Главная » Спецвыпуск » "Только экспансией мы можем противостоять конкурентам..."

«Только экспансией мы можем противостоять конкурентам…»

Достигнув за последние два года впечатляющих темпов развития, компания «Сибирская губерния» из птицеводческого бизнеса выросла в сеть магазинов, а позже создала брэнд «Алпи», который занял пустующую нишу сетевых гипермаркетов в Красноярском крае. О сегодняшней политике компании и о планах выхода на региональный рынок корреспонденту «Континент Сибирь» АНЖЕЛИКЕ ЮГРИНОЙ рассказывает вице-президент ассоциации «Сибирская губерния» АНДРЕЙ ГРАВАНОВ.

Ассоциация агропромышленных и торговых организаций «Сибирская губерния» объединяет около полутора десятков предприятий АПК и сеть гипермаркетов «Алпи», состоящую из 7 гипермаркетов в Красноярске, Сосновоборске, Канске, Ачинске и Железногорске, общей площадью 80 тыс. кв. м. Оборот сети в 2004 году составил 2 млрд руб. В состав агропромышленного комплекса входят 4 птицефабрики с общим объемом производства 60 тыс. тонн и розничная сеть из 40 одноименных магазинов. В компании работают более 7000 человек.

Фото Анжелики ЮГРИНОЙ

— Андрей Иванович, как складывалось каждое из направлений бизнеса и чем был обусловлен выбор?

— Наша компания образовалась в начале 90-х годов прошлого века, изначально она имела торговый профиль. Мы торговали холодильниками, продуктами питания, являлись крупнейшим поставщиком окорочков в Красноярский край. Дальнейшую историю скорректировал 1998 год, ставший краеугольным камнем для многих. Когда во время дефолта мы потеряли большие деньги, стало понятно, что необходимо заниматься производством. Постепенно подошли к той производственной базе, которую имеем сегодня. И Березовская, и Енисейская птицефабрики были старейшими предприятиями. Соответственно, перешедшие нам хозяйства находились не в лучшем виде. Мы сохранили трудовые коллективы и, когда кризис миновал, начали осваивать инвестиции, поменяв оборудование во всех корпусах птицефабрик, построив новый убойный завод.

В торговую сеть были вложены крупные средства. Сначала создали сеть магазинов формата «у дома» с целью сокращения промежутка между производством и продажей куриного мяса. Создали региональную сеть. Сегодня торгуем от Томска до Улан-Удэ.

Очень серьезным был прорыв на мясной рынок, когда «Сибирская губерния» предложила потребителям охлажденную продукцию. Еще несколько лет назад никто из потребителей не знал, что такое свежее мясо курицы, приобретенное в магазине, купить его можно было только на рынке. Довольно продолжительное время на этом рынке мы были первыми. В соседних регионах охлажденную продукцию не производили, там делали только заморозку, а она, во-первых, дороже, во-вторых, лишает мясо лучших вкусовых качеств.

В канун нового года мы привезли первую партию индюшат в 15 тыс. голов. За год «Сибирская губерния» предполагает выращивать 350,5 тыс. птиц, а планируемый объем производства равен 2547 т мяса. Это тоже революционный момент, и надо отметить, что теперь мы обладаем самой северной птицефабрикой в России, производящей мясо индейки.

— Имелись ли в структуре «Сибирской губернии» направления, которые пришлось свернуть?

— Конечно, подобные программы были. В свое время мы реализовывали алкоголь, сахар, занимались фасовкой сыпучих продуктов. Но когда эти проекты становились неинтересными, достаточно легко от этого отказывались и смотрели в другую сторону.

— Как осуществляется руководство такими разными предприятиями?

— В течение последних лет подобралась сильная команда. Давно работая друг с другом, мы умеем доверять и помогать. Серьезная ротация всегда происходит в высшем эшелоне компании, передвигаются директора гипермаркетов или руководство в птицеводстве. Лучшие кадры всегда направляются на самые тяжелые и ответственные участки, и, надо отметить, люди идут с удовольствием, потому что, как правило, там, где тяжело, есть перспектива для повышенных амбиций и зарплаты.

— Как вы оцениваете позиции своего птицеводческого направления на красноярском и сибирском рынках?

— По объему производства мяса птицы мы входим в тройку-пятерку лучших производителей России. Мы планируем выйти на первую позицию. Если сегодня на рынке Новосибирской, Тюменской, Свердловской, Иркутской областей возникнет предложение по приобретению серьезных птицефабрик, мы рассмотрим эти варианты.

Отдавая себе отчет в том, что рядом — в Иркутской, Новосибирской областях — есть сильные птицефабрики, мы в своих ценах ориентируемся именно на региональных конкурентов. Окорочка с рынка практически уходят. Стоит только немного успокоиться и начать «почивать на лаврах», тут же могут обогнать.

