Главная » ИТ » Microsoft и Cisco гонят облака в Россию

Microsoft и Cisco гонят облака в Россию

В ноябре в столице России с небольшим интервалом прошло сразу 2 крупнейших ИТ-форума — Microsoft Tech Ed 2011 и Cisco Expo 2011, на каждом и которых довелось побывать корреспонденту «КС». Пожалуй, ключевыми темами, затронутыми на форумах, стали «облачные» технологии и виртуализация, информационная безопасность, системы автоматизации бизнеса, а также мобильные платформы и поддержка инновационных «стартапов».

И Microsoft, и Cisco являются крупнейшими в мире ИТ-вендорами с огромными партнерскими сетями и сопоставимыми масштабами деятельности. Однако считать их конкурентами не совсем верно — их продукция соперничает друг с другом лишь в отдельных небольших сегментах ИТ-рынка, например, на рынке унифицированных коммуникаций. Тем не менее, у обоих компаний непростая история взаимоотношений. Так, директор по развитию технологий компании Cisco для совместной работы Аллан Бьёрнстад отметил, что отношения между Microsoft и Cisco в свое время прошли стадии и любви, и ненависти, однако компании пришли к необходимости налаживания партнерства для удобства своих клиентов.

В рамках своих конференций обе компании активно ссылались на данные независимых исследований, ранжирующих ИТ-вендоров по разным критериям. На своей конференции Cisco признала, что по некоторым позициям в отдельных сегмента рынка немного уступает Microsoft, но дала понять, что делает все, чтобы добиться лидерства. Microsoft же красноречиво заявил, что является стратегическим ИТ-вендором №1 для большинства компаний и собирается им оставаться, обгоняя Cisco, IBM и других крупных игроков.

Впрочем, как прошедший в «Крокус-Экспо» Microsoft Tech Ed, так и Cisco Expo, проведенная в Центре Международной Торговли, интересны с точки зрения трендов развития ИТ-индустрии и технологий для бизнеса, многие из которых уже скоро прочно войдут в обиход российских компаний. Так, форум Tech Ed открыл пленарный доклад с участием президента Microsoft в России Николая Прянишникова, а также главного операционного директора корпорации Microsoft Кевина Тернера. Топ-менеджеры крупнейшей ИТ-корпорации рассказали о новых веяниях в сфере информационных технологий, а также о будущем платформ и продуктов Microsoft. По словам Кевина Тернера, одними из ключевых трендов на ИТ-рынке являются рост объема данных, возможность подключения разных устройств отовсюду, внедрение новых интерфейсов. А в свою очередь в Cisco уверены в том, что к 2013 году вплоть до 90% передаваемого по сетям контента составит видео, причем генерируемое прежде всего частными пользователями, например, посредством конференцсвязи.

Однако главным трендом бесспорно был и остается рост популярности такого инструмента повышения эффективности ИТ, как «облачных технологий», позволяющих компаниям не устанавливать себе дорогостоящее программное обеспечение (ПО), не использовать собственные сервера, платформы или в крайнем случае даже не обладать своей ИТ-инфраструктурой. Благодаря «облачным технологиям» компания может использовать все вышеперечисленное на условиях аренды, что дает ей значительные удобства и гибкость. Преимуществами «облачных технологий» является высокая скорость внедрения, экономия времени, отсутствие необходимости в поиске дорогостоящих специалистов, от квалификации которых по сути и зависит реализация проекта. Простейшим примером такой технологии является почта Gmail, доступ к которой возможен с любого устройства из любой точки мира, а сам пользователь не должен думать о том, где расположены сами данные. Microsoft продолжает вкладывать средства в повышение скорости работы собственных платформ, чтобы расширить капиталовложения заказчиков и партнеров в «облачные» технологии. Старший вице-президент по инструментам разработки корпорации Microsoft Сиварамакришнан Сомасегар отметил, что облачные решения наиболее востребованы в области финансов, производстве, ритейле, СМИ, высокопроизводительных вычислениях. Первыми на «облачные решения» переходят малый бизнес, причем преимущественно компании сферы потребительского рынка. По его словам, в условиях циклического развития экономики компаниям нужна гибкость ресурсов, и «облачные технологии» по сути позволяют трансформировать основные средства в оборотные средства. Актуальность тренда подтверждают и другие вендоры. Так, по словам вице-президента и директора департамента продуктов для ввода данных компании ABBYY Арама Пахчаняна, спрос на программу для распознавания отсканированных текстов Finereader в «онлайне» (реализованной за счет «облака») сейчас в 10 раз превышает спрос на «коробочную» версию продукта. Это доказывает, что при высоком проникновении сети Интернет абоненты предпочитают пользовать онлайн-версии продуктов вместо их покупки и установки.

