принимаем решение о создании допофиса, где клиенты могут получить полный комплекс банковских услуг, включая переводы, конверсионные операции, прием и выдачу вкладов и кредитов.

Несмотря на обилие банков, мы не считаем Южный Кузбасс территорией, перенасыщенной банковским сервисом. В частности, нам уже очевидно не хватает наших 4 действующих офисов, 40 банкоматов и 40 пунктов приема коммунальных платежей в Новокузнецке и городе Мыски для обслуживания существующих клиентских потоков. И, на наш взгляд, полноценное развитие клиентского обслуживания на удаленных территориях, несмотря на весь прогресс в развитии банковских технологий, все же требует строительства допофисов. Кроме того, это позволяет укреплять обратную связь с клиентами, замечания которых нам уже не раз помогли улучшить качество предлагаемого сервиса.

На правах рекламы

Сергей НИКИФОРОВ


Comments are closed.

Так же в номере