Главная » Стратегии успеха » Автомикс как диверсификация бизнеса

Автомикс как диверсификация бизнеса

Профиль — бизнес-опыт

Два года назад, 1 декабря 2004 года, в Алтайском крае появился первый автомобильный show-room: именно в этот день ценители хороших авто познакомились с брэндом Mitsubishi. Официальным дилером Mitsubishi на Алтае стал автосалон ООО «АНТ». Сегодня «АНТ» сохраняет свои лидирующие позиции на местном авторынке, но эксперты упрекают его во «всеядности»: он торгует новыми и подержанными автомобилями самых разных марок, включая элитные мировые брэнды как их официальный дилер. Генеральный директор «АНТ» АЛЕКСАНДР ПОДДУБНЫЙ категорически не согласен с подобным мнением, считая, что именно диверсификация бизнеса помогает ему занимать лидирующие позиции за счет удовлетворения требований обширного контингента автолюбителей.

Александр Поддубный видит в разнообразии предложений только преимущества

Официальным днем рождения автоцентра «АНТ», согласно информации официального сайта компании, считается 3 сентября 1993 года, когда была зарегистрирована автомастерская «МолниЭкс». Наряду с ремонтом автомобилей тогда же началась продажа линейки отечественных автомобилей ВАЗ.

В феврале 1995 года «МолниЭкс» был реорганизован в автоцентр «АНТ». А через три года, в 1998 году, «АНТ» получил звание официального регионального дилера ОАО «АвтоВАЗ».

В 2003 году был продан первый автомобиль Toyota. С этого времени новые марки появляются на площадях «АНТ» лавинообразно. 25 ноября 2004 года автоцентр «АНТ» стал официальным дилером Mitsubishi Motors. Через полгода, 18 июня 2005 года, состоялось открытие нового выставочного зала LADA. Еще через полгода, 26 января 2006 года, — открытие дилерского центра Hyundai. В апреле 2006 года началось строительство нового здания «АНТ» (площадь — 3,5 тыс. кв. м, стоимость проекта не разглашается), где разместятся show-room и сервисные центры Mitsubishi и Hyundai. В мае 2006 года автоцентр начал продажу Yamaha, в июне — Honda, в августе — Nissan. 5 декабря автоцентр «АНТ» сообщил о начале продаж нового, четвертого поколения флагмана модельного ряда Mitsubishi — внедорожника Pajero. По оценкам экспертов, доля рынка «АНТ» в крае составляет не менее 30%. И никто не может объяснить, каким образом Поддубному удается «уговорить» представителей столь разных марок на соседство в своем салоне.

«Наш козырь — микс популярных брэндов»

— Александр Николаевич, почему вы решили заняться автомобильным бизнесом?

— Уволившись из Вооруженных сил, задумался, чем заняться на «гражданке», и остановился на автомобилях, которые привлекали с юных лет. В то время (начало 90-х годов) разразился автомобильный бум, особенно на подержанные иномарки, а ниша автомобильного сервиса была относительно свободна и не требовала больших капитальных вложений.

— Где взяли первоначальный капитал?

— Я обошелся без серьезных финансовых вливаний на первом этапе. Партнеры ссудили капиталом, благодаря чему снял в аренду недостроенное здание и занялся авторемонтом. Чуть позже взял первую партию автомобилей ВАЗ у посредников под реализацию, перейдя на новый качественный уровень автобизнеса.

— Благодаря чему бизнес получил развитие? Только ли о буме автопродаж идет речь или были какие-то субъективные причины?

— С первого дня основной упор был на качественное обслуживание клиентов. Бум бумом, но о цивилизованном сервисе мало кто задумывался, так как отечественными марками в основном занимались умельцы в «гаражных кооперативах». «Японцы» же и «европейцы» потребовали более качественного уровня обслуживания и ремонта. Я предположил, что через некоторое время именно сервис и ремонт будут не менее востребованы, чем продажа автомобилей, так как это только первый шаг, вершина айсберга. Потом постепенно и органично пришло понимание стратегического развития бизнеса в направлении продаж — сначала в качестве посредника, позже — как официального дилера.

— Вас обвиняют во «всеядности»… Вы торгуете всем, и, как утверждают ваши оппоненты, такая масштабность наносит ущерб качеству.

