Главная » Финансы » Каско притягивает страхователей

Каско притягивает страхователей

Ежегодный прирост страхового рынка по каско в Сибирском федеральном округе составляет около 30–40%, хотя в абсолютных цифрах говорить о массовом охвате автовладельцев этой услугой в регионах пока рано. Как отмечают в компании «Росстрах», привычка страховаться по каско в настоящее время наиболее выражена у автолюбителей европейской части России, тогда как в Сибири уровень доходов отстает от европейского, а также более сильны вера в удачу и надежда на «авось».

По каско страховщики предлагают больше услуг, чем по ОСАГО. Фото Михаила ПЕРИКОВА

Главным фактором, обеспечивающим рост интереса регионального рынка к каско, страховщики называют «автогражданку». С лета 2003 года люди уже привыкли к полисам и относятся к страховому взносу как к необходимой статье расходов. В 2006 году, после того как бум автокредитования докатился до регионов, на второе место по влиянию на предпочтения страхователей вышли автокредиты. Как отмечает заместитель генерального директора — руководитель департамента продаж ОАО «Росстрах» Борис Сафонов, спрос на каско со стороны физических лиц объясняется в первую очередь требованием банков к обязательному страхованию залогового автотранспорта при покупке его в кредит. «Получение выплаты по страховке, даже вынужденно купленной в рамках автокредитования, является хорошим опытом для страхователя», — говорит заместитель генерального директора по маркетингу страховой фирмы «СТИФ» Сергей Мышко.

Интерес страхователей подстегивает и тот факт, что по каско страховщики предлагают более широкое покрытие убытков, чем по ОСАГО. Например, оно может включать отсутствие ограничений по ночному хранению, что позволяет экономить средства на оплате стоянки и перераспределять их на оплату каско. «На сегодняшний день в городе сформировалась устойчивая категория граждан, которые предпочитают страховаться при приобретении автомобиля, — делится своими наблюдениями директор Новосибирского филиала компании «НАСТА« Андрей Черников. — Это люди, покупающие новые и дорогие машины в диапазоне стоимости от $25 тыс. до $50 тыс. Среди покупателей полисов немало женщин, которые все больше пополняют ряды автолюбителей».

Среди юрлиц динамика прироста по автокаско несколько более скромная. Сергей Мышко объясняет это тем, что в отличие от автолюбителей фирмы, занимающиеся пассажирскими и грузовыми перевозками, всегда интересовались страхованием, даже до введения ОСАГО, и их спрос на этот продукт растет более поступательно. Причем большую заинтересованность в покупке полисов каско проявляют организации с небольшими парками, которые в настоящее время активно обновляют свой подвижной состав.

Программы каско, которые предлагаются сегодня на рынке, во многом схожи. Как отмечает заместитель директора по развитию продаж через посредников филиала Среднесибирская дирекция ОАО «РОСНО» Евгений Трубицын, продукты, связанные с автокредитом, адаптированы под условия конкретных банков и гарантийных обязательств дилеров-продавцов автомобилей. Например, для кредитных программ предусматривается страхование на весь период займа (лизинга).

В добровольном страховании наибольшим спросом пользуется полное каско, включающее в себя страховку от угона, ущерба и т. д. В то же время, по словам страховщиков, на рынке существует стабильный спрос и на «неполное» каско. «В некоторых случаях страховка «от всех рисков« не имеет резона, а отказ от тех или иных страховых рисков позволяет существенно снизить тариф автострахования», — комментирует ситуацию Сергей Мышко.

Все собеседники «КС« советуют потенциальным страхователям при выборе компании оценивать финансовую устойчивость страховщика, опыт его работы на рынке, наличие развитой филиальной сети и скорость осуществления выплат. По словам директора новосибирского филиала ОСА «РЕСО-Гарантия» Евгения Козлова, когда идет речь об условно «добровольном» страховании при получении кредита, у автовладельца нет большого выбора набора условий страховки. Если человек принимает решение самостоятельно, то волен сам выбирать риски и условия. И это не бесполезная трата времени. По наблюдению заместителя директора Новосибирского филиала СО «Регион» Евгения Ермолаева, на рынке уже заметна тенденция — тариф на один и тот же автомобиль может существенно отличаться в разных компаниях. Это может зависеть от внутренней тарифной политики в компании, т. е. какие-то категории машин приветствуются для страхования, а другие отсекаются. Например, страховка одного и того же автомобиля может колебаться у разных страховщиков от 24 тыс. до 70 тыс. рублей.