Вместе с тем про «облачные технологии» в России говорят уже очень давно, и не знает про них только ленивый. Однако осязаемых цифр, подтверждающих интерес к этой технологии, пока нет. По мнению Cisco, клиенты не спешат внедрять «облачные технологии» из-за негибкости бизнес-процессов самих компаний, опасения персонала в возможных сокращениях и отсутствий реальных историй успеха, так как никто не хочет быть «подопытными кроликами» в своей индустрии.

Уже сейчас многие участники рынка отмечают, что, к примеру, вопрос сопоставления стоимости «облачных» решений с обычными далеко не всегда прозрачен и понятен. Опять же, как справедливо отметил Сергей Мацоцкий, клиентов легко заманить в «облако», чтобы уже дальше предоставлять различные услуги за деньги. Сейчас российские компании наименее охотно отдают в «облака» CRM и ERP-системы, так как опасаются за их сохранность. Даже в самой компании Microsoft не все ратуют за активное и всестороннее внедрение этих технологий. По мнению одного из представителей компании, виртуализация того же «рабочего стола» с трудом совместима с мобильным стандартом 3G, требует больших инвестиций и имеет сложности в управлении.

Не стоит забывать и об инфраструктурных проблемах. По словам специалистов Cisco, большинство коммерческих ЦОДов (центров обработки данных) до недавнего времени действовало по принципу: «облачные вычисления популярны на Западе, а в России есть смысл давать места в стойках ЦОД». В итоге рынок пришел к ситуации наличия большого неудовлетворенного спроса при маленьком предложении, то есть заказчик оказался готов раньше, чем инфраструктура ЦОД. Тем самым и энергетики, и банки, и страховые компании готовы разместить свои ресурсы в «облаке», но коммерческие ЦОДы пока к этому не готовы, и то, что надо было делать два года назад, они делают лишь сейчас.

Кроме того, как было справедливо замечено участниками Tech Ed, в вопросе использования «облачных технологий» многое зависит и от качества проводного или мобильного интернета. Ведь в случае его низкой скорости или, еще хуже, нестабильной работы, доступ к собственным важным данным в «облаке» становится нестабильным или невозможным, что в некоторых случаях может привести к гибели бизнеса. Для регионов России этот вопрос особо актуален. Генеральный директор IBS Сергей Мацоцкий считает, что эта проблема решаема, так как уровень проникновения интернета в России растет, и это тот самый случай, когда спрос формирует предложение. Кроме того, грядущее внедрение в России стандартов мобильной связи стандарта 4G (LTE) позволит вывести «облачные вычисления» на новый уровень развития.

Поэтому говорить как об очевидном успехе «облаков», так и очевидном провале, пока рано. Менеджер по развитию бизнеса Cisco Олег Коверзнев очень удачно и наглядно рассказал о том, какие этапы проходят «облачные технологии» в сознании людей на примере квадрантов, разработанных аналитической компанией Gartner. Согласно этой концепции, вначале на рынке появляется технология, активная продвигаемая за счет маркетинговых мер. В результате все начинают много о ней говорить, имеют огромные ожидания, но потом убеждаются в том, что в реальности все обстоит иначе. «Клиенты думают, что «облака» позволят решить им все проблемы, в частности перенести все ресурсы в «облако», отказавшись от ЦОДов, уволить персонал, повысить свою эффективность, а также по щелчку пальцев получать необходимый программный ресурс или отказаться от него. Однако все это — завышенные ожидания», — поясняет Олег Коверзнев. Технология попросту не оправдывает надежд, интерес к ней начинает падать. Однако позже появляются удачные кейсы отдельных компаний, прагматично подошедших к вопросу. Люди начинают понимать, что из «облаков» все же можно извлечь определенную практическую пользу, после чего технология выходит на основную часть своего жизненного цикла. Так, по мнению Олега Коверзнева, массово рынок перейдет на использование «облачных технологий» в ближайшие 2-4 года, а пока же внедрение «облаков» — скорее шанс проявить себя для ИТ-специалиста. Для того чтобы сейчас правильно подходить к вопросу внедрения «облака», по мнению Cisco, нужны четко выработанная стратегия, выделенная команда экспертов, а также непосредственная заинтересованность руководства компаний, поскольку на уровне системного администратора продвинуть такой проект сложно.