— Почему вы сделали ставку на крупный формат? Насколько такое решение оправдывает себя?

— Начав развивать торговую сеть с маленьких магазинов «у дома», мы поняли, что этот формат весьма ограничен. Так как ниша сетевых гипермаркетов в Красноярске была свободной, а опыт торговли у нас был всегда, мы приняли решение о выходе на этот рынок. На самом деле времени прошло немного — чуть больше двух лет, и за это время было создано семь больших серьезных комплексов. В Красноярске строится еще один гипермаркет на улице Говорова в Ленинском районе, думаю, к осени мы его сдадим. Если посмотреть на все комплексы, то они имеют единую философию, порядок организации, цены. Но в то же время все магазины разные. Например, на улице Королева гипермаркет небольшой. Другое дело, «Алпи-сити» в Сосновоборске, Канске: в эти огромные магазины люди приезжают за покупками и культурным досугом. Красноярский край сетью «Алпи» уже закрыт. Строительство здесь не имеет смысла. На востоке выстроен комплекс в Канске, на западе — в Ачинске, в Красноярске — «Алпи-сити», «Алпи» на улицах Молокова и Королева. Все проекты осуществляются при поддержке местных администраций. Властям это интересно, так как торговля приобретает более цивилизованные формы, предлагаются более низкие цены, предоставляются рабочие места. Вот самый характерный пример: открытие гипермаркетов в Сосновоборске и Канске. Когда шло строительство в Сосновоборске, нас спрашивали: зачем? Сейчас об этом никто не вспоминает и всем кажется, что так и должно было быть. Покупатели приходят туда провести время, там есть парк развлечений, и теперь они уже не хотят идти в тесные маленькие магазины.

Открывая свои комплексы в соседних регионах (Новосибирске, Иркутске), наша компания будет делегировать в эти города продукцию красноярских производителей. У нас очень тесные связи со многими местными товаропроизводителями, такими как «Милко», «Пикра», Уярский мясокомбинат, «Краскон», Назаровский совхоз. Таким образом, появляясь в регионах, мы продвигаем красноярские брэнды.

— Насколько вам помогает наличие собственной строительной компании?

— У «Сибирской губернии» есть строительная компания — «Сибагрострой», которая является генеральным подрядчиком всех наших строек. Это очень удобно, потому что строительный бизнес специфичен. В нашей практике очень важно доверие, а когда компания вступает в отношения с внешними строителями, то велика вероятность непопадания либо в сроки, либо в цены. Самая главная причина создания своей компании — возможность влиять на процесс строительства. Имея собственную строительную компанию, можно выиграть во времени и финансах, в управляемости всего процесса. Услуги сторонним заказчикам мы не оказываем, пока достаточно объемов для своих заказов, так как у нас ведется одновременно несколько строек.

— Существует ли эффект синергии, обусловленный совмещением птицеводческого направления и розницы?

— Фирменная продукция «Сибирской губернии» представлена в супермаркетах «Алпи» в больших ассортименте и объеме. Покупатели наших сетей знают, что товары идут прямо от производителя из цеха. И наконец, в нашей ситуации получилось, что агрокомплекс и сети — единый коллектив. Когда в компании были серьезные проблемы с запуском объектов, мы обращались к руководству птицефабрик с просьбой помочь кадрами, приезжали люди для решения локальных задач. На «Алпи-сити» до открытия было проведено несколько субботников с помощью мощных групп поддержки с птицефабрик, которые приехали со своим инвентарем.

— Есть ли у вас какие-то примеры для подражания среди международных (или столичных) сетей?

— Мы уважительно относимся ко всем игрокам рынка, начиная от наших местных сетей — «Красного Яра», «Командора», «Каравая». Со всеми общаемся, конкурируем. Безусловно, нас поражает французская сеть «Ашан» своими площадями, огромным ассортиментом, низкими ценами — на нее можно равняться. Но мы абсолютно равнодушны, например, к «Рамстору».

— Какие магазины окупили себя быстрее?

— Каждый хорош по-своему. Они разные по формату, денежным потокам, ресурсам, которые вложены в реконструкцию. Допустим, один магазин приобретен и реконструирован. Меня часто спрашивают, окупаются проекты или нет. Я говорю, что мы результатом довольны и на сегодняшний день расширяем свою программу.

— С какими сложностями вы столкнулись при открытии крупноформатных магазинов? Что стало приятной неожиданностью?

— Неожиданностью стало то, что мы не смогли привлечь достойных арендаторов, так называемой «бутиковой зоны». Я не скажу, что у нас высокие требования к аренде. Но каждый раз у людей находились какие-то причины, из-за которых они не могли так быстро сориентироваться. Как правило, самыми успешными на поверку оказались те, кто быстро принимал решения, например, компания Dixis.