— Диверсификация бизнеса отличается от всеядности именно качеством предоставляемых услуг. О нашем отношении к качеству сказано выше. Диверсификация просто необходима на данном этапе развития автомобильного рынка России именно потому, что он еще недостаточно структурирован и отлажен, поэтому подвержен различным перепадам. Необходимо, чтобы избежать зависимости от какого-либо одного брэнда и стабилизировать неизбежные спады активности, иметь, что называется, про запас несколько различных брэндов. Главное условие: чтобы направления не пересекались, а дополняли друг друга. Мы являемся дилерами трех марок, в ближайшем будущем будет построен еще один автосалон в соответствии с международными стандартами на Павловском тракте.

— Каковы объемы продаж по каждому брэнду? Кому отдают предпочтение клиенты?

— В месяц мы в среднем продаем до 40 машин Мitsubishi и Hyundai, по отечественным — до 150 машин. Трудно сказать, что приоритетно.

— Кого вы считаете своими основными конкурентами на краевой площадке?

— Среди официальных лидеров, безусловно, ООО «АлтайАвтоЦентр« (Ford) и ООО »Рена-Моторс« (Renault). Среди субдилеров — ООО «Тойота-Центр Алтай».

— В чем вы видите ваши преимущества перед другими игроками?

— Я бы выделил здесь два решающих фактора: во-первых, у нас основной микс популярных мировых брэндов (Mitsubishi, Hyundai, Nissan, Toyota), поэтому конкурировать с нами очень сложно. Во-вторых, ни один из дилеров, работающих сегодня на авторынке края, не предлагает такой полный комплекс услуг отличного качества, какой имеется в арсенале автосалона «АНТ».

Фаворит с оговорками

Участники рынка признают, что компания «АНТ» существует давно и опыт в автоделе у нее накоплен достаточно солидный. Как заявил «СУ« начальник отдела продаж автосалона »Барнаул-Моторс« (официальный дилер Chevrolet — «GM-АвтоВАЗ», GM-Daewoo auto & technology) Cергей Макаров, позиции «АНТ» как одного из лидеров не вызывают сомнений, но безоговорочным фаворитом регионального рынка его назвать все-таки нельзя. Среди плюсов можно выделить его «всеядность», так как он имеет статус официального дилера сразу нескольких марок автомобилей, выступает просто как продавец новых и подержанных иномарок. «Они не брезгуют ничем и просто являются хорошими коммерсантами, — говорит Макаров. — У них достаточно выгодное территориальное расположение — на оживленном Змеиногорском тракте, в юго-западном направлении. Достойный внешний и внутренний вид автосалона, дорогое оборудование. В то же время обслуживание клиентов, по отзывам, довольно среднее и оставляет желать лучшего».

Как признает на условиях анонимности топ-менеджер одной из автокомпаний, «в отличие от всех остальных они не хвастались, не обещали, а делали. Эти ребята как официальные дилеры просто ставят всех перед фактом, открывая салоны LADA, Mitsubishi, Hyundai. Они не останавливаются на достигнутом и идут дальше как продавцы: Toyota, Nissan, KIA, Lexus, Honda, Infiniti и т. д. Все, что пользуется спросом в Барнауле, привозится, но для этого есть барахолка, где ассортимент больше, цены на любой вкус. Официальный дилер тем и отличается от простого продавца, что предоставляет качество во всем, что касается официального дилерства. Не должно быть единой сервисной зоны одновременно для двух марок, высоких сроков ожидания запчастей и аксессуаров. Я подозреваю, что у автосалона «АНТ» в этом плане большие проблемы. Потому что никакой производитель не позволит существовать дилеру в тех условиях, в которых существует «АНТ«. Я думаю, что Hyundai настаивает на том, чтобы было отдельное помещение. Строительство ведется, но оно будет долгим и трудным. Mitsubishi тоже не терпит многих конкурентов, действует очень жестко. При невыполнении всех строжайших условий, может быть, выражаясь шахматным языком, пропуск хода, то есть уменьшение квот. Говорить о каком-то лидерстве пока рано. Сейчас действует закон: лишь бы успеть. Пройдет год-два, потом можно будет судить более определенно», — утверждает источник.

