Главная » Авто » Автомобиль в долгосрочное пользование.

Автомобиль в долгосрочное пользование.

Автомобиль в долгосрочное пользование.

Темпы роста продаж новых автомобилей в России замедлились, что не могло не отразиться на рынке автолизинга. Так, значительно ужесточается конкуренция между основными игроками. Несмотря на это, большинство экспертов ждут от 2014 года оптимистичный рост до 5%, и отмечают более выдающуюся динамику сибирского рынка автолизинга по сравнению с российским.

Расстановка сил

Ключевые позиции по направлению лизинга автотранспорта по Сибири преимущественно занимают компании розничного направления, имеющие широкую сеть продаж и специализирующиеся на финансировании малого бизнеса в сегменте коммерческого автотранспорта. На сегодняшний день к ним можно отнести таких игроков, как «ВЭБ-Лизинг», ЛК «Европлан», ГК «Балтийский лизинг», ГК «CARCADE», «РЕСО-Лизинг». Говоря о доле ключевых игроков руководитель центра продаж «Элемент Лизинг» в Иркутске Владимир Снегирев ссылается на данныеисследования В.Д. Газмана «Лизинг в России — 2012», согласно которому доля «ВТБ-Лизинг» составляет 11,1%, «Альфа-Лизинг» — 8,8%, «ВЭБ-Лизинг» — 4,5%, ЛК «Европлан» — 2,5%, ГК «Балтийский лизинг» — 2,0%. «Вэб-лизинг занимает 27% сибирского рынка лизинга автотранспорта, CARCADE – 20%, РЕСО-Лизинг – 20%, Европлан – 18%, Балтийский лизинг – 15%», — рассказывает региональный директор региона СибУр ООО «РЕСО-Лизинг» Екатерина Ерохина. По ее словам, при рассмотрении позиции компаний важное значение имеет региональная специфика, которая определяет серьезный перекос в сторону тех или иных игроков. «В частности, в Иркутске наиболее сильны позиции в салонах города у компании CARCADE. Здесь все зависит от команды», — заметила Екатерина Ерохина. В свою очередь генеральный директор компании CARCADE Лизинг Алексей Смирнов ссылается на данные, согласно которым по итогам 1 половины 2013 года в сегменте лизинга легковых автомобилей CARCADE по показателю «объем нового бизнеса» занимает 1 место среди всех лизинговых компаний, представленных в СФО. «Кроме вышеперечисленных, можем выделить также кэптивные лизинговые компании отдельных автопроизводителей (например, Nissan Finance, Volkswagen Finance – «КС»)», — добавил руководитель новосибирского филиала ГК «Балтийский лизинг» Михаил Талапов.

Примечательно, что большая часть лизинговых компаний, представленных на Сибирском рынке является федеральными. «Региональных лизинговых компаний не больше 25% от общего числа лизинговых компаний, представленных на этом рынке», — комментирует Владимир Снегирев. «В первую очередь, это связано с возросшей конкуренцией в данном сегменте», — пояснил Михаил Талапов. В «РЕСО-Лизинг» долю региональных компаний оценивают в 10%. «С 2013 года региональным лизинговым компаниям все сложнее работать самостоятельно – в условиях замедления роста экономики банки неохотно идут на финансирование региональных лизинговых компаний, что естественно негативно сказывается на их работе. Из крупных лизинговых компаний с иностранными акционерами можно назвать «Сименс Финанс», Carcade, Европлан, Райффайзен-лизинг», — добавил руководитель проектов ООО «ЭКСПО-лизинг» в Новосибирске Константин Грибов.

Автомобили и лизинг

По мнению директора Сибирского регионального филиала ЗАО «Сбербанк Лизинг», Вадима Лузанова, снижение объема продаж большинства автомобильных марок как в СФО, так и в России, отразилось и на объемах лизинга. «За последние 2 года рынок лизинга в Сибирском регионе сократился как по доле, так и по объему. Так, например, объем нового лизингового бизнеса по итогам 9 месяцев 2013 года сократился более, чем на 30% по сравнению с аналогичным периодом 2012. В целом, развитие региона соответствует общей тенденции развития рынка лизинга в РФ — рынок сокращается, если не учитывать крупные сделки крупнейших лизинговых компаний, связанных с финансированием ж/д и авиа техники», — заметил Владимир Снегирев. В свою очередь в «ЭКСПО-Лизинг» отмечают, что общие негативные тенденции в экономике негативно отражаются на спросе на лизинговые услуги. «Как результат – сокращение объема сделок, стагнация рынка лизинга», — пояснил Константин Грибов.