Если говорить о субъективных причинах, мы понимали, что человеческий фактор будет очень важен при открытии крупноформатных магазинов. Несмотря на то что деньги вкладываются в обучение и воспитание кадров, в развитие культуры обслуживания, при большом количестве персонала все равно выявляются негативные моменты, и с ними необходимо бороться. Позже мы определили для себя, что надо максимально стандартизировать технологические процессы. Без персонала не обойтись, но человеческий фактор необходимо минимизировать. Мы стараемся стимулировать работников, которые хорошо работают. В гипермаркетах важны ведь не только ассортимент, цены, но и качество обслуживания, а оно еще долго будет являться темой для работы.

— Как соотносятся в гипермаркетах продовольственный и непродовольственный ассортимент?

— На сегодняшний день мы расширяем спектр представленных в гипермаркетах «Алпи» направлений. В «Алпи-дом» представлены мебель, строительные материалы, бытовая техника, спорттовары, сейчас откроются еще магазины одежды. Соответственно, в таком большом комплексе уклон делается в сторону непродовольственных товаров. Площадь комплекса на улице Королева не располагает к таким отделам, там сделан упор на продукты. Мы смотрим, что востребовано, часто ошибаемся в выборе ассортимента, учимся, что-то закрываем.

— На что ориентировались, взявшись за освоение «малых» городов?

— Ориентировались на количество жителей в этих населенных пунктах. Канск и Ачинск примерно одинаковые города по социальному уровню, денежному обороту, количеству жителей. Железногорск — крупный город, Сосновоборск находится по дороге в Железногорск. Построенный в этой стороне «Алпи» был первенцем, это наше любимое детище. «Алпи-сити» — современный, очень мощный комплекс, который встречает жителей и гостей города, поскольку расположен по дороге из аэропорта в 200 метрах от границы с Красноярском. Рассчитаны магазины в первую очередь на людей среднего достатка, приезжающих на автомобилях за большим объемом покупок, которые можно довезти до машины в корзине. Поэтому вопросу парковки уделено особое внимание. На самом деле от магазина до центра города ехать на машине 7 минут. То есть фактически вы находитесь уже в городе и в то же время за городом. Сегодня там уже есть большой хороший каток, летом будет разбит парк, в планах дойти до реки Качи и сделать около нее фонтан, детские городки, спортивные площадки.

— Сохранилась ли ваша решимость осваивать новосибирский рынок? Когда вы планируете выйти на него и в какой стадии находится подготовка к этому событию?

— Новосибирск — это только первый город за границей края, в который мы намерены прийти. На начальном этапе в этом поможет филиал торгового дома «Сибирская губерния», давно работающий там. Мы уже провели переговоры, есть несколько вариантов захода в город. Реально открыть первый гипермаркет «Алпи» в 2005 году, а в 2006-м — еще четыре магазина. Новосибирский рынок кажется очень перспективным. Во-первых, регион очень серьезный, его не зря называют столицей Сибири. Во-вторых, рядом крупные города — Новокузнецк, Кемерово, Барнаул. В-третьих, здесь находится крупнейший транспортный узел, поэтому, я думаю, места в нем хватит всем. И тем, кто там сегодня работает, и предполагаемым москвичам, которых все вроде ждут. Победит тот, кто будет работать быстрее и качественнее. Мы проанализировали обстановку в Новосибирске и считаем, что со своим форматом удачно впишемся. Сегодня в Новосибирске нет комплексов, подобных «Алпи».

— Как финансируются ваши проекты?

— Есть большая программа с Восточно-Сибирским филиалом Сбербанка России. Более того, сейчас мы работаем с центральным офисом Сбербанка. Мы привлекаем инвестиции партнеров, которые поверили в наши проекты с самого начала. На сегодняшний день нам предлагаются ресурсы из разных источников. Что касается результатов, то можно посчитать. Средняя стоимость одного квадратного метра торговой площади составляет $800-1000. Сейчас у нас построено 84 тыс. квадратных метров, еще 124 тысячи планируется.

— Поступали ли к вам предложения продать компанию?

— В 2005 году ассоциация «Алпи» станет открытым акционерным обществом, и, когда акции выйдут в свободное обращение на фондовой бирже, любой сможет стать акционером и партнером компании.

— Сколько, на ваш взгляд, стоит компания?

— Сотни миллионов долларов. Такой свободной суммы у российских сетевиков нет. Приобрести «Сибирскую губернию» могут позволить себе только западные компании, а они в данный момент пока осваивают столицу и европейскую часть России.

Анжелика ЮГРИНА


Comments are closed.

Так же в номере