Главная » Железная дорога » Лесная быль о главном

Лесная быль о главном

Отправители лесных грузов попали в собственную кабалу, превышая нормы простоя вагонов под погрузкой фактически в два раза.

5329,8 тыс. тонн лесных грузов перевезла Красноярская железная дорога в 2006 году. Это составляет 7,4% от общего объема перевозимых дорогой грузов.

Погодные условия и нежелание грузоотправителей работать в пик морозов, пришедшихся на январь-февраль, а также сверхнормативные простои вагонов под погрузкой вызвали в целом в 2006 году отставание от плана погрузки лесных грузов на 59,2 тыс. тонн (план выполнен на 98,9%). По отношению к аналогичному периоду 2005 года погрузка снижена на 129,7 тыс. тонн (-2,4%).

Максимальное снижение объемов погрузки в январе-феврале 2006 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 14,2%, или 156 тыс. тонн, было вызвано непредъявлением груза к перевозке — в основных лесозаготовительных районах стояли сильные морозы. При этом наблюдался избыток подвижного состава — в рабочем парке КрасЖД нарастающим итогом с начала 2006 года содержалось на 18 206 полувагонов выше норматива.

За второе полугодие 2006 года по Красноярской железной дороге было перевезено 2156,4 тыс. тонн лесных грузов, что меньше запланированного на 34,7 тыс. тонн.

Таким образом, заявление предприятий лесного комплекса о том, что в течение второй половины 2006 года в крае сложилась критическая ситуация с обеспечением подвижным железнодорожным составом предприятий лесного комплекса и в течение указанного периода план поставок вагонов выполнился в среднем на 50%, не соответствует действительности. По словам начальника службы коммерческой работы в сфере грузовых перевозок КрасЖД Дмитрия Баровских, предприятия лесной отрасли зачастую необоснованно завышают собственные заявки, а позже отказываются от погрузки, поскольку не в состоянии из-за ограничения собственных технических возможностей погрузить заявленное количество вагонов.

Фактические данные КрасЖД (на основании документов по учету выполнения сторонами обязательств погрузки) за 2006 год по предприятиям, отгружающим лесопродукцию, отличаются от завышенных оперативных заявок лесоотправителей, поскольку железнодорожники ориентируются на технические условия и нормы погрузки на конкретных погрузочных площадках, в большинстве случаев принадлежащих, кстати, грузоотправителям. КрасЖД ведет ежедневный мониторинг погрузки лесных грузов предприятиями лесной отрасли края. На основании этого мониторинга только по двум предприятиям ситуация с вагонами в 2006 году наблюдалась следующая:

— предприятием ОАО «Лесосибирский ЛДК-1» отгружено 7425 вагонов (323,1 тыс. тонн) при заявке на 9733 вагона, недогруз составил 2308 вагонов. Невыполнение отдельных заявок ОАО «Лесосибирский ЛДК-1» допущено по причинам грузоотправителя — 1823 вагона, в том числе отказ от погрузки — 1711 вагонов, неиспользование поданных вагонов — 112;

— предприятие ЗАО «Новоенисейский ЛХК», отправляющее экспортную лесопродукцию со станции Лесосибирск, отгрузило 6988 вагонов (317,3 тыс. тонн) при заявке на 8466 вагонов. Недогруз составил 1478 вагонов. Невыполнение отдельных заявок ЗАО «Новоенисейский ЛХК» допущено по причинам грузоотправителя — 1260 вагонов, в том числе отказ от погрузки — 1260 вагонов, конвенционный запрет — 61 вагон.

С начала текущего года КрасЖД принимает меры по восполнению недогрузов лесопродукции за прошлый год. Так, по состоянию на 21 января 2007 года ежесуточно грузится лесом 372 вагона при плановых заявках на 306 вагонов. План погрузки лесных грузов дорогой выполняется на 126,7%, достигнуто увеличение к уровню прошлого года на 48,9%.

В то же время из-за затянувшихся новогодних праздников в первую декаду января 2007 года лесоотправителями были допущены срывы в погрузке, а рядом предприятий отправка леса при избыточном обеспечении вагонами вообще не производилась. Единичная погрузка началась лишь 3 января, основная же масса лесоотправителей приступила к погрузке лишь после 8 января 2007 года.

