Главная » ИТ » Кто дальше? Кто точнее?

Кто дальше? Кто точнее?

Топ-менеджеры и аналитики TELE2, МТС, «Ростелекома», «МегаФона» и «Билайна» рассказывают «КС» о стратегиях развития своих компаний на рынке сотовой связи, которые позволили бы им опередить конкурентов. МТС и «Билайн» делают ставку на конвергентные продукты и потребление услуг из «одних рук», TELE2 — на стоимость услуг, «МегаФон» развивает мобильный Интернет, «Ростелеком» видит себя в будущем «сервис-провайдером» услуг. Редакция «КС» предлагает участникам сибирского бизнес-сообщества ознакомиться с аргументами и прогнозами наших спикеров и высказать мнение, стратегия какой компании выглядит наиболее убедительной. Ждем ваших писем (с темой «телеком») по адресу: post@sibpress.ru. Автор самого интересного и содержательного комментария получит приз. Подробности по телефону (383) 221-02-56.

Каким видят будущее рынка мобильной связи

В условиях жесткой конкуренции первоочередной задачей мобильных операторов является определение своей стратегической ниши на рынке исходя из своих возможностей и своего видения рынка. Сотовые операторы стараются найти новые пути развития, опираясь на новые долгосрочные конкурентные преимущества, которые бы позволили им дистанцироваться от конкурентов.

Строя свои прогнозы и обосновывая стратегию на рынке, операторы связи делают ставку на продолжающееся замещение фиксированной связи мобильной, высокий рост трафика передачи данных, причем как в фиксированных, так и в мобильных сетях. Также операторы рассчитывают на дальнейшую консолидацию рынка и укрупнение основных игроков, предоставляющих полный набор услуг под единым брендом и определяющих развитие рынка.

Несмотря на то что российский рынок сотовой связи развивается высокими темпами, он по-прежнему значительно отстает от западного. Так, в России пока используются лишь сети 2G и 3G, в то время как за рубежом уже активно внедряются сети 4G, которые обеспечивают еще большие скорости передачи данных. «Современные телекоммуникационные технологии приходят в Россию с заметным отставанием. Мы видим, что сети четвертого поколения (4G) уже развертываются в бывших странах СССР, а у нас еще только определяется идеология их возможного запуска. Единственное, что мы сделали раньше, — это стандарт Wimax, но и он отступил перед возможностями сетей 4G (LTE)», — рассуждает директор аналитического агентства Telecom Daily Денис Кусков. Директор филиала «МТС-Сибирь» Александр Соловенчук также считает, что телекоммуникационные рынки США и Европы развиваются динамичнее российского.

С такой позицией не согласны в TELE2 и «МегаФоне». «На обывательском уровне очень часто приводят мнение, что с технологической точки зрения российские мобильные операторы сильно отстают от своих коллег в США и Европе. На самом же деле это утверждение не имеет под собой никаких оснований. Если посмотреть на предлагаемый спектр абонентского и операторского оборудования, то сегодня российские операторы находятся на одном уровне с ведущими телекоммуникационными компаниями мира», — уверяет директор по связям с общественностью Сибирского филиала «МегаФона» Михаил Ивонин. По его мнению, лидерство Европы и США в развитии сетей 4G (LTE) по сравнению с Россией связано исключительно с историческими особенностями развития отрасли, ее государственным регулированием и вопросами освобождения частот в нашей стране. «Если в 2012 году вопрос с частотами будет решен, появление первых сетей 4G (LTE) не заставит себя долго ждать. В этом случае Россия получит стандарт связи 4G всего лишь на 1,5–2 года позднее США и Европы, хотя при внедрении 3G разрыв составлял 4–5 лет. В этом аспекте необходимо заметить, что Россия очень быстро нивелирует любые отставания в технологиях, связанных с вопросами государственного регулирования», — поясняет Михаил Ивонин.