Несмотря на снижение темпов роста продаж транспортных средств на рынке в 2013 году, доля продаж в лизинг, по оценке аналитиков ГК «Балтийский лизинг», увеличивается. Лизинг автотранспорта в Сибири, в частности сегмент лизинга легкового автотранспорта, развивается более динамично, чем в целом по стране. «Доля сегмента в общем объеме нового бизнеса лизинговых компаний в СФО – более 30%, тогда как в РФ в целом – в пределах 10%», — пояснил Алексей Смирнов. «Сегмент практически всегда показывает рост разной интенсивности. На мой взгляд, возможна незначительная положительная динамика — в районе 5-10%», — комментирует Константин Грибов. Об этом свидетельствует увеличение доли лизинговых сделок, и увеличение количества новых лизинговых компаний. «Но в сравнении с Европейской частью РФ эта доля не столь высока», — считает Олег Шеменев.

Итоги года

Подводя итоги 2013 года, большинство участников сибирского рынка автолизинга констатируют увеличение объемов нового бизнеса (до 40%). В СФО в 2013 году объем нового бизнеса CARCADE составил 3,01 млрд. рублей и увеличился на 30,6% по сравнению с аналогичным показателем за 2012 год. «Это свидетельствует о том, что автолизинг становится все более востребованным компаниями малого и среднего бизнеса (МСБ), индивидуальными предпринимателями. 98% от объема нового бизнеса компании в СФО формируют договора лизинга с сегментом МСБ. В целом по стране мы увеличили новый бизнес за год на 25% — до 27,6 млрд. рублей», — отмечает Алексей Смирнов. «В целом по компании по итогам 2013 года объем нового бизнеса составляет 28,6 млрд. руб. Что касается результатов в сегменте автолизинга в СФО, то здесь мы показали значительный рост — более чем на 40%. Объем нового бизнеса нашей компании в сегменте легкового транспорта в регионе составил 1,18 млрд.руб. Мы значительно увеличили долю в данном сегменте», — отмечает Михаил Талапов. «Объем нового бизнеса в СФО увеличился на 8%, по сравнению с 2012 годом. Объем нового бизнеса с субъектами МСБ увеличился на 12,6%. Это неплохой результат, особенно на фоне общего спада рынка лизинга в СФО. В целом по России компания увеличила объем нового бизнеса на 33%», — комментирует Владимир Снегирев. При этом, по количеству сделок у «Сбербанк Лизинга» основная доля приходится на легковые автомобили, по сумме — грузовой автотранспорт (по причине большего «среднего чека»). «В 2013 г. было реализовано несколько крупных сделок по поставке пассажирских автобусов, в результате чего доля этого сегмента в несколько раз превысила все остальные», — добавил Вадим Лузанов.

Стоит отметить, что большая часть лизинговых сделок приходится на сделки с минимальным первоначальным взносом и максимальным сроком владения. И доля таких сделок увеличивается. «Многие лизингополучатели стараются не выводить из своих оборотных средств денежные средства, которые принесут дополнительный доход», — поясняет Олег Шеменев. Растет востребованность экспресс-продуктов, предполагающих короткие сроки рассмотрения и минимальный пакет неободимых документов.

Разброс по маркам

Тенденции спроса на лизинг конкретных видов автомобилей в Сибири совпадают с общероссийскими. Так, спрос на лизинговые услуги в сегменте дешевых легковых автомобилей остается стабильным. Растет спрос на автомобили премиум-класса, а также в сегменте коммерческих автомобилей и спецтехники. «В 2013 году снизились продажи в лизинг легковых автомобилей среднего класса (линейки Kia, Chevrolet). Возрос спрос на приобретение автомобилей премиум–класса, как средство вложения денег. На его рост повлияло недостаточное насыщение рынка, и российский менталитет. В 2014 году рост рынка продолжится в сегменте премиум. Возрастет спрос на такие марки, как Mercedes, BMW, Audi, Land Rover, Toyota, Lexus. Также по-прежнему будет расти спрос на «рабочие лошадки»: Renault, Hyundai, Газель», — прогнозирует Екатерина Ерохина. По ее словам, конкуренция между лизинговыми компаниями сохранится, как и низкая маржинальность сделок. Солидарен с коллегой и Алексей Смирнов. «Отмечу рост спроса на лизинг авто премиальных марок – за прошлый год мы увеличили количество таких машин, переданных в лизинг на 50%. Стабильно растет спрос на лизинг иномарок среднего ценового сегмента», — добавил Алексей Смирнов. «С нашей точки зрения, в СФО всегда был востребован лизинг коммерческой и специальной техники в связи с высоким промышленным потенциалом региона и реализацией инфраструктурных проектов. Этот сегмент останется востребованным и в последующие несколько лет. Он растет за счет увеличения спроса на финансирование со стороны корпоративных клиентов», — заметил Владимир Снегирев. А Михаил Талапов обращает внимание на рост объемов продаж в лизинг автомобилей с пробегом.

