Главная » Макроэкономика » Предлагаются машины

Предлагаются машины

10 лет назад вместо одной японской или американской машины можно было купить пять-семь единиц российской техники, и почти никакого выбора у покупателя не оставалось. Сегодня разрыв в цене уменьшается, поэтому на первый план выходят такие параметры, как надежность, маневренность, расход топлива. Кроме технических характеристик, покупатели учитывают и качество работы дилеров. Если российский завод может отказаться от морально устаревших двигателей, заменив их на Cummins, то работой своей сбытовой сети ему придется заниматься самому, а здесь зарубежные компании явно впереди — им долгое время приходилось доказывать свое право на место под солнцем.

Опросы, проводимые «КС», показывают: продажи зарубежных машин растут. Дилеры предлагают новое оборудование, строят склады запчастей и целые сборочные производства. Сегодня рынок далек от насыщения, однако уже очевидно — конкуренция между зарубежными и российскими производителями выходит на совершенно другой уровень.

Сегмент строительства стремится в лидеры

Фото Михаила ПЕРИКОВА

Руководитель отдела продаж и аренды строительной техники компании «Восточная Техника» («ВТ», официальный дилер компаний Caterpillar, Terex|O & K и Metso Minerals на территории Западной и Восточной Сибири, Якутии и севера Дальнего Востока) Ирина Суховеева отмечает: рост спроса на строительное оборудование таков, что уже в следующем году этот сегмент имеет все шансы занять 40% в объемах продаж «ВТ». Среди покупателей — как крупные региональные компании, так и частные предприниматели, приобретающие по одной-две машины. Им в первую очередь нужны информация, возможность посмотреть, потрогать, убедиться, что экскаватор или бульдозер действительно оправдают вложенные средства, часто заемные.

«С небольшими заказчиками работаем постоянно, — говорит Ирина Суховеева. — Весной участвовали в региональных выставках, в июне провели региональный конкурс, где все желающие могли попробовать себя в роли оператора. Главное для тех, у которого на балансе всего две-три единицы, — производительность, надежность и безусловная готовность к работе. От дилера требуются качественный сервис, наличие запчастей и расходных материалов».

Еще одно направление — продвижение машин, которые в регионах пока недостаточно хорошо знают, — катки, асфальтоукладчики, ресайклеры. В планах — увеличить поставки гусеничных экскаваторов, а также другого оборудования, в частности, мотогрейдеров. На рынке автогрейдеры Caterpillar конкурируют с машинами российских заводов «Брянский арсенал», «Дормаш« и Челябинского завода строительно-дорожных машин. Зарубежная техника дороже, но машины серьезно различаются по своим характеристикам. Освоив в 2006 году выпуск новых грейдеров серии M, Caterpillar сохранил вместе с тем на своем заводе в Китае производство машин предыдущей серии H, выпускаемых с 1995 года. Качество производства в Китае, который совершил технологический рывок, уже не вызывает сомнений. До ужесточения экологических норм грейдеры, собранные в Китае, экспортировались даже в США. Сейчас серия H, помимо КНР, предназначена для стран, которые еще не ввели у себя нормы «Евро-3». Продвижению на российский рынок способствует и то обстоятельство, что отечественные производители, отреагировав на рост спроса, подняли отпускные цены на свои машины, сократив тем самым ценовой разрыв.

«Сегмент строительной техники таков, что среди поставщиков нет явного лидера, доминирующего во всех подгруппах, — отмечает Ирина Суховеева. — В катках один лидер, в колесной технике — другой, в гусеничной — третий. У «ВТ« есть позиции, в которых компания лидирует, задача — удержаться и выйти на первые места в чем-то еще». Параллельно с продажами строительного оборудования «ВТ» развивает аренду — новое, весьма перспективное направление. «Моя задача как руководителя — сделать так, чтобы все филиалы один за другим включились в эту программу, — рассказывает Ирина Суховеева. — Требуется определить виды оборудования, которое будет востребовано в каждом из регионов».

Развитие аренды сдерживает дефицит кадров. «ВТ» отдает машины в аренду вместе с операторами, однако возникает проблема — не удается найти людей, способных высококлассно управлять зарубежной техникой. «Ищем подготовленных работников, с опытом работы на импортном оборудовании, будем их доучивать. Кадры — общая проблема. Операторов с подобным опытом немного, в основном такие машины есть у крупных предприятий, где уровень зарплаты высокий. Многих забирает «нефтянка», — отмечает Ирина Суховеева.

В этом году арендное направление стартовало в Иркутском и Новосибирском филиалах. На следующий год к ним добавятся Омск, Кемерово, Красноярск.

Главный показатель — коэффициент готовности

«В Красноярском крае и Кемеровской области из экскаваторов, приобретаемых строительными предприятиями, наиболее популярны модели весом от 19 до 45 тонн», — говорит начальник отдела продаж Сибирского филиала компании «Сумитек Интернейшнл» (дилер компании Komatsu в Сибирском, Дальневосточном и Северо-Западном федеральных округах) Дмитрий Левченко. Колесные машины продаются хуже: они производятся в Германии, поэтому относительно дороги. Гусеничные же экскаваторы, у Komatsu собираются на нескольких заводах, в том числе открыто сборочное производство в КНР, где выпускаются машины среднего класса (20–25 тонн). В Красноярский край поступают экскаваторы собранные как в Японии, так и в КНР, причем качество их идентично, поскольку двигатели, насосы и гидромоторы приходят в собранном виде с японских заводов.