При сопоставлении уровня развития российского телеком-рынка и западного интересно сравнить стоимость услуг и эффективность бизнеса. По подсчетам «МегаФона», ARPU (средний доход на 1 абонента) мобильной связи в целом по России составляет 150–200 рублей, а в США и Европе — 25 долларов/евро соответственно, т. е. в 5–6 раз больше. При этом, учитывая, что и европейские операторы, и российские используют одинаковое технологическое оборудование и закупают его у соответствующих вендоров по одинаковой цене, можно считать, что эффективность мобильного бизнеса в России существенно выше.

Высоко оценивает российский рынок сотовой связи и вице-президент — директор макрорегионального филиала «Сибирь» ОАО «Ростелеком» Максим Кудрявцев. По его словам, Россию можно считать одним из лидеров по уровню развития рынка сотовой связи. «Уровень проникновения сотовой связи в России давно перешел порог 100% и превышает текущие уровни всех европейских стран и США», — отмечает Максим Кудрявцев. Что касается широкополосного доступа в Интернет (ШПД), то, по словам Максима Кудрявцева, этот рынок продолжает показывать хороший рост, в то время как рынки Европы и США уже перешли в стадию насыщения.

Что касается дифференцирования участников рынка в стратегическом аспекте, то здесь принципиально отделение «дискаунтеров», идеологической основой которых является ценовое преимущество. «Все три оператора «большой тройки» играют в одном сегменте, а мы избрали альтернативный сегмент и позиционируем себя как «дискаунтеры», а любые «дискаунтеры» априори могут легко занять более 20–25% рынка. Таким образом, для «большой тройки» общий рынок сокращается, и им нужно искать пути сосуществования в одном сегменте уменьшившегося по размерам рынка. В такой ситуации дифференциация лежит в области маркетинга. Поэтому они либо должны правильно позиционироваться в этом сегменте, либо перейти в разряд «дискаунтеров» и тогда конкурировать в одном сегменте с нами. Что именно будут делать операторы «большой тройки» — это вопрос их стратегии. Конечно, кто-то ориентируется на более молодого абонента, кто-то — на более солидного, но в целом «большая тройка» борется за одного клиента», — объяснял в недавнем интервью «КС» президент «TELE2 Россия» Дмитрий Страшнов. Справедливости ради стоит отметить, что отдельные операторы «большой тройки» сейчас уже тоже делают упор на ценовое преимущество, однако рассчитывать на то, что кто-то из них провозгласит себя «дискаунтером», все же маловероятно.

Итак, на что же делают ставку крупные сотовые операторы и как они намерены стратегически привлекать своих клиентов.

«МегаФон»

В отличие от конкурентов «МегаФон» уже давно позиционирует себя как оператор «передачи данных». Так, первый заместитель гендиректора «МегаФона» Валерий Ермаков отмечал, что 99% трафика сейчас приходится на передачу данных, и только 1% — на голосовые услуги, таким образом, происходит явное изменение «телекоммуникационного ландшафта». «Мобильный Интернет и передача данных сегодня составляют 10% от выручки, но уже к 2015 году это значение может достичь 40–50%. Также к 2015 году в России сравняется количество обычных телефонов и смартфонов. Именно «умные телефоны» и планшеты будут стимулировать развитие услуг передачи данных. Так, владелец смартфона потребляет на 80–90% трафика больше, чем владелец обычного телефона. А владелец планшета — на 50–60% больше, чем владелец смартфона», — комментирует Михаил Ивонин.

Исходя из этого компания делает упор на развитие мобильного Интернета стандарта 3G и активнее других операторов строит для этого инфраструктуру, позиционируя себя как самый технологичный оператор. В своих прогнозах «МегаФон» рассчитывает на смещение ценностных ориентиров у абонентов. Сегодня для пользователей основную ценность имеет 1 минута связи или 1 МБ доступа в Интернет, однако в компании считают, что в дальнейшем на первое место выйдет контент, и тарифицироваться будет именно единица контента. «Контент будет «тяжелый», счет будет идти на сотни и тысячи мегабайт, и уже не будет иметь смысла помегабайтная тарификация. Вполне возможно появление внутри операторов т. н. «фабрик контента», а также стратегические альянсы с телеканалами и издательскими домами», — поясняет Михаил Ивонин.

