Главная » Макроэкономика » Задача с одними неизвестными

Задача с одними неизвестными

До конца нынешнего года все муниципалитеты, городские и сельские поселения СФО должны разработать и согласовать с вышестоящей властью комплексные программы собственного социально-экономического развития, чтобы с 2008 года начать их реализацию. Делать это местным властям предстоит в условиях отсутствия соответствующей федеральной концепции и опыта подобной работы. Как доказывает практика «пилотных» территорий, на местах, особенно в глубинке, пока смутно осознают задачу центра.

В состав комплексных программ социально-экономического развития муниципальных образований и районов, городских и сельских поселений должны войти текущие, средне- и долгосрочные планы развития соответствующих территорий.

«Мы не должны, ссылаясь на отсутствие долгосрочной программы развития страны, не задумываться о планах социально-экономического развития территорий на 10–20 лет вперед», — заявил полпред президента РФ в СФО Анатолий Квашнин. Фото Михаила ПЕРИКОВА

На чем должны основываться местные концепции социально-экономического развития, пытались определить участники совместного заседания Совета при полномочном представителе президента РФ в СФО, Совета законодателей СФО и Совета МАСС, проходившего 23 января в ОПХ «Тулинское» Новосибирской области. По мнению большинства собравшихся, за прошедший год в стране значительно увеличилось количество отраслевых стратегических документов, вместе с тем программы социально-экономического развития России на долгосрочную перспективу так и не появилось. «Однако мы не должны, ссылаясь на отсутствие долгосрочной программы развития страны, не задумываться о планах социально-экономического развития территорий на 10–20 лет вперед», — заявил полпред президента РФ в СФО Анатолий Квашнин.

Еще в марте 2006 года в каждом регионе округа были определены «пилотные» районы, которые первыми занялись разработкой комплексных программ. Анализ их практики показал, что отсутствие единых методических подходов сильно осложняют, а иногда делают невозможной интеграцию, казалось бы, однотипных планов и программ муниципальных образований в планы и программы как субъектов РФ, так и в межрегиональные и федеральные целевые программы. Анализ прогнозных документов, проведенный специалистами МАСС и аппарата полпреда, показал, что за исключением Барнаула, Кемерова, Красноярска, Новосибирска, Томска и ряда других крупных городов, в большинстве остальных городов наименования документов не соответствуют содержанию. Особенностью территориального планирования в СФО на муниципальном уровне является отсутствие целостной системы формирования планово-прогнозных документов. «Так, в Новосибирске ограничились разработкой «Стратегического плана устойчивого развития«, не подкрепив этот безупречный в смысле методики разработки прогнозный документ механизмом реализации», — отмечают эксперты МАСС. Более чем в 11% плановых и прогнозных документов муниципальных образований отсутствует постановка целей. В остальных программах социально-экономического развития цели необоснованны или не соответствуют уровню документа.

Отсутствие федеральных законодательных актов о порядке разграничения прав собственности на объекты недвижимости между муниципальными районами и поселениями, так же как отсутствие утвержденных минимальных социальных стандартов и недостаток квалифицированных кадров, затрудняют разработку комплексных программ социально-экономического планирования для муниципальных районов и городских округов, а для поселений делают это практически невозможным.

Впрочем, представители муниципальной власти не считают отсутствие федеральных векторов развития основной проблемой разработки собственных концепций. «Программы должны формироваться снизу, тогда, может быть, появится федеральная программа, которая будет учитывать специфические направления развития разных муниципалитетов, — говорит мэр Бердска (Новосибирская область) Александр Терепа. — Муниципалитеты по определению разные. Исходя из этого программы развития не могут быть одинаковыми».

«Для нас главной проблемой при разработке комплексной программы развития было то, что предприятия в последнее время разучились планировать. В существующей экономической нестабильности они просто боятся что-то загадывать», — пояснила «КС» и. о. замглавы Черепановского района («пилотный» район Новосибирской области) Лилия Некрасова.

Тем не менее главы регионов исходя из опыта разработки региональных программ уверены: в отсутствии общей концепции «самодеятельность» не лучшим образом отразится на государственных устоях страны. «Без федеральной программы соцэкономразвития разработка местных программ возможна, но это, наверное, будут какие-то неправильные программы, если они не учтут федеральных приоритетов, — сказал «КС« глава Красноярского края, председатель рабочей группы Госсовета по региональному развитию Александр Хлопонин. — Мы собираемся сделать все, чтобы федеральная власть приняла соответствующие решения». «То, что мы обсуждаем сегодня, — только часть вопроса, все должно быть увязано, — убежден губернатор Томской области Виктор Кресс. — Если мы приняли 131-й закон о том, что муниципалитеты — главная власть, то этим правилом должны руководствоваться все — снизу доверху. Сегодня же на территориях можно творить все что угодно — муниципалитет никто не спросит».