При этом интересно, что будущее самих системных интеграторов в случае продвигаемого ими массового перехода на «облачные технологии» становится весьма туманным, так как в их наличии не будет необходимости по причине того, что клиенты не будут ничего внедрять, а будут всем пользоваться в «онлайне».

Своим опытом по вопросу «облачных технологий» делились и независимые ИТ-эксперты из зарубежа. В частности, глава компании Chappell&Associates Дэвид Чеппелл обратил внимание собравшихся на то, что услуга «платформа как сервис» (PaaS) появилась гораздо позднее, чем «инфраструктура как сервис» (IaaS). Хотя пока спрос на PaaS в 10 раз меньше, чем на IaaS, есть все предпосылки к тому, что PaaS окажется популярнее. По мнению Чеппелла, PaaS быстрее реализуем, эффективнее в плане операционных издержек и обладает меньшим риском, так как при использовании этого подхода пользователь принимает меньше решений, а следовательно у него меньше возможностей для ошибки. То, что на практике IaaS пока популярнее, PaaS Чеппелл объясняет тем, что, во-первых, люди не знакомы с PaaS, во-вторых, многим разработчикам все же нужен больший контроль над ИТ-системой (примерно так же, как многие автолюбители предпочитают механическую коробку вместо «автомата»), а также сложностью переноса данных в «облако». Также Чеппелл обращает внимание на то, что писать программы под использование в «облаке» нужно иначе, чем при использовании стандартной схемы.

Не была обойдена стороной и тема виртуальной безопасности. Руководитель программ информбезопасности Microsoft Russia Андрей Бешков подсчитал, что около 80% пользователей планшетов, находящихся в аудитории, по их собственным словам, не используют пин-коды, тем самым имея все шансы когда-нибудь стать новыми персонажами на Wikileaks. Более того, на сегодняшний день злоумышленники очень умело пользуются уязвимостями в популярных гаджетах для того, чтобы украсть ту или иную информацию. Так, громким случаем стала ситуация со взломом iPad всего лишь при помощи магнита. Сейчас эта уязвимость ликвидирована, но никто не застрахован от того, что киберпреступники найдут новые способы захвата информации. Например, Андрей Бешков привел пример со смартфонами HTC, которые протоколируют и хранят все действия пользователя в памяти, что является находкой для злоумышленников. Наиболее остро вопросы встают и перед компанией, сотрудники которой приносят с собой различные гаджеты и тем самым могут нанести ущерб информационной безопасности, ведь неуправляемые устройства несут бизнес-риски для компании и трудности для ИТ-службы. Microsoft в этой связи отходит от принципа управления отдельными устройствами к принципу управления комплексом устройств пользователя с установлением ограничений для каждого из устройств в зависимости от того, кто входит в системе, от уровня доверия устройству и сети, к которой подключается пользователь.