Вместе с тем стоит отметить, что не всегда технологичные услуги, внедренные «МегаФоном», «выстреливали» на рынке. В частности, несколько лет назад оператор позиционировал революционной и прогрессивной услугу видеозвонков, возлагая на нее большие ожидания, однако вопреки прогнозам оператора ей так и не удалось стать массовой.

«Ростелеком»

Пожалуй, именно полноценный приход на рынок сотовой связи объединенного «Ростелекома» является, с одной стороны, наиболее ожидаемым, а с другой — наиболее опасным явлением для конкурентов. Сейчас оператор присутствует в сегменте мобильной связи лишь в некоторых регионах СФО, но в этих регионах компания занимает лидирующие позиции. Оператору важно консолидировать и унифицировать свой «сотовый» актив, который пока состоит из отдельных компаний, работающих под своими локальными брендами, как, например, «Байкалвестком» или «Енисейтелеком», а также получить лицензии в недостающих регионах. «Реализуя нашу стратегию развития, мы намерены создать федеральный мобильный бизнес, сфокусировавшись прежде всего на передаче данных, в том числе с использованием ресурсов оператора SkyLink», — отмечает Максим Кудрявцев. Участники рынка полагают, что у «Ростелекома» не должно быть ощутимых сложностей по осваиванию регионов, где его сейчас нет. О том, что это вопрос времени, говорит и то, что сотрудники конкурентов активно переходят в «Ростелеком».

«Мы намерены плавно трансформироваться из «трубы» (магистрального оператора) в «поставщика контента», агрессивно развивая услуги проводного ШПД на массовом сегменте рынка, предоставляя услуги платного телевидения. «Ростелеком» должен стать универсальным оператором, оказывающим весь спектр услуг и сервисов на всей территории РФ населению, бизнесу, государству и другим телекоммуникационным операторам», — поясняет Максим Кудрявцев. В качестве примера в «Ростелекоме» приводят крупнейших телеком-операторов Европы, отмечая, что «Ростелеком» хочет занимать доминирующую роль на рынке сервис-провайдеров и планирует получать 25% выручки от новых сервисов, среди которых будут и дистанционная медицина, и так называемый «дом будущего», и M2M-сервисы, и ERP-системы, и другие ИТ-услуги. Кроме того, компания намерена нарастить долю на рынке абонентов проводного ШПД до 50%, долю на рынке мобильного ШПД — до 22% и долю на рынке платного ТВ — до 30%.

Впрочем, ближайшие конкуренты «Ростелекома» скептически относятся к таким планам. Так, топ-менеджер одного из крупнейших сотовых операторов ранее отмечал «КС», что задачей государственного оператора как раз должно быть предоставление «трубы» другим независимым операторам, которые позволят ему монетизировать эту емкость. «Не уверен, что, условно говоря, государственный «гастроном № 7» может быть конкурентен по набору продуктов и по ценам с магазинами X5 Retail, например, той же «Пятерочкой», — рассуждает собеседник «КС».

TELE2

Информация о том, что TELE2 исходя из экономических побуждений откажется от концепции «дискаунтера» и перейдет в более высокий сегмент рынка, ходит на рынке достаточно давно. Однако вопреки такой уверенности конкурентов пока оператор не отошел от своей концепции и, похоже, не планирует это делать.