Стоит подчеркнуть, что ни одно предприятие лесной отрасли края не воспользовалось в полном объеме предложением КрасЖД об отсрочке платежей за перевозку грузов в первой декаде января 2007 года, когда дорога имела дополнительный парк вагонов и предоставила их на выгодных для грузоотправителей условиях. В результате невыполнение плана погрузки леса и пиломатериалов (на основании утвержденных заявок и графика подачи вагонов) только за первые восемь дней нового года вылилось в простой 2720 вагонов.

На сегодняшний день Красноярская железная дорога в целом готова подавать под погрузку лесных материалов 640 вагонов ежедневно. Однако грузоотправители реально не могут обеспечить грузооборот вагонов. Предприятиями лесной отрасли нерационально используются вагоны, поступающие к ним под погрузку, постоянно допускаются сверхнормативные простои на подъездных путях. Так, ОАО «Лесосибирский ЛДК» (ст. Лесосибирск) при нормативе восемь часов в декабре 2006 года затягивало процесс погрузки до 17,35 часа. Соответственно грузоотправители недополучили по вине ОАО «Лесосибирский ЛДК» только в декабре 698 вагонов. За год это предприятие фактически задержало под погрузкой 18 593 вагона — таковы потери погрузочных ресурсов. ЗАО «Новоенисейский ЛХК» (ст. Лесосибирск) при нормативе погрузки 13,5 часа задерживало вагоны до 21,5 часа (в декабре 2006 года). В среднем по результатам 12 месяцев прошлого года задержка ЗАО «Новоенисейский ЛХК» составила более 27 часов, другими словами, 8692 вагона дополнительно могли бы быть поданы для погрузки предприятиям лесного комплекса. Это те вагоны, которые недополучили по собственной вине грузоотправители, а дорога из-за этого потеряла реальную прибыль, поступающую от использования оборота вагонов, которую никакие штрафные санкции не в состоянии компенсировать.

Также проверками, проведенными КрасЖД, выявлены факты занижения объемов отправленных лесных грузов. Так, только по станции Лесосибирск в 12 вагонах общий перегруз составил 162 тонны (грузоотправители ООО «Транстелеком», ООО «Трансвуд«, ИП Котлярова, ИП Щербак, ИП Горлов). Во всех вагонах вес по накладной значится 50 тонн, а фактически составляет от 63 до 69 тонн. В результате при отправке лишь этих 12 вагонов с пиломатериалами практически три вагона отправлены без оплаты провозных платежей. По станции Суриково только на одного грузоотправителя — ООО «Рассвет-Лес» — поступило 11 телеграмм, в которых сообщалось об общем перегрузе в 136 тонн! Также с перегрузками выявлены вагоны, отправленные со станций Карабула (ЗАО «Адар» и «Карабулалеспром»), Чайда (ОАО «Лесснабсбыт»), Большая Кеть (ООО «Россиблес»), Козулька (ООО «ТД «Олимп»). Вместе 32 вагона имели перегруз 288 тонн, что равноценно пяти вагонам лесоматериалов, отправленным без оплаты провозных платежей.

По словам Дмитрия Баровских, практически каждый десятый вагон с лесным грузом отправители пытаются провести бесплатно, из-за чего Красноярская железная дорога теряет доходы. К примеру, доставка одного вагона с круглым лесом (50 тонн) от ст. Енисей до ст. Наушки Восточно-Сибирской железной дороги стоит 43,3 тыс. рублей.

Красноярская железная дорога с 1 февраля в рамках специального масштабного месячника начинает комплексную проверку достоверности указания массы перевозимого груза в накладных грузоотправителей и выявление недобросовестных клиентов. Вопросу перегрузов вагонов было посвящено совещание в управлении КрасЖД, в котором участвовали все начальники лесопогрузочных станций. На станции северного направления КрасЖД (Карабула, Лесосибирск) экстренно направлены специальные комиссии для разрешения ситуации.

«Более того, неправильное указание массы грузов в перевозочных документах грузоотправителей лесного комплекса Красноярского края создает прямую угрозу безопасности движения поездов по железной дороге», — заявил Дмитрий Баровских.

Материалы предоставлены пресс-службой Красноярской железной дороги

Ольга ВОРОНЕЖСКАЯ


Comments are closed.

Так же в номере