Главная » Спецвыпуск » Рекламный двигатель инвестиций

Рекламный двигатель инвестиций

Администрация Красноярского края готовится к проведению Второго инвестиционного форума. Первый состоялся ровно год назад и запомнился подписанием соглашения между краем и компанией «Базовый элемент», активно продвигавшейся идеей губернатора Александра Хлопонина о создании из Красноярского края «региона-лидера», а также проектом уникального механизма привлечения инвестиций — Корпорацией развития края. Прошедший год показал, что из деклараций, прозвучавших на форуме, реализовать удалось немногое.

Администрация Красноярского края еще надеется, что сможет сделать край локомотивом развития Сибири, создав новый формат частно-государственного сотрудничества. Чтобы конкретизировать задачу, крайадминистрация проведет в начале апреля Второй инвестиционный форум. На фото — начальник Главного финансового управления Красноярского края Александр Новак (слева) и руководитель Восточно-Сибирского банка Сбербанка РФ Вячеслав Шабайкин

В преддверии предстоящего референдума по вопросу объединения Красноярского края, Таймыра и Эвенкии с 7 по 10 апреля в краевом центре пройдет «Второй Красноярский инвестиционный форум». Год назад, на первом подобном мероприятии, губернатор Александр Хлопонин предложил отказаться от выравнивания бюджетной обеспеченности регионов через систему федеральных трансфертов, поскольку подобная политика не создает стимулов к развитию ни для регионов-доноров, ни для реципиентов. Эту идею не одобрили представители федеральной власти, но поддержали топ-менеджеры крупных компаний («Базэл», РОСБАНК, СУЭК и другие). Согласно идее губернатора, федеральный центр должен был переориентироваться на поддержку территорий с мощным промышленным потенциалом, которые способны стать точками роста близлежащих отстающих регионов. Красноярский край, по мнению Александра Хлопонина, мог стать экспериментальной площадкой для отработки новой региональной политики. При этом предполагалось, что Центр должен не только оставлять в регионе собранные здесь же налоги (которые и пошли бы на реализацию различных перспективных инвестпроектов), но и передать на уровень территорий необходимые полномочия.

Прошедший год показал, что, несмотря на все усилия краевой администрации, крупные инвесторы не поспешили вкладывать средства в регион. Еще год назад эксперты достаточно осторожно прогнозировали успех продвигаемой губернатором идеи: «Федеральный центр будет поддерживать в первую очередь отстающие регионы и создавать равные конкурентные условия для всех территорий России», — говорил замминистра экономразвития Мухамед Циканов.

Тем не менее Красноярский край имеет все предпосылки быть регионом-лидером в СФО. По мнению депутата Госдумы Николая Ашлапова, многие крупные предприятия, расположенные на территории края, еще очень долгое время будут лидерами не только в стране, но и в мире. «Поэтому с такой мощью не быть лидером просто невозможно. Что касается идеи за счет крупных регионов вытягивать более мелкие, то честно скажу: я не слишком рассчитываю на ее реализацию. Есть две точки зрения, принадлежащие губернаторам, в зависимости от того, какой регион они представляют. Главы промышленно мощных регионов, естественно, пропагандируют идею создания системы регионов-локомотивов, а их коллеги, руководящие более слабыми регионами, против этого. Так как основная часть у нас в стране являются не донорами, а дотационными регионами, то и точка зрения губернаторов этих территорий превалирует. Есть вариант забирать меньше средств в федеральный центр, оставляя их в регионе — с тем, чтобы эти деньги направлялись на развитие потенциала территории, и уже после изымать их в федеральный центр для дотаций более слабым регионам — эту схему я понимаю, она исполнима», — объясняет Николай Ашлапов.

Директор Красноярского филиала НАУФОР Виктор Прохоров считает, что есть факторы, ограничивающие возможности края быть регионом-лидером: «Рост ВРП сегодня могут дать несколько отраслей прежней экономики: цветная металлургия, ТЭК, леспром, но ресурсы старой экономики с точки зрения роста исчерпаны. Сегодня промышленный узел работает на пределе, больше роста быть не может. Достаточно долгое время экономика края будет работать без сбоев на этих отраслях и формировать основную налоговую базу бюджета, но для того, чтобы регион стал лидером, необходимо создавать новый бизнес за счет новых проектов», — уверен Прохоров.

«Идея губернатора правильная. Необходимы вложения во многие отрасли нашего региона-донора. Наряду с локомотивными сферами экономики края имеется серьезная просадка в такой отрасли, как сельское хозяйство, необходимо решать вопросы с тарифами в лесной отрасли. С введением Богучанской ГЭС появится возможность экспортировать электроэнергию в Китай. В крае имеются крупные ФПГ, и вокруг них необходимо развивать малый и средний бизнес, основанный на непрофильных для ФПГ видах деятельности», — добавляет депутат Законодательного собрания края Александр Шведов.

То, что многие озвученные на прошлогоднем форуме идеи остались в истории только PR-ходом, подтвердил и сам губернатор. «Действительно, озвученные на форуме предложения носили рекламный характер. Предложить что-то внятное инвесторам за прошедший год мы не смогли, потому что не были созданы инфраструктурные условия», — объяснил он «КС».

На прошлом форуме был озвучен новый механизм привлечения инвестиций — Корпорация развития региона. С ее помощью власти рассчитывали сдвинуть с места инфраструктурные проекты, в том числе достроить Богучанскую ГЭС, провести реконструкцию аэропорта Емельяново, включая развитие международного транспортного узла, и привлечь иностранных инвесторов. Предполагалось, что это будет первый в России опыт создания классического фонда (агентства) регионального развития с учетом позитивного международного опыта преобразования территорий. Средства, привлеченные через Корпорацию, предполагалось вкладывать в развитие инфраструктурных, коммунальных, промышленно-отраслевых и социальных проектов. Предварительный интерес к участию в Корпорации и проектах высказывали «Базэл», «Норникель», группа МДМ и другие.

Спустя год опрошенные «КС» эксперты разошлись в оценках этой идеи: «Ни один проект в рамках Корпорации за прошедший год не был реализован, и, по всей видимости, заниматься этим никто не будет. Нашей компании было поручено провести маркетинговые исследования перспектив развития хаба. Несмотря на то что финансирование шло слабо, проект был готов, но до сих пор не реализован. Если сейчас подобный проект первым реализует Новосибирск, то Красноярский аэропорт превратится во второразрядную транспортную артерию. И это только один пример», — говорит Виктор Прохоров из НАУФОР.

Согласен с ним и депутат Шведов: «Никаких ощутимых плодов деятельности Корпорации нам не известно. Она задумывалась как «лаборатория мысли», где создавались бы пакеты инвестиционных предложений, которые затем могли передаваться инвесторам. Я думаю, что в ближайшее время на комиссии по экономической политике мы узнаем мнение администрации края по этому вопросу. Мало того, что есть множество регионов с гораздо лучшей инфраструктурой, чем у нас в крае, так к сокращению инвестиций имеются и другие предпосылки, в первую очередь, незащищенная собственность. Это достигается путем банкротства, вменения недоплаченных налогов, пересмотр приватизации».

С другой стороны, в компании СУЭК считают, что за год проблему привлечения инвестиций через Корпорацию и нельзя было решить. Руководитель пресс-службы СУЭК Иван Слепцов сообщил «КС», что «идея частно-государственного сотрудничества [в рамках Корпорации], например, реализуется сейчас в проекте переселения жителей из ветхого жилья в поселке Дубинино, где объединяются ресурсы бюджета, СУЭК, Березовской ГРЭС-1 и, возможно, РЖД. В результате на ближайшие два-три года возникает очаг экономической активности для строительного комплекса и промышленности строительных материалов. Свои проекты мы не предлагали, поскольку в угольной промышленности сейчас главная проблема — низкий уровень спроса на энергетические угли внутри страны, вызванный низкой загрузкой угольных электростанций. Кроме того, мы и сами можем обеспечить резкое увеличение объемов угледобычи, если он будет востребован. Что касается тех проектов, которые предлагает для инвестирования администрация Красноярского края, то они очень масштабные, реально способные обеспечивать серьезный прирост ВРП и обеспечивать мультипликативный эффект для экономики края. И думаю, вряд ли кто-нибудь рассчитывал, что за год заинтересованные стороны смогут пройти путь от обсуждения проектов и планирования до начала их реализации. Нужен поиск профильных инвесторов, и, насколько нам известно, администрация края активно занимается этим», — сказал представитель СУЭК.

В Главном управлении развития экономики и планирования (ГУРЭП) администрации края «КС» заверили, что идея Корпорации развития жива. По словам замначальника ГУРЭП Рафаэля Шагеева, в рамках Корпорации в самое ближайшее время планируется создание агрофирмы в Балахтинском районе: «На примере одного района мы намерены «обкатать» схему Корпорации. По этому поводу 25 марта в Балахте состоится координационный Совет по поддержке малого предпринимательства в депрессивных территориях», — подтвердил Шагеев.

Не открещивается от своей идеи и Александр Хлопонин. По его словам, в регионе создаются инфраструктурные условия для привлечения инвестиций: «Более 30 законопроектов по этому поводу принято, более того, многие из них инициированы самими законодателями. Привлекая федеральные средства, край тратит бюджетные деньги на создание инфраструктуры. В качестве примеров можно привести мост через реку Кизир — это создание комфортных условий для деятельности «Евразруды» и в то же время необходимый элемент жизни населения Курагинского района. Строительство еще одного моста через Енисей для глубокого «обхода» Красноярска. Строительство Богучанской ГЭС. На сегодня край реализовал большое количество инфраструктурных проектов, тем самым улучшив инвестиционную среду. Надеюсь, что по итогам Второго форума кредитный рейтинг региона будет повышен», — уверен губернатор (в прошлом году краю был присвоен комплексный рейтинг категории «А»).

Одной из главных тем Второго инвестиционного форума снова названа инвестиционная привлекательность Красноярского края. В его рамках будут рассмотрены предложения по повышению инвестиционной привлекательности и финансовая эффективность администрации края, ее объективные и субъективные возможности по привлечению заемных средств и выполнению взятых на себя обязательств. Возможно, вторая попытка принесет плоды не только рекламного характера.

Анжелика ЮГРИНА, Красноярск


Comments are closed.

Так же в номере