Главная » Стиль жизни » Айнарс Рубикис – знакомство состоялось

Айнарс Рубикис – знакомство состоялось

Одно из самых ожидаемых событий театрального сезона состоялось 18 октября — Айнарс Рубикис, возможно, будущий главный дирижер оркестра Новосибирского государственного академического театра оперы и балета впервые поднялся за дирижерский пульт новосибирской оперы. Под его управлением оркестр исполнил произведения Дебюсси, Гайдна и Малера. Реакция заполненного зрительного зала была исключительно доброжелательной. Судя по долго не смолкавшим аплодисментам, Рубикиса «приняли».

Айнарс Рубикис, молодой музыкант из Риги, впервые привлек международное внимание как победитель престижного международного конкурса дирижеров имени Густава Малера в 2010 году, а в 2011-м он получил премию Зальцбургского фестиваля. Вслед за этим последовал ряд интересных международных проектов, среди которых дебюты с Ливерпульским королевским филармоническим оркестром, филармоническими оркестрами Дуйсбурга и Будапешта, Эстонским национальным симфоническим оркестром, повторные выступления с Бамбергским симфоническим оркестром, оркестром «Кремерата Балтика» и оркестром Латвийской национальной оперы. Перечисленное — лишь малая часть осуществленных проектов, перечень планов еще более внушителен.

Как только имя Айнарса Рубикиса появилось на музыкальном небосклоне, им вплотную заинтересовались несколько ведущих мировых артистических агентств. Он выбрал знаменитое лондонское Asconas Holt, среди клиентов которого значатся такие корифеи дирижерского дела, как Клаудио Аббадо, Даниэль Баренбойм и Зубин Мета. Теперь за артистическую траекторию восходящей звезды отвечает заместитель директора Asconas Holt Рона Иствуд, которая лично прибыла в Новосибирск вместе со своим подопечным.

В портфеле агентства довольно много российских исполнителей, в числе которых дирижеры Михаил Татарников и Туган Сохиев, пианист Евгений Кисин, певцы Дмитрий Хворостовский и Елена Образцова — наша школа классической музыки по-прежнему ценится в мире. Рассуждая о предпосылках успеха молодых исполнителей, Рона Иствуд сформулировала несколько правил: «Для начинающих музыкантов очень важны скромность и четкое представление о своих сильных и слабых сторонах, желание воспринимать советы, учиться у опытных коллег. И конечно, очень важны конкурсы и международные контакты».

Во вторник, 18 октября, музыканты поднялись на сцену, чтобы представить публике «Послеполуденный отдых фавна» Дебюсси, симфонию № 104 Гайдна и симфонию № 4 Малера. «Программу концерта составлял Айнарс Рубикис, и он использовал случай узнать как можно больше об оркестре, его способностях в исполнении различного репертуара, потому что все три заявленных произведения совершенно разные по стилю и требуют усилий различного типа. Несмотря на свой юный для дирижера возраст, Айнарс очень глубокий, вдумчивый человек, но он способен и на определенный риск, например, такой, как эта большая программа», — рассказала Рона Иствуд.

Сам Айнарс Рубикис так рассказал о своем понимании дирижерского призвания: «Есть очень важный рубеж для каждого человека, выходящего на сцену, — если ты решил, что сцена служит тебе, ты пропал. И если думаешь, что сцена дает тебе деньги, лучше уходи — это полный провал, даже если ты будешь богат. А если артист воспринимает сцену как храм, как церковь, где он должен служить, тогда все в порядке, ведь тебе не придется врать самому себе. Полгода назад я вдруг понял, что все очень просто: Бог — это любовь, сцена — храм, а моя миссия — войти в него и так рассказать историю, чтобы дать людям свет».

Зал был полон. Дебюсси повезло меньше всего — часть зрителей запаздывала к началу концерта после рабочего дня, и почти половина томительно-прекрасного «Послеполуденного отдыха фавна» прошла под аккомпанемент стука каблуков, скрипа кресел, кашля и мобильных трелей. В конце концов порядок установился, и зазвучал Гайдн. Его последняя симфония № 104, проникнутая народными танцевальными мотивами, была исполнена ярко, бравурно и убедительно, стилистически точно, с ясными, эмоциональными образными акцентами.

