Главная » Финансы » Лишь бы не помешали

Лишь бы не помешали

На окружной рынок лизинга постепенно возвращаются программы, которые были актуальны до осени 2008 года. Кроме того, в борьбе за регионального клиента, оправившегося после кризиса, старожилы, а также выходящие в округ госкомпании и новички-«федералы» разрабатывают новые предложения и смягчают условия. То есть в будущее лизингодатели уже смотрят с оптимизмом, заявляя, что все будет хорошо, если не помешает государство. Речь идет о возможной отмене ускоренной амортизации для лизинга — главной изюминке, стимулирующей клиентов применять этот финансовый инструмент для развития бизнеса.

Медленно, но верно

Мнения участников рынка о темпах восстановления лизингового сегмента экономики в Сибири пока достаточно осторожны. Часть опрошенных «КС» лизингодателей заявляет, что округ достаточно медленно возрождается после кризиса и по сравнению с другими регионами страны, а также по объемам бизнеса напоминает ситуацию 2006–2007 годов, то есть докризисные показатели еще не достигнуты. «В стратегии развития Министерства транспорта РФ одним из приоритетов является развитие транспортного коридора Запад–Восток, большая часть которого проходит по территории Сибири. Наиболее активное строительство и обновление дорог возможны в значительной степени при использовании лизингового механизма, который в Сибири недостаточно развит. Так, доля новых сделок в округе в 2010 году составила 6,2% от общего объема лизинговых операций по России, снизившись с 15% в 2009 году, — комментирует ситуацию директор по развитию бизнеса ОАО «ГТЛК» Владимир Добровольский. — Это связано с тем, что лизинг в Сибири в значительной степени основан на достаточно дорогих ресурсах местных банков. Многие федеральные лизингодатели просто не дотягиваются до региона, предпочитая вести бизнес в других федеральных округах».

В то же время собеседники «КС» отмечают, что динамика роста рынка в Сибири в 2010 году была все-таки лучше ожидаемых показателей. Причины — диверсифицированность экономики региона, активизация работы в округе крупных компаний с государственным участием, а также повышение доступности финансирования для лизинговых операторов. «Рост лизинга в 2010 году превзошел самые оптимистичные ожидания — 80% по отношению к 2009 году, что в три–четыре раза больше прогнозов, сделанных в начале года. Восстановление рынка Сибири соответствует общероссийским показателям, — рассуждает заместитель генерального директора компании «CARCADE Лизинг» Алексей Смирнов. — Впрочем, темпы роста я бы назвал темпами восстановления, так как они обусловлены глубоким падением рынка лизинга в период кризиса. В течение двух лет основные фонды предприятий практически не обновлялись, поэтому с первого полугодия 2010 года мы наблюдаем эффект отложенного спроса. Высокая потребность в оборотных средствах со стороны бизнеса повысила спрос на услуги лизингодателей».

Особенно заметен интерес к лизингу в строительстве и дорожных работах, так как автопарки и оборудование предприятий уже во многом не удовлетворяют существующим производственным задачам. По наблюдению заместителя генерального директора «ДельтаЛизинга» по Западно-Сибирскому региону Елены Дергач, набранные в конце 2010 года темпы инвестирования позволяют сделать предположение, что по всем сегментам оборудования, техники и транспорта рынок практически восстановился до докризисного уровня. «Если говорить об отраслевой специфике спроса, то оживление мы наблюдаем среди наших клиентов, работающих в строительной отрасли, занимающихся грузоперевозками (прежде всего ж/д перевозками), в угольной промышленности, нефтедобыче и пр.», — говорит гендиректор ГК «АльянсРегионЛизинг» Евгений Сулима.

Локомотивом восстановления рынка лизинга в округе стал автосегмент, чему существенно способствовали госкомпании. Так, в Государственной транспортной лизинговой компании «КС» заявили, что Сибирский регион в настоящий момент является одной из приоритетных территорий для развития бизнеса ГТЛК. В том числе и потому, что, реализуя политику государства в вопросе обновления технического парка транспортной отрасли, ГТЛК должна проявлять активность в регионах, где необходимо модернизировать парк транспорта и оборудования. В результате в 2010 году 15% от заключенных сделок ГТЛК пришлось на СФО.

Впрочем, положительную динамику спроса демонстрируют и клиенты из других отраслей экономики. Рост объемов заключаемых лизинговых сделок наблюдается в энергетике, телекоммуникациях, добыче полезных ископаемых, пищевой промышленности и пр. Единственным исключением является популярный до кризиса лизинг недвижимости. «Пока еще этот сегмент рынка вызывает опасения, в большей степени связанные с «шоком» от понесенных убытков при изъятии объектов недвижимости в 2009 году», — констатирует Елена Дергач.