При этом, участникам рынка автолизинга стоит ожидать высокой конкуренции между собой, особенно в борьбе за качественных и надежных клиентов, которых становится все меньше на рынке. Наиболее конкурентными остаются сегменты легкового транспорта, как наиболее ликвидного, а также сегмент коммерческого транспорта и спецтехники. «Нужно быть готовыми к уменьшению спроса на лизинговые услуги в связи с возможным сокращением автомобильного рынка РФ и снижением экономической стабильности в целом», — считает Владимир Снегирев. «Так как задача всех лизинговых компаний, отмеченных выше – нарастить лизинговый портфель по легковым и коммерческим автомобилям, то борьба идет как за каждую сделку, так и за лояльность дилеров», — добавила Екатерина Ерохина. «Многие лизинговые компании вводят специальные программы с дилерами, скоринговые системы рассмотрения сделок, интересные условия для клиентов в плане аванса и т.д.», — заметил Константин Грибов.

Залог роста

По мнению участников рынка, его рост, прежде всего, зависит от таких факторов, как повышение уровня финансовой грамотности, растущей популярности лизингового продукта и его преимуществ. «В условиях стагнации экономики, именно лизинг выступает наиболее привлекательной формой приобретения автотранспорта с точки зрения минимизации финансовых и временных издержек. Ресурс для развития автолизинга в нашей стране – увеличение его доли в продажах автомобилей. В России этот показатель менее 3%, а в Европе – порядка 30%, поэтому для развития лизинга в нашей стране существует достаточно большой потенциал», — считает Алексей Смирнов. «Все больше людей начинают понимать, что такое лизинг. Оказывает влияние и такой цикличный фактор, как развитие предприятий, замена устаревшего автопарка. Появляются соглашения о скидках и прочих преференциях на уровне дистрибьюторов. Растет конкуренция между брендами», — комментирует Екатерина Ерохина. Эксперты отмечают, что объем продаж автотранспорта падает, а доля продаж в лизинг увеличивается. «По нашим прогнозам темпы роста рынка лизинга легковых автомобилей составят 5-10 %. Это обусловлено ростом объемов продаж после спада в 2013 году и изменением структуры рынка продаж легковых автомобилей, а именно – увеличение доли лизинговых сделок за счет снижения сделок с использованием собственных средств и других финансовых инструментов», — заметил Михаил Талапов.

«Простота оформления сделки лизинга относительно кредитования, специальные программы для лизинговых компаний от производителей и дилеров, позволяющие получить минимальное годовое удорожание предмета лизинга и другие преимущества, «узнаваемость» лизинга среди юридических лиц – все это приводит к увеличивающемуся спросу», — добавил Константин Грибов. Другим важным фактором для развития бизнеса является сотрудничество с представительствами компаний-автопроизводителей и дилеров.

Общие негативные тенденции в экономике негативно отражаются на спросе на лизинговые услуги.

Стоит отметить, что эффективное взаимодействие с поставщиками является обязательным условием в работе лизинговых компаний, особенно, если речь идет о розничном сегменте. Практически все универсальные лизинговые компании стараются «дружить» с основными поставщиками автотехники. «Именно туда, на площадки поставщиков, приходит наш целевой клиент, который в месте покупки определяется со способом покупки нужной техники. В свою очередь, поставщики также сильно заинтересованы в предложении на своих площадках дополнительных услуг, в том числе, финансовых. Ведь не всегда представители малого бизнеса могут позволить себе купить за наличный расчет автотехнику», — комментирует Владимир Снегирев. «Поставщик нацелен на качественные отношения, чтобы процесс работы был понятен и отлажен», — добавила Екатерина Ерохина. «Где-то строится тесная совместная работа автодилера с избранными лизинговыми компаниями, где-то автодилер работает со всеми лизинговыми компаниями, которые этого хотят. Во втором случае эффективность такой работы существенно ниже — не в лучшую сторону это сказывается на сервисе, предоставляемом клиенту, однако дает клиенту возможность выбирать финансового партнера более свободно. В последнее время многие поставщики жалуются на недобросовестные лизинговые компании, которые уводят переданных им клиентов другим автодилерам», — сетует Константин Грибов.

