Главная » Бизнес » Последствия алкогольной реформы

Последствия алкогольной реформы

О последствиях и прогнозах проводимой правительством РФ алкогольной реформы корреспонденту «КС» рассказала коммерческий директор Мариинского ликеро-водочного завода (МЛВЗ) НАДЕЖДА ВЕРТИНСКАЯ.

С 2010 года в РФ проводится реформа, направленная на снижения уровня потребления алкогольных напитков населением. Первым этапом преобразований явилась фискальная реформа пивного рынка, затем в 2011 году сократили число розничных точек торговли алкоголем и провели лицензирование предприятий по производству крепкой алкогольной продукции и оптовиков. В результате этого этапа реформирования некоторые из заводов лицензий лишились, но производства не прекратили, фактически уйдя в тень. В 2012-м реформирование рынка крепкого алкоголя продолжилось резким ростом акцизов.

— В 2012 году рост акцизов составил 30%. Окончание реформы планируется в 2015 году, когда, по мнению экспертов, стоимость бутылки водки литражом 0,5 достигнет 250–300 руб. Чем, на ваш взгляд, продиктована эта мера?

— Основных провозглашаемых целей повышения акцизов две. Первая цель — социальная — борьба с алкоголизмом. Соответственно, реформаторы увеличивают стоимость алкоголя, чтобы он стал менее доступным для населения. Вторая — увеличение поступлений в бюджет. Расчет был сделан исходя из того, что алкоголь в нашей стране — это значительная статья доходов. Если сейчас налоги, акцизы и прочие сборы за бутылку водки объемом 0,5 составляют 77 руб., то с нового года эта сумма увеличится до 100 руб. Это повышение автоматически отразится на стоимости бутылки водки: прогнозируемая минимальная официальная цена составит порядка 170 руб.

— Имеет ли место рост теневого алкогольного рынка в последние несколько лет? Чем это объясняется?

— Можно, и объясняется это как раз перелицензированием, проводимым в рамках алкогольной реформы. Так как существуют жесткие требования к производству, складам, условиям производства, лицензии в результате получила примерно половина производителей. Однако у нелицензированных предприятий остались производства, фонды, налаженные связи с поставщиками и закупщиками. И некоторые из них не захотели расставаться с любимым делом, поэтому идет поток серой или «схемной» продукции. На этих нелегальных производственных площадках продолжают выпускать продукт, не уплачивая акциз и налоги в государственную казну. Конечно, нет никакой гарантии, что, начав экономить на акцизе, эти производители не экономят и на всем остальном: выплате белых зарплат, сырье, технологиях, а главное — соблюдении надлежащего качества продукции. К примеру, наш завод имеет жесточайшую многоуровневую систему контроля качества, ведь выпуск некондиционного товара для нас автоматически означает отзыв лицензии и потерю репутации. Как и кто проверяет качество контрафактной продукции у нелегалов — большой вопрос.

— Каково соотношение показателей потребления легальной продукции и контрафактной?

— Кузбассовцы в среднем потребляют порядка 3 млн дкл крепких напитков в год. Из этих 3 млн 60% приходится на долю местных производителей (почти 1,8 млн дкл). 40% — 1,2 млн — завозной алкоголь. Эти 40% мы условно подразделяем на легальный алкоголь и так называемую «схемную» продукцию. По мнению экспертов, исследующих алкогольный рынок России, контрафакта на прилавках от 20% до 40%. Причем контрафакт также можно разделить на две категории: явный суррогат (фактически яд, который разливается где-то в гаражах) — и нужно отметить, что его доля в Кузбассе уменьшается; и вышеупомянутая «схемная» водка, доля которой, напротив, растет. Если брать количество контрафактной продукции за 100%, то 80% — это именно «серая» водка. Внешне данная продукция может не вызвать подозрений, однако на деле она даже более опасна. Поскольку, помимо потенциальной угрозы жизни и здоровью людей, ставит в неравные экономические условия легальных производителей и наносит мощный удар по казне конкретного региона и страны в целом.

Производители «схемной» водки имеют возможность предлагать ритейлерам очень высокую доходность, начиная с оптового звена и заканчивая розничными торговыми точками. И это очень большое искушение, которому многие поддаются. Объяснение здесь очень простое: если легальный производитель с каждой бутылки водки экономсегмента отдает 77 руб. в бюджет, зарабатывая всего лишь 7 руб. на этой же бутылке, то бутлегеры налогов не платят и могут на гораздо более выгодных условиях заинтересовать оптовое звено. Если сравнивать легальную продукцию с контрафактом, то последний становится намного более интересным для торговли, имея вот такую маржу.

— Какой объем отчислений с акцизов поступает в областной бюджет?

— По итогам 2011 года МЛВЗ заплатил только в бюджет Кузбасса 1,3 млрд руб., по итогам 2012-го планируем внести порядка 2 млрд руб., в 2013–2014 гг. стремимся к отметке в 3 млрд. Прогноз, конечно, оптимистичный. Важно, чтобы был поставлен барьер на пути контрафакта. Наше предприятие располагает качественным ассортиментным портфелем, мы можем себе позволить активную маркетинговую программу, но при всех этих возможностях ощущаем на себе негативные последствия нечестной борьбы.

— Как власти и надзорные органы могут повлиять на сложившуюся ситуацию?

— Сейчас Роспотребнадзор проводит проверки предприятий розничной торговли. В 2011 году в Кузбассе было выявлено около 300 фактов нарушений в этой сфере. Достаточно действенны рейды, которые проводят маркетологи Кузбасского алкогольного союза. По их оценкам, 30% от всего алкоголя на рынке Кузбасса — это контрафакт. Таким образом, мы считаем, что среди населения и ритейлеров необходимо проводить разъяснительную работу по распознаванию нелегальной продукции. Однако также необходимо ужесточать законодательство, чтобы принимать более жесткие меры к оптовым и розничным продавцам нелегального спиртного.

— Какие еще меры необходимы?

— Один из самых действенных инструментов заключается в том, чтобы ликвидировать разрыв между минимальной провозглашенной и минимальной рыночной ценами на алкоголь. Сегодня, например, водка не может официально стоить менее 125 руб., однако экономические реалии таковы, что самая дешевая водка с учетом всех акцизных платежей и торговых наценок обходится производителю на полке Кемеровской области в 140–145 руб. Этим умело пользуются нелегалы, которые продают контрафакт по минимальной официальной цене, что позволяет им находиться в рамках правового поля и спокойно наблюдать, как теряют свои позиции крупные легальные игроки.



Comments are closed.

Так же в номере