Главная » Финансы » Марк-Эммануэль Вивес: "Мой опыт будет очень полезен в России"

Марк-Эммануэль Вивес: «Мой опыт будет очень полезен в России»

C начала 2005 года банк «Сосьете Женераль Восток» проводит политику активного регионального развития. В ближайшие три-пять лет эта кредитная организация планирует войти в когорту наиболее значимых игроков отечественного финансового рынка. Как банк «Сосьете Женераль Восток» собирается реализовывать эти планы, а также о перспективах развития банковского сектора Сибири корреспонденту «КС» ЮЛИИ ДАНИЛОВОЙ рассказал президент и генеральный директор банка «Сосьете Женераль Восток» (BSGV) МАРК-ЭММАНУЭЛЬ ВИВЕС.

— Господин Вивес, вы много лет проработали на развивающихся рынках в Чили, Аргентине. Как оцениваете ситуацию в России? Какие совпадения и отличия наблюдаете?

— Российский банковский рынок отличается несколькими основными показателями. В первую очередь очень быстрыми темпами развития — в зависимости от сегмента на 60–80% в год. Похожие темпы роста, по прогнозам аналитиков, сохранятся в ближайшие несколько лет. Несмотря на это, банковский рынок все еще остается незрелым и характеризуется сильной раздробленностью: на нем работает более 1000 кредитных организаций. На данный момент только три крупных банка — Сбербанк, Газпромбанк и Внешторгбанк — контролируют более 5% рынка финансовых услуг, а остальные банки имеют еще менее значительные доли. Если сравнивать с Аргентиной, то там количество финансовых институтов очень ограничено. Стоит принимать во внимание и то, что российский рынок очень емкий, так что количество банков в стране и в будущем не будет, думаю, менее 200–300. В ближайшие годы мы увидим процессы постепенной концентрации банковского бизнеса.

— Есть ли ниша в такой структуре для самостоятельных региональных банков?

— Безусловно. Зарубежная практика развития финансовых институтов показывает, что региональные банки очень хорошо себя чувствуют в странах, занимающих большие территории. Например, в США или во Франции группы региональных банков, объединившись в альянс, очень хорошо работают. Обычно именно они позволяют обеспечить требуемое клиентами качество услуг в регионах, так как местные банкиры очень хорошо знают местный рынок и работающие на нем компании. Однако для того, чтобы твердо стоять на ногах, региональные банки должны быть очень профессиональными. Думаю, что основной тенденцией в этом сегменте будет именно рост профессионализма.

— Насколько применим накопленный вами опыт работы на развивающихся рынках других стран к российским реалиям?

— Я приехал в Россию из Аргентины, где прожил 10 лет и руководил сетью отделений банка «Сосьете Женераль». За два-три года банк «Сосьете Женераль» развил широкую, успешно работающую сеть отделений. Уверен, что мы сможем повторить этот опыт и в России, даже в большем масштабе. Кроме того, российская экономика, как и аргентинская, также очень диверсифицирована и отличается значительной волатильностью, в ней постоянно меняются юридические и нормативные акты.

— Какова стратегическая цель работы банка на российском рынке? Какое место хотите на нем занять?

— Мы не ставим конкретной задачи по завоеванию доли рынка, но думаем, что через три-пять лет банк «Сосьете Женераль Восток» станет одним из самых значимых игроков на банковском рынке РФ, особенно в отдельных его сегментах. В частности, мы считаем перспективным развивать такие программы для частных клиентов, как private-banking, ипотечное кредитование; для корпоративных клиентов — лизинг, торговое финансирование, кредитование среднего и малого бизнеса. Кроме того, мы намерены активно предлагать молодежные программы. BSGV был одним из первых в России, кто предложил данный продукт. Молодежь — перспективный сегмент розничного рынка, но пока малоосвоенный коммерческими банками. В процессе обострения конкуренции в розничном бизнесе коммерческие банки будут вынуждены искать новые ниши и не оставят без внимания этот сегмент. Банк, активно работающий с этой целевой группой сегодня, может рассчитывать на определенные «дивиденды» от подобного сотрудничества в будущем. Спустя годы повзрослевший и финансово окрепший студент может обратиться в свой банк не только за кредитом на приобретение автомобиля или ипотечным кредитом, но и привести свою компанию для корпоративного обслуживания.