В этом аспекте проще крупным федеральным игрокам рынка, которые сотрудничают с большим количеством дилеров по всей России. У упомянутой CARCADE их более 3000. «Мы строим отношения с автопартнерами по всей «вертикали» — от автопризводителей до дилеров в различных городах. С производителями договариваемся об особых условиях сотрудничества, что помогает нам предлагать клиентам специальные условия. С автодилерами мы обмениваемся акциями для лизингополучателей – проводим информирование клиентов автосалонов по вопросам лизинга, реализуем различные кобрендинговые акции — происходит взаимный обмен клиентами», — рассказывает Алексей Смирнов. «У нас установлены партнерские отношения с производителями и дилерами известных мировых марок автотранспорта. Систематически мы проводим презентации о компании и специализированное обучение для сотрудников автодилеров», — пояснил Михаил Талапов.

Что год грядущий нам готовит?

Что касается прогнозов на 2014 год, большинство участников рынка не ожидает бурного роста количества лизинговых сделок по автотраспорту, в связи с негативными прогнозами по авторынку на 2014 г. (снижение на 5-10%), и рассчитывают скорее на их качественный рост. «2014 год обещает быть трудным для лизинговых компаний и их клиентов. Общее замедление экономики страны ведет к ситуации неопределенности. Снижение ликвидности на финансовом рынке приведет к серьёзным ограничениям при финансировании лизинговых компаний со стороны банков. Ожидаемо и увеличение уровня просрочки со стороны лизингополучателей», — заметил Константин Грибов. «За счет привлекательных условий финансирования (наша компания – 100%-дочерняя компания Сбербанка России) и присутствия филиалов ЗАО «Сбербанк Лизинг» в большинстве крупных городов региона, Сибирский филиал планирует в условиях экономической нестабильности не только сохранить, но и увеличить объемы продаж лизинга автотранспорта», — заключил Вадим Лузанов. «Если прогнозируется спад спроса на автотранспорт, то с большей вероятностью объем нового бизнеса в этом сегменте тоже будет падать или вырастет минимально», — добавил Владимир Снегирев. «Рост доли лизинговых сделок в 2014 году может быть увеличен на 1 — 1,5%», — считает Олег Шеменев. «Оптимистичный прогноз — порядка 5-10% роста», — комментирует Константин Грибов. «По прогнозам аналитиков, лизинг легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта в России покажет умеренный рост 5%. В Сибири, скорее всего, показатели роста будут несколько выше общероссийских», — считает Алексей Смирнов. «Рынок стабильный, сохранит объемы 2013 года, возможно будет несущественное увеличение объема продаж, но не более чем на 3-5%. Доли игроков скорее всего останутся без существенного изменения», — заключила Екатерина Ерохина.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ:

Руководитель направления корпоративных продаж ГК «СЛК-Моторс» (официальный дилер Toyota, Nissan, Hyundai, Audi, Porsche, Lexus в Новосибирске, Toyota и Lexus в Барнауле) Олег Шеменев:

В среднем процент продаж с использованием лизинговых схем составляет 3—4%. Мы сотрудничаем с несколькими лизинговыми компаниями, каждая из которых является нашим партнёром. Как правило, совместные сделки проводятся в тандеме. От этого зависит оперативность, удобство и результативность для лизингополучателя. Основными показателями при выборе лизинговых компаний являются: оперативность работы, конкурентные условия лизинга(что является не маловажным фактором для наших клиентов), прозрачность сделок, надежность самой лизинговой компании. В настоящее время мы можем выделить 5 партнёров с большей долей сделок. Это ЗАО «Европлан», ООО "Каркаде", ООО "РЕСО-Лизинг", ООО "Балтийский лизинг", ОАО "ВЭБ-лизинг" Доли рынка каждой из вышеперечисленных компаний приблизительно равные.



Comments are closed.

Так же в номере