«Основой успеха разработки и реализации планов и программ любых административно-территориальных образований на современном этапе является достижение согласия между всеми ветвями власти, бизнесом и гражданским сообществом как в выборе стратегических приоритетов, целей и задач устойчивого развития территории на долговременную перспективу, так и в вопросе оптимальности распределения имеющихся ресурсов на решение стратегических приоритетов», — отмечено в программных документах Совета округа. Привлечение бизнес-сообщества к процессу планирования и управления муниципальным образованием считается одной из главных задач. «Мы должны уйти от ситуации, когда региональное территориальное развитие является не следствием реализации экономической политики власти на местах, а результатом зачастую бессистемной реализации отдельными бизнес-структурами своих стратегий и планов», — отметил Анатолий Квашнин. По заявлениям полпреда, планируется даже создание в округе многоуровневой системы бизнес-сообществ — своеобразной переговорной площадки бизнеса, ученых и властей всех уровней. Представители бизнеса, постоянно выражающие стремление к диалогу с властью, и даже представители власти эту идею воспринимают осторожно. У регионов уже есть опыт создания экономических советов, в которые планировалось ввести представителей бизнеса, науки и государства, но эти советы в большинстве своем остались теорией, о которой целый ряд опрошенных «КС« бизнесменов «когда-то что-то слышали». По мнению Виктора Кресса, такая структура будет работать тогда, когда ее участники «почувствуют, что могут что-то заработать мозгами: например, за счет их решений что-то дополнительное появится в бюджете. Тогда этот процесс пойдет, его сверху и поддавливать не нужно будет. А пока снизу ничего не решается. 93% муниципалитетов дотационны, значит, бизнесмены не будут к ним особо прислушиваться», — считает Кресс.

«Бизнес всегда готов к участию в обсуждении направлений развития территории, на которой он работает, — говорит помощник генерального директора «Сибсельмаша« (Новосибирск) Андрей Туров. — При этом, конечно, хотелось бы выдержанной политики муниципалитета в понимании процессов, происходящих в местной бизнес-среде. Если в екатерининские времена людей, приезжающих в Сибирь работать, спонсировали, то сейчас хотелось бы, чтобы власти хотя бы имели чувство меры, например, при повышении арендных ставок».

«Хорошо уже то, что даже самой постановкой подобных вопросов (об участии бизнес-сообщества в территориальном управлении и планировании) мы наконец-то начали преодолевать залежи ханжества по отношению к вопросу взаимоотношений власти и бизнеса, — резюмирует президент «Сибирского зернового союза» Дмитрий Терешков. — Во-первых, дело в том, каков уровень понимания со стороны муниципальных и территориальных управленцев того факта, что «валовый продукт» территории создается не в коридорах и кабинетах мэрий и казначейств, а в бизнес-секторе. Во-вторых, хватает ли у иных государственных и муниципальных менеджеров квалификации для организации взаимодействия с бизнесом, когда на основе предложений предпринимателей и финансистов разрабатывается реальный, работающий проект, а не очередная мертворожденная концепция развития чего-либо «до 2067 года».

Согласно решению Совета округа, комплексные муниципальные программы развития должны быть разработаны к ноябрю — до начала обсуждения бюджетов-2008.

График разработки и утверждения комплексных программ
социально-экономического
развития территорий СФО
(согласно решению Совета СФО от 23.01.2007)

Сибирский федеральный округ:
Субъектов РФ — 14
Городских округов — 79
Муниципальных районов — 320
Городских поселений — 361
Сельских поселений — 3530
1 июня
2007 г.
Завершение разработки проектов или актуализация комплексных программ
Июнь-июль
2007 г.
Общественные слушания по проектам плановых документов, внесение дополнений
Август
2007 г.
Согласование проектов программ с органами исполнительной власти вышестоящего уровня
Сентябрь
2007 г.
Обсуждение и утверждение комплексных программ территорий представительными органами муниципальных образований
1 ноября
2007 г.
Завершение актуализации и согласования в правительстве РФ комплексных планов развития регионов с учетом программ муниципалитетов
1 января
2008 г.
Начало реализации комплексных программ развития

Ольга КОЛОМЕЙЦЕВА


Comments are closed.

Так же в номере