Отдельные сессии Tech Ed были посвящены практическим вопросам, с которыми сталкиваются компании, в частности при внедрении CRM и ERP-систем, в частности вопросы оценки эффективности. Понятно, что при внедрении CRM основные затраты кроются в покупке программного и аппаратного обеспечения, услуг, обеспечения, персонала, а выгоды — в сокращении затрат на персонал, поддержке ИТ-систем, а также увеличении удовлетворенности клиентов и партнеров, оптимизации и улучшении оперативной деятельности. По словам руководителя практики консалтинга по бизнес-приложениям Microsoft Юрия Покусаева и архитектора бизнес-решений Microsoft Андрея Слепицкого, для оценки экономической эффективности от внедрения CRM нужно рассчитывать такие показатели, как годовой коэффициент рентабельности инвестиций, срок окупаемости, чистую приведенную стоимость (NPV), стоимость владения в год. Кроме того, надо убедиться, что ожидания от проекта совпадают со статистикой по отрасли и технологически реализуемы. Также эксперты выделили этапы внедрения CRM и дали ряд практических советов компаниям исходя из практического опыта внедрений таких систем.

Отдельно можно отметить демонстрационную зону форума Tech Ed, где каждый делающий мог попробовать в действии те или иные технологии. Одной из них была синхронизация смартфона на операционной системе Windows Phone с ноутбуком на операционной системе Windows. Благодаря этой технологии, пользователь, к примеру, может корректировать документы на ноутбуке, но при этом они будут практически сразу доступны в измененном виде на смартфоне. Или, наоборот, пользователь может заснять документ на фотокамеру смартфона, и этот снимок спустя несколько секунд окажется в папке ноутбука. При этом технологически все обстоит довольно просто и отнюдь не требует использования серьезных ИТ-решений вроде виртуального «десктопа». Просто все файлы хранятся в виртуальном хранилище SkyDrive, поэтому доступ к ним обеспечивается с любого авторизованного устройства через Wi-Fi или сеть 3G. Более того, технически доступ к смартфону можно обеспечить и при установленной на нем операционной системе Android, однако синхронизировать такие устройства несколько сложнее.

При этом такая синхронизация удачно вписывается в концепцию программного комплекса Office 365, который уже сейчас компания Microsoft предлагает своим клиентам. Этот продукт представляет собой «облачную» версию обычного Office, позволяющую использовать все популярные клиентские приложения в «онлайне» и платить только абонентскую плату за их использование. В этом контексте, учитывая массовый переход смартфонов Nokia на операционную систему Windows, возможности Office 365 становятся еще более значительными.

Наконец, говоря о технологической стороне форумов, нельзя забывать и о политической составляющей. И Microsoft, и Cisco, являются активными партнерами Сколково и совместно с фондом продемонстрировали ряд инициатив, призванных стимулировать инновации в России. В частности в рамках форума Tech Ed президент Фонда Сколково Виктор Вексельберг и главный операционный директор корпорации Microsoft Кевин Тернер объявили о расширении программы поддержки инновационных «стартапов» в России. Теперь «стартапы», прошедшие квалификационный отбор, получившие грант фонда посевного финансирования Microsoft и ставшие резидентами «Сколково», смогут получить соразмерный грант со стороны фонда Сколково. Кроме того, резиденты Сколково смогут оформить подписку на некоторые программные продукты Microsoft и получить доступ к широкому спектру ПО для внутреннего пользования по льготной цене, а также бесплатную техническую поддержку. Резиденты «Сколково», деятельность которых связана с разработкой ПО, смогут воспользоваться специальной подпиской Microsoft, что позволит им получить доступ к необходимым ресурсам для разработки и тестирования своих решений. При этом первым примером обоюдной партнерской поддержки стала компания SPEEREO, получившая совместный грант в размере 1 500 000 рублей.

В свою очередь Cisco объявила о том, что в октябре этого года подала заявку на статус резидента Сколково и сейчас завершает процесс регистрации в Сколково своего юридического лица. Компания приняла решение об открытии в Сколково своего центра сетевых инноваций, который в частности будет заниматься вопросами видео- аналитики. Кроме того, в ноябре прошлого года Cisco инициировала и активно поддержала конкурс инноваций I-PRIZE, в котором приняло участие более 10 тысяч граждан России, представивших на конкурсе 2318 идей. При этом в мае этого года трое победителей получили призы общей стоимостью 5,25 млн. рублей. Однако, в отличие от Microsoft, предоставлять по льготной цене свои продукты резидентам Сколково Cisco пока не торопится.



Comments are closed.

Так же в номере