— В настоящее время в России наблюдается рост задолженности по потребкредитам. Насколько эта ситуация серьезна и существуют ли рецепты того, как избежать кризиса или хотя бы смягчить его последствия? Какой стратегии будет придерживаться ваш банк в этом сегменте рынка?

— Думаю, что в настоящее время совокупный уровень задолженности населения в России пока еще достаточно низкий. Если рассматривать потребительские кредиты, то уровень задолженности в этом сегменте действительно растет. В целом по этому виду кредитования долги россиян уже больше, чем у аргентинцев (в Аргентине задолженность составляет менее 4% от ВВП, тогда как в России — 6–7%). Трудно сказать, с чем это связано, так как в России очень сложно оценить реальный уровень покупательской способности населения. Возможно, на рост просроченной задолженности повлиял тот факт, что страна недавно вышла из советского периода, когда люди не могли себе позволить покупку хороших вещей, техники, и сейчас переживает бум спроса. Кроме того, у населения недостаточно опыта сотрудничества с банками, и заемщики не всегда четко могут спрогнозировать свои будущие доходы и, соответственно, оценить соотношение предстоящих выплат и семейного бюджета. Можно предположить, что те банки, которые развивают только этот вид кредитования, могут вскоре столкнуться с трудностями, если они недостаточно профессиональны. Банк «Сосьете Женераль Восток» активно развивает все сегменты банковских услуг для частных лиц: потребкредитование, автокредитование и ипотеку. За счет этого мы и добиваемся диверсификации рисков, и у BSGV сформирован сбалансированный портфель.

— С какими сложностями может столкнуться российский рынок при активном продвижении «в массы» автокредитования и ипотеки?

— Мы не видим каких-либо сложностей в продвижении этих продуктов, автокредитование очень популярно среди платежеспособного населения, а ипотека пока доступна только для достаточно обеспеченных слоев населения. Пока уровень просроченной задолженности на этих сегментах очень низкий — всего около 1%. Россияне пока более ответственно относятся к таким видам займов, чем граждане во многих других странах. Я не думаю, что могут возникнуть проблемы в рамках массовой реализации ипотечных кредитов. Экономика страны развивается очень быстрыми темпами, и сейчас спрос на жилье во многом превышает предложение. Проблемы могут начаться только в случае изменения этой ситуации. Что касается автокредитования, если банки начнут активно предлагать кредиты на покупку подержанных машин и этот банковский продукт станет массовым, то в связи с этим и вкупе с низкой ценностью финансируемых объектов/имущества могут возникнуть сложности.

— Наблюдаете ли вы интерес зарубежных компаний — партнеров вашего банка в других странах — к российскому и, в частности, сибирскому рынку?

— Большой интерес прослеживается со стороны французских компаний, причем из самых разных отраслей — секторов услуг, торговли, гостиничного бизнеса, банков, промышленности. Кроме того, французским бизнесменам очень интересно все, что связано с автомобильной промышленностью и субподрядом по производству автозапчастей, а также с агропромышленным комплексом. Дело в том, что сектор АПК традиционно очень хорошо развит во Франции, и у работающих в нем компаний большой потенциал развития. Ни для кого не секрет, что уровень потребления продуктов питания растет из года в год, люди хотят получать качественные продовольственные товары, в том числе от зарубежных производителей. Экспорт из-за границы приводит к росту цены на товар и сужению круга потенциальных покупателей. Более логично создавать предприятия и производить товары на территории России в целом и в Сибири в частности. Насколько я знаю, такие проекты сейчас рассматриваются.

Кстати, французские инвесторы интересуются не только крупным бизнесом в Сибири, они хотели бы наладить контакты с предприятиями среднего и малого бизнеса. Мы намерены содействовать в установлении этого сотрудничества.

— Интересен ли BSGV малый и средний бизнес?

— Да, это один из тех сегментов рынка, который мы намерены активно развивать. К средним предприятиям мы относим компании с объемом годового оборота от 5 до 100 млн евро в год, а к малым — до 5 млн евро.

Большой опыт реализации различных проектов для этой категории клиентов позволяет нам работать не только с бухгалтерской, но и с управленческой отчетностью компаний. В данной ситуации для банка главным будет уровень профессионализма людей, руководящих предприятием, последовательность принимаемых ими решений, качество представленных проектов.