Потеряли актуальность

По наблюдениям Евгения Сулимы, стабилизация ситуации в экономке внесла свои коррективы в список предложений лизингодателей. Так, в начале 2009 года у клиентов были весьма популярны лизинговые продукты с возрастающим графиком. Сейчас спросом пользуются стандартные предложения сезонного графика, так как лизингополучатели уже имеют возможность прогнозировать свои финансовые потоки минимум на 1–1,5 года вперед. По оценкам Елены Дергач, практически свелись на нет реструктуризации договоров лизинга с продлением срока на год и два. Собеседник «КС» объясняет это тем, что большая часть клиентов восстановилась после кризиса и вернула способность обслуживать договоры в полном объеме. Кроме того, резко сократилось предложение по лизингу изъятой техники и транспорта. Практически все эти лоты были распроданы в прошлом году. «В кризис новые программы не появлялись, а старые — сворачивались. Большинство участников рынка либо резко сократили, либо закрыли направление розничного лизинга. В самый острый период кризиса — в конце 2008-го — начале 2009 года — чуть ли не каждую неделю повышались ставки. Стандартные сроки рассмотрения возможности сделок увеличились с недели до полутора месяцев, — перечисляет Алексей Смирнов. — Единственной новой программой, которая была зафиксирована во время кризиса, стал лизинг с прогрессивными платежами, предложенный одним из операторов. Но она не получила широкого распространения».

Что нового?

За счет каких программ госкомпании намерены усиливать свое присутствие на рынке округа? ГТЛК прежде всего планирует активно расширять лизинг пассажирского транспорта, как автомобильного, так и электрического, предлагая программы, которые позволяют транспортным предприятиям и региональным властям обновить существующий парк. Приоритетным для компании также останется сегмент лизинга техники для дорожной отрасли. «В 2010 году ГТЛК заняла первое место по поставкам дорожной техники в России, обеспечив за счет поставок в лизинг более 33% от требуемого объема техники компаниям, обслуживающим федеральные дороги. В этом году мы намерены закрепить за собой лидерство в этом сегменте», — заявляет господин Добровольский.

Большой список новых проектов и у второго лидера рынка, пользующегося поддержкой государства, — «Росагролизинга». В компании разработан проект региональных (межрегиональных) машинно-технологических компаний (МТК), оказывающих услуги по выполнению энергоемких операций. «Росагролизинг» также заключил контракт на поставку оросительного оборудования сельхозпроизводителям на условиях федерального лизинга в целях проведения модернизации и реконструкции оросительных систем, внедрения экологически безопасной и ресурсосберегающей технологии полива, а также повышения эффективности орошения. Кроме того, с 2011 года «Росагролизинг» начинает поставки в сектор АПК многофункциональной колесной техники, а также планирует профинансировать строительство тепличных комплексов на сумму около 75 млн евро.

Впрочем, и рыночные участники не намерены сидеть сложа руки. Все собеседники «КС» заявили о том, что у них в разработке есть программы, предназначенные как для новых, так и для постоянных клиентов. Хотя отметили, что их внедрение будет зависеть от конъюнктуры, поскольку у рыночных игроков нет такой «подушки безопасности», на которую могут рассчитывать госкомпании. «В 2011 году мы выводим на рынок ряд инновационных продуктов, расширяя круг лизингополучателей. В первую очередь это совместная программа с GM Chevrolet-leasing, где наша компания является провайдером услуги финансовой аренды, и программа «Лизинг с обратным выкупом», разработанная и реализуемая с импортером — компанией «Ягуар Ленд Ровер». За счет смягчения требований к лизингополучателям CARCADE расширяет круг потенциальных клиентов. Теперь финансовой арендой может воспользоваться компания или индивидуальный предприниматель со сроком работы от шести месяцев — раньше было от года. А расширив флит до 50 автомобилей, мы включили в число потенциальных клиентов крупные предприятия и таксопарки. Срок договора увеличился с 36 до 48 месяцев, что позволило снизить размер ежемесячного платежа, сделав лизинг доступнее для МСБ», — говорит Алексей Смирнов.

«Балтийский лизинг» намерен активно развивать программу лизинга легковых автомобилей на условиях TRADE-IN, а также программу по приобретению легковых автомобилей «Лизинг с опционом». «Приобретая автомобиль по данной схеме, клиент может по окончании договора лизинга вернуть имущество без выплаты части его стоимости в размере 40–50% либо, внеся последний платеж, оформить автомобиль в собственность. Основным преимуществом данного продукта являются невысокие платежи в течение срока договора», — рассказывают в компании. Также совместно с автодилерами «Балтийский лизинг» разработал предложения по маркам Fiat, Chevrolet, Honda, Toyota, Nissan, Isuzu, Higer, Audi, Renault, Hyundai, Porsche, ГК «ГАЗ».

«Райффайзенлизинг» в прошлом году провел первые сделки с морскими судами, а в этом году намерен больше внимания уделить лизингу недвижимости. «Это очень перспективный и востребованный вид лизинга, хотя достаточно сложный в практической реализации», — констатируют в компании. А Елена Дергач отмечает, что еще в конце прошлого года в «ДельтаЛизинге» был зафиксирован интерес к лизингу со стороны частных медицинских учреждений. Компания уже провела несколько сделок по поставке дорогостоящего медицинского оборудования клиентам этого сегмента. «Этот интерес закономерен, ведь рынок частной медицины после кризиса один из немногих, кто показал рост. Также вновь появились крупные договоры на поставку высокотехнологичного оборудования. Работающие в этом сегменте компании оправились от кризиса и возобновили свои программы модернизации производства», — говорит эксперт.

«Континент Сибирь» №7 (700), Февраль 2011 года



Comments are closed.

Так же в номере