Эксперты алтайского авторынка неоднозначны в своих оценках места и роли автосалона «АНТ» в регионе. Основными факторами успешности компании называются грамотный выбор партнеров и продвижение продукции на рынок. Главный объект критики — приверженность компании к пресловутому миксу. Главный редактор сибирского журнала TEST DRIVE и ведущий одноименного регионального телепроекта Александр Михельсон заявил «СУ», что однозначно признает «АНТ« как лидера регионального авторынка. »Во-первых, они были первыми официальными дилерами в соответствии с международными стандартами: с отдельным шоу-румом и сервисным центром Mitsubishi. Во-вторых, у них адекватный подход к продвижению бизнеса. В-третьих, стратегически правильный выбор партнеров и брэндов. В-четвертых, подбор персонала. «Одним из главных достоинств автосалона «АНТ» является харизма его лидера. Его умение собрать команду и быть настоящим руководителем, подобрать на ключевые должности соответствующих задачам людей. Именно в автосалоне «АНТ« начали формировать у потребителя стереотип: если покупаешь новый автомобиль, то ты не должен делать это на стоянке под открытым небом в снегу или под дождем», — утверждает Александр Михельсон.

По мнению независимого эксперта, автора и ведущего телепроекта «Автосалон» Евгения Колесникова, «АНТ» входит в тройку призеров — лидеров регионального авторынка. К факторам лидерства он относит опыт компании как старейшей на рынке, владельца первого шоу-рума на Алтае, удобное месторасположение на транспортной развязке, цивилизованный уровень презентации новых марок и моделей. В то же время «сейчас они имеют совмещенный шоу-рум ВАЗа и Hyundai, что недопустимо в современном понимании официального дилерства, — продолжает Колесников. — Стремясь угнаться за несколькими зайцами, то есть брэндами, они не соизмеряют желания с возможностями, а от этого страдает имидж компании как официального дилера той или иной марки. Чтобы получить дилерство, необходимо, согласно жестким стандартам, построить сервисный центр, шоу-рум, обеспечить гарантийное и сервисное обслуживание, склад запчастей. Что касается последнего, то в адрес компании довольно много нареканий по наличию определенных запчастей на складе. Презентации тоже в последнее время все больше приобретают гламурный оттенок: совмещаются с показами мод, что отвлекает внимание от основной цели мероприятия — актуализации нового брэнда или модели«.


КОММЕНТАРИИ

МАРИНА ЦУРКОВА, специалист по связям с общественностью ЗАО »Карнэт-2000« (официальный дистрибьютор автомобилей Hyundai в России):

— С одной стороны, мы даже приветствуем, когда дилер занимается реализацией машин нескольких брэндов, пусть даже конкурирующих с нами. Дело в том, что в данный момент все дилеры в России постепенно переходят к формату больших автоцентров с несколькими марками, которые значительно сильнее привлекают покупателей, нежели одиночные салоны, разбросанные по городу. В Москве даже есть примеры, когда строится большое здание, в котором разные дилеры размещают свои автосалоны, не стесняясь конкуренции между собой.

В то же время у нас есть конкретные требования к дилеру, который собирается стать нашим официальным дилером, продавая при этом другие брэнды. Если резюмировать их все, то наша марка должна быть представлена не хуже, чем остальные. Если дилер готов выполнить все наши требования, то мы только поддержим его.

АЛЕКСЕЙ ЗЕРНОВ, представитель компании-дистрибьютора »Мицубиши-Моторс Россия«:

— Для того чтобы мультибрэндовый проект был принят к участию в тендере на назначение дилера Mitsubishi Motors, он должен соответствовать ряду требований: иметь отдельный салон дилерского центра и вход в салон, а также отдельный штат сотрудников.

ОЛЬГА ПОТАПОВА, управляющий партнер консалтингового агентства «PBN-consult» (Москва):

— В России совмещение брэндов на одной торговой площадке вполне допустимо. Например, нигде в мире не найдется салонов дорогой одежды, где рядом друг с другом продавались бы марки итальянских и французских дизайнеров. Так что продажа автомобилей от разных производителей на одной площадке — не такой великий грех, и тем более я бы не назвала это ошибкой. Ведь откуда берет свои истоки культура раздельного представления брэндов? Необходимость в индивидуальном предложении возникает при удовлетворенном потребительском спросе. Именно тогда, когда, казалось бы, уже все есть, возникает необходимость создать легенду вокруг брэнда, создать ощущения эксклюзивности и индивидуального подхода. В России еще очень далеко до насыщения потребительского спроса. Поэтому грамотное сочетание нескольких марок, тем более автомобильных, мне кажется, будет дополнительным преимуществом. Но, разумеется, только при ориентации на определенную категорию покупателей, обладающих необходимыми средствами и находящихся в стадии формирования индивидуальных потребительских предпочтений. Для высшего сегмента, для более состоятельных клиентов предложения, разумеется, должны формироваться в соответствии с принятыми стандартами представления торговой марки каждой категории товара.

Алексей СКОМОРОХОВ region@sibpress.ru


Comments are closed.

Так же в номере