После антракта публику ждала встреча с музыкой Густава Малера, которая не случайно считается испытанием для любого исполнителя, так как отличается глубокой, сложной оркестровкой, полна необычных эффектов, иронии и пафоса. «Айнарс чрезвычайно серьезен во всем, что касается работы: он много думает, глубоко исследует произведения, знакомится с различными исполнениями, очень внимательно относится к партитуре. В общении это открытый, приветливый человек, всегда окруженный друзьями, но в то же время в его натуре есть что-то загадочное. Без сомнения, это яркая индивидуальность», — так охарактеризовала дирижера Рона Иствуд.

Во время трехчасовой репетиции накануне выступления Рубикис, которому раньше уже не раз доводилось исполнять произведения Густава Малера, очень вежливо и терпеливо просил музыкантов: «Играйте так, будто время остановилось». Видимо, дирижер и оркестр поняли друг друга, потому что на концерте Четвертая симфония Малера, длящаяся без малого час, звучала настолько утонченно и завораживающе, что публика и впрямь потеряла счет времени.

Вокальная партия, звучащая в финале симфонии, была доверена Лидии Тойшер — сопрано из Германии, взлет карьеры которой также начался с яркой фестивальной победы. Сейчас певица сотрудничает со многими именитыми театрами, оркестрами, постоянно гастролирует. Лидия успела познакомиться с нашим оперным театром как зритель и высоко оценила постановку балета «Кармен». Что касается нашего оркестра, то певица отметила желание музыкантов понять и почувствовать музыку Малера, ее атмосферу, потому что с произведениями этого композитора, по ее мнению, нужно работать внимательно и собранно.

«Айнарс может очень четко вести оркестр, даже такой большой и мощный состав, как в вашем театре. Он умеет найти идеальный баланс и смягчить звучание оркестра так, что оно становится подобно ковру с пышным ворсом, по которому мне остается лишь прошествовать к публике. Айнарс очень талантлив, у него есть четкое представление о том, чего он хочет, и он умеет добиваться намеченных целей», — рассказала певица о стиле работы Рубикиса.

В концерте ее сопрано звучало безыскусно и ангельски чисто, хотя не слишком мощно, что вполне соответствовало образу: песня «Мы вкушаем небесные радости» рассказывает о рае, увиденном глазами маленького ребенка. Текст взят из сборника немецких народных песен эпохи романтизма под названием «Волшебный рог мальчика». Критики отмечают, что в своей Четвертой симфонии, завершенной в 1900 году, Малер прощается с романтизмом ради модернизма наступающего XX века. Однако и сегодня, спустя сто с лишним лет, эта музыка очаровывает, будоражит и остается актуальной.

Подводя итоги первого опыта сотрудничества, директор НГАТОиБ Борис Мездрич отметил: «Первая работа Айнарса Рубикиса вызвала позитивный резонанс не только у публики, но и внутри театра. И мы обязательно продолжим с ним сотрудничество — уже 20 декабря молодой маэстро будет дирижировать оперой «Кармен». Также у нас складываются профессиональные и дружественные контакты с британским агентством Askonas Holt, представляющим интересы дирижера Айнарса Рубикиса. Для международного агентства это первый опыт работы с российским театром, новый интересный путь».

Подтверждая продюсерский тезис о пользе разумного риска, концерт прошел на высоком профессиональном уровне и эмоциональном подъеме. И если в начале позицию зала можно было назвать выжидательной, то после Дебюсси, затем Гайдна и особенно после Малера не оставалось и тени сомнения в том, что взыскательная новосибирская публика полностью покорена юным варягом за дирижерским пультом. Концерт стал не только фактом искусства, но и еще одним примером успешной стратегии, сочетающей исполнительский талант и выверенный менеджмент в рамках международных проектов.

Тем не менее вопрос о том, будет ли Айнарс Рубикис новым главным дирижером, который неизбежно обсуждался в кулуарах, пока остается открытым. Нам остается лишь набраться терпения и дождаться официального заявления театра.



Comments are closed.

Так же в номере