Стратегически важной задачей для TELE2 является выход в те регионы, где оператора пока нет в силу отсутствия частотного ресурса сетей 2G. Помимо активного участия в конкурсах на получение частот, TELE2 лоббирует идею возможности перепродажи частот, что было бы выгодно не только ему, но и другим сотовым операторам, готовым выгодно избавиться от излишка частот. Однако государство в лице Министерства связи пока не готово к таким инициативам. Помимо того, TELE2 прикладывает усилия к тому, чтобы внедрить успешный опыт строительства и коммерческой эксплуатации 4G (LTE) сетей и развивать услуги по передаче данных на базе этой технологии. Это позволило бы ему выступать на одном технологическом уровне с «большой тройкой» (сейчас TELE2 предоставляет услуги стандарта EDGE, а все остальные операторы — 3G). Однако, по мнению Дениса Кускова, несмотря на то что TELE2 выступало активным инициатором внедрения 4G и имела успешный опыт эксплуатации этих сетей в Швеции, компании при текущей ситуации вряд ли удастся получить частоты в этом стандарте. Тем не менее надежда все же остается, и уже скоро тестовая зона 4G (LTE) должна заработать у шведского «дискаунтера» в Омской области. Кроме того, как отмечает директор по стратегии и развитию «TELE2 Россия» Светлана Скворцова, по примеру Швеции оператор запускает в России услуги в сегменте М2М и мобильной коммерции, а также развивает собственную «розницу.

«Билайн»

Осуществив ряд сделок по покупке крупных российских интернет-провайдеров, компания «Билайн» стратегически позиционирует себя как интегрированного оператора, который предлагает своим клиентам полный перечень инфотелекоммуникационных услуг — Интернет, мобильную, фиксированную связь, а также дополнительные услуги. Подход единого комплекса услуг из «одних рук», бесспорно, позитивно влияет на определенную целевую аудиторию, но вместе с тем некоторые клиенты из принципа предпочитают «не класть все яйца в одну корзину».

Другим стратегическим вектором развития «Билайна» является выход на международный рынок. Благодаря объединению с итальянским Wind Telecom, а также Orascom компания позиционирует себя как крупнейший международный оператор связи, что проявляется в том числе и в гармонизации роуминга.

Получить комментарии от самой компании не удалось.

МТС

Как и «Билайн», МТС делает упор на конвергенции предлагаемых услуг и продвижении себя как интегрированного оператора связи. В компании уверены, что телеком-рынок будет развиваться по пути создания конвергентных и универсальных операторов связи. «Уже сегодня крупные игроки рынка мобильной связи приобретают и развивают фиксированные активы. Если сейчас рынки мобильного контента и фиксированных контентных сервисов развиваются, по сути, независимо друг от друга, то развитие интегрированных операторов будет способствовать созданию объединенной системы распространения и потребления контента с помощью разных устройств», — поясняет Александр Соловенчук. Интерес оператора к конвергентным продуктам вполне понятен, поскольку, как ранее отмечали в самой компании, сегмент сотовой связи в регионах уже почти не растет, а вот проникновение услуги ШПД и кабельного ТВ оставляет желать лучшего, поэтому эти направления растут двузначными темпами.

«При снижении средней стоимости минуты в 11 раз за последние 10 лет и уровне проникновения более 140% операторы давно бы разорились, если бы не думали об эффективности бизнеса, новых технологиях и рынках», — поясняет Александр Соловенчук. В этой связи МТС строит 3G-сети, развивает телематическое направление, расширяет присутствие на рынке фиксированных услуг связи, выпускает собственные телефоны и сетевое оборудование. Учитывая, что та же мобильная коммерция и телематика сегодня демонстрируют ежегодный прирост на 40-60%, число пользователей мобильной связи будет продолжать расти за счет новых моделей потребления сотовой связи как телекоммуникационного сервиса. В ближайшее время в компании также ожидают дальнейшее развитие средств мобильной коммерции и появление новых платежных платформ, что значительно расширит применение мобильных средств связи в повседневной жизни.



Comments are closed.

Так же в номере