За полгода «Сумитек» было реализовано более 100 экскаваторов в дорожно-строительном сегменте. «Берут и на замену, и для расширения парка. Сейчас активизируются не только крупные, но и относительно небольшие компании, приобретающие три-пять единиц. Особенность работы — все они ставят машины на полное сервисное обслуживание дилера. Основной проблемой для них является отсутствие хороших операторов», — говорит Дмитрий Левченко.

Бульдозеры — одна из наиболее дефицитных позиций в линейке «Сумитек». «В наличии их практически не бывает, — говорит Дмитрий Левченко. — Машины нужно ждать полгода и дольше. Это не очень хорошо с точки зрения подхода к клиенту, но заводы Komatsu не успевают справляться с объемом заказов».

Срок ожидания погрузчика и экскаватора меньше, чем бульдозера. Компания стремится к тому, чтобы понятие «срок ожидания» на машины отсутствовал, но это не всегда удается. Еще несколько лет назад бульдозеры массой 20 тонн продавались очень тяжело, поскольку разница между их стоимостью и ценой российской техники была существенной — в пять-шесть раз. Сегодня разрыв в цене сокращается: отличия в ценах всего в два раза. «По производительности же технику нет смысла сравнивать, — поясняет Дмитрий Левченко. — У импортного оборудования она гораздо выше. Главное понятие — коэффициент готовности парка, т. е. то, сколько времени машина стоит в ремонте и на обслуживании. Существующие цифры говорят сами за себя. Если машина из 20 часов 10 стоит в ремонте, то она как минимум в два раза сделает меньше. На предприятиях коэффициент готовности может быть разным. Есть компании, у которых по технике Komatsu он доходит и поддерживается на уровне 0,96–0,97».

Еще одна новинка в линейке Komatsu — компактные экскаваторы весом от 3,5 до 13 тонн с емкостью ковша от 0,2 до 0,5 куб. м, рассчитанные на работу в стесненных условиях. «Интерес к технике подобного класса появился в России недавно, но он достаточно интенсивно растет, — отмечает директор по продажам ООО «Комек Машинери» Владимир Городчиков. — Основным толчком для увеличения спроса на машины малого класса становится подъем в сегменте малоэтажного строительства и приватизация коммунальных хозяйств.

Размер имеет значение

Принципиальным отличием техники Liebherr является то, что компания стандартно производит оборудование с гидростатическим приводом на больших машинах. Его применение упрощает силовую передачу, позволяя отказаться от таких узлов, как гидротрансформатор, коробка передач, главная передача и другие. Например, у бульдозеров Liebherr привод и электронная система управления в зависимости от внешних нагрузок в автоматическом режиме регулируют тяговые усилия и рабочие скорости. Причем тяга не зависит от числа оборотов двигателя. Трансмиссия обеспечивает разворот бульдозера на месте, поскольку каждая из его гусениц может вращаться в противоположные стороны.

«Российские заказчики хорошо берут гидравлические экскаваторы с объемом ковша от 3 до 18 куб. м, гусеничные бульдозеры весом 45–50 тонн, колесные погрузчики с объемом ковша от 3 до 6 куб. м, — рассказывает региональный директор ООО «Либхерр-Русланд« Игорь Шлапунов. — Год назад многие дилеры испытывали проблемы с поставками машин, сроки выполнения заказов растягивались. Сегодня ситуация улучшилась, однако вопросы остаются. Заявки на автокраны мы, например, принимаем только на конец 2010 года, хотя по некоторым видам землеройной техники сроки даже сократились. Это связано с созданием новых складов техники Liebherr в РФ».

С 2008 года российский дилер получил возможность поставлять технику, в частности, экскаваторы, с завода в Даляне (Китай). «Накоплен хороший опыт эксплуатации, проведена необходимая сертификация, и машины начали поставлять с предприятий концерна Liebherr, открытых в КНР, — рассказывает Игорь Шлапунов. — Руководство Liebherr считает, что Россия — часть Европы, поэтому здесь нужно продавать европейские машины, но оборудование, произведенное в Австрии и Китае, различается по цене на 20–25%. Причем нужно иметь в виду, что в Азии ведется только сборка из готовых машинокомплектов. Так что качество на высоте». Минус такого подхода — то, что китайские машины идут в жесткой комплектации. В РФ приходят только наиболее востребованные модели. В КНР Liebherr поставляет только оригинальные запчасти, используемые на своих главных сборочных конвейерах. Наиболее ответственные узлы — двигатели, гидроцилиндры, гидронасосы, гидромоторы, редукторы поворота, поворотные круги, редукторы хода, компоненты электроники и т. д. — приходят только в собранном виде.

Валерий ШАХЛИН


Comments are closed.

Так же в номере