Ужесточение конкуренции на этом сегменте приводит к тому, что компании стремятся привлечь клиентом всевозможными способами. Евгений Трубицын говорит о том, что условия заключения договора становятся более лояльными. Например, страховщики могут страховать автомобили с ответственностью по риску «Угон» до регистрации в ГИБДД, без требования установки дополнительных противоугонных систем и условия ночного хранения на охраняемой автостоянке. Кроме того, страховщики расширяют территорию страхования на другие страны, а по желанию клиента компании могут пересмотреть содержимое полиса и снизить его стоимость. Одним из способов привлечь страхователя, по словам Сергея Мышко, является предоставление новых сервисных услуг, как бесплатных, так и за дополнительную стоимость. Например, в фирме «СТИФ» действует круглосуточная служба аварийных комиссаров, а владельцам автомобилей стоимостью свыше $40 тыс. фирма делает подарок — устанавливает охранную систему спутниковой сигнализации.

Кстати, страховщики расходятся в оценках развитости рынка сервисных услуг, действующих параллельно с программами каско. Ряд собеседников «КС» говорит о том, что спектр сервисных предложений постоянно расширяется и совершенствуется. Например, страхователи ОАО «Росстрах», заключившие договор страхования по каско при наступлении страхового случая, могут рассчитывать как на восстановительный ремонт поврежденного автомобиля на гарантийной СТО, так и на получение суммы страхового возмещения по заключению, составленному экспертным бюро. В СК «Регион» уверены, что в городе развита система оценки и много хорошо оснащенных сервисных центров.

Другие участники рынка, напротив, говорят о наличии серьезных проблем с сервисом. По словам Андрея Черникова, в Новосибирске оставляет желать лучшего система оценки автомобилей, застрахованных по каско, и прежде всего из-за слабой подготовки экспертов. А директор Новосибирского филиала МСК Екатерина Малявко отмечает, что в связи с быстрым ростом количества продаваемых автомобилей официальных дилеров клиенты начали сталкиваться с проблемой затягивания времени ремонта на СТО.

Все страховщики говорят о большом интересе к каско и о том, что рынок будет расти как минимум прежними темпами. В СК «Регион» объясняют это тем, что в Сибири он еще очень далек от насыщения, а каско — капиталоемкий вид страхования, востребованный клиентами, и общий объем страховой премии по нему постоянно растет. В «Росстрахе» также уверены, что при сбалансированной тарифной и продуктовой политике по каско этим видом можно и нужно заниматься любой страховой компании, позиционирующей себя как рыночную. В то же время собеседники «КС» отмечают, что каско относится к высокоубыточным продуктам. Именно поэтому, по прогнозам Андрея Черникова, рано или поздно в каждой компании начнутся сегментация, увеличение тарифов, введение ограничений на страхование определенных клиентов или автомобилей: «Страхователю, конечно, это на руку — он сможет найти меньший тариф. Однако перебежки из одной компании в другую не позволят клиенту сформировать историю сотрудничества со страховщиком, что может отразиться на тарифах в будущем».

Страховщики также прогнозируют, что в регионы усилится экспансия иностранных банков и страховщиков, а также компаний, предлагающих более качественные сервисные услуги. «Сейчас на страховом рынке СФО идет процесс «сворачивания» местных компаний — их остается все меньше и меньше. Сибирских страховщиков, которые действительно активны, можно буквально пересчитать по пальцам. В то же время присутствие федеральных страховщиков постоянно увеличивается. Однако к смене ведущих игроков на сибирском рынке автострахования в ближайшие год-два это не приведет, — прогнозирует Сергей Мышко. — Крупные «федералы», в числе которых «Росгосстрах», «РОСНО», СГ «Уралсиб«, давно закрепили свои позиции». Евгений Козлов также уверен, что смены ведущих игроков на рынке каско в Новосибирской области пока ожидать не стоит. Сегодня к ним относятся такие компании, как РГС, «Ингосстрах», «СТИФ«, «РЕСО-Гарантия» и «РОСНО».

Юлия ДАНИЛОВА


Comments are closed.

Так же в номере