— За счет каких факторов вы намерены конкурировать с уже действующими на рынке игроками, в том числе иностранными?

— Крупные предприятия обычно работают с несколькими банками, думаю, что так же, как в Москве, в регионах мы будем предлагать сотрудничество корпоративным клиентам наряду с российскими банками, входящими в Топ-10. Наши предложения по корпоративному обслуживанию вполне конкурентны и привлекательны. Райффайзенбанк так же, как и BSGV, давно работает на российском рынке. Мы знаем сильные и слабые стороны друг друга. (Улыбается.) Кроме того, потенциал сибирского рынка большой, и я думаю, что пока места хватит для всех, а приход иностранных банков на региональный рынок окажет на него положительное воздействие в части ценовой политики и разнообразия предлагаемых продуктов.

— На чем будет основываться принцип вашей работы с частными заемщиками?

— Главный принцип работы BSGV с частными клиентами — это качественное обслуживание и индивидуальный подход. Персональный менеджер работает с каждым клиентом. Очень важно работать с клиентом на открытых условиях, четко говорить о наличии всех комиссий и платежей.

— Интересно ли BSGV участие в крупных инвестиционных проектах? Каких?

— Нам интересен рынок строительства жилья и коммерческой недвижимости, поэтому мы не исключаем возможности участия в таких проектах. В текущем году мы начинаем работать по программам, связанным со строительством недвижимости в Москве и Санкт-Петербурге. Если найдем интересных девелоперов в регионах, в частности, в Новосибирске, то проект будет реализовываться и в других городах.

— Какие направления, помимо чисто банковского, вы намерены развивать в Новосибирске?

— Лизинг и факторинг. В Новосибирске очень большой потенциал роста спроса на лизинговые продукты. Кроме того, есть возможность привлекать клиентов из других регионов Сибири, и мы намерены развивать это направление. По нашим оценкам, совокупная доля лизинговых договоров на конец 2007 года должна составить около 10% от всего объема банковского финансирования в городе — то есть, по пессимистичному прогнозу, около 12 млн евро. Что касается факторинга, мы видим значительный потенциал в этом направлении, но каких-либо стратегических целей пока не ставили.

— Какие задачи вы ставите перед Новосибирским филиалом вашего банка на 2007 год?

— По пессимистичному прогнозу, на конец 2007 года остаток ссудной задолженности по корпоративным клиентам в Новосибирском филиале нашего банка должен составить около 120 млн евро. Кроме того, мы планируем привлечь в Новосибирске около 5 тысяч частных клиентов. Не исключено, что цифры будут больше. Многое будет зависеть от развития банка, от его активности на местном рынке, от бизнеса сибирских компаний-заемщиков и их потребностей в финансировании.

— В настоящее время во многих городах Сибири работают филиалы РОСБАНКа. Планируете ли вы работать совместно или конкурировать?

После покупки 10% акций РОСБАНКа в июне 2006 года и проведения аудита «Сосьете Женераль» и «Интеррос» объявили о приобретении группой второго 10-процентного пакета акций РОСБАНКа стоимостью $317 млн (примерно такая же сумма была заплачена за первый 10-процентный пакет акций). Таким образом, доля «Сосьете Женераль» в РОСБАНКе составила 20% минус 1 акция. Кроме того, «Сосьете Женераль» и «Интеррос» подписали соглашение, предусматривающее возможность увеличения доли группы в РОСБАНКе на 30% плюс 2 акции, которое позволит «Сосьете Женераль» до конца 2008 года получить контроль над российским банком. Предварительно была согласована стоимость сделки, которая составила $1,7 млрд. В свою очередь компания «Интеррос» планирует стать акционером группы «Сосьете Женераль».

— На этот вопрос отвечать пока преждевременно, так как совместная стратегия развития будет определена только в 2008 году. Впрочем, президент «Сосьете Женераль» Даниэль Бутон как-то сказал, что не исключена возможность сосуществования двух брэндов. Например, во Франции внутри группы «Сосьете Женераль» уже семь лет успешно работают и конкурируют между собой два брэнда: «Сосьете Женераль», занимающий 6% французского рынка ритейла, и Credit du Nord — около 1%. Все будет зависеть от состояния банков в 2008 году и их позиционирования на российском рынке.

Юлия ДАНИЛОВА


Comments are closed.

Так же в номере