Главная » Спецвыпуск » Ноутбук становится бытовой техникой

Ноутбук становится бытовой техникой

Еще несколько лет назад человек с ноутбуком в метро воспринимался как нонсенс. Сейчас недорогую модель (да еще и в кредит) может позволить себе покупатель со средним достатком. На наших глазах портативные компьютеры становятся продуктом массового потребления, который уже вовсю продается в магазинах бытовой техники наравне с электрочайниками и микроволновками.

По предварительным данным компании IDC, российский рынок ноутбуков в 2004 году вырос на 170%. В 2003 году было продано около 230 тыс. этих устройств, в 2004-м — около 620 тыс. В общих продажах ПК доля ноутбуков в 2004 году составила почти 13%. Аналитики компании прогнозируют, что в этом году темпы роста снизятся до 100% и рынок достигнет отметки в 1 млн устройств.

Сибирские продавцы компьютерной техники поспешили расширить ассортимент ноутбуков в своих магазинах. Фото сделано в «Центральном салоне портативных компьютеров». Фото Михаила ПЕРИКОВА

Такой высокий рост многие участники рынка объясняют сменой приоритетов при покупке персонального компьютера. «Совсем недавно ноутбук был признаком роскоши, и иногда его портативность шла в ущерб производительности, сейчас это — полноценный компьютер в полном смысле этого слова и за доступную цену», — считает представитель по продажам департамента мобильных решений компании ASUS Андрей Тимошкин. «2004 год стал годом бенефиса ноутбуков на потребительском рынке, — признает и директор по маркетингу компании iRU Дмитрий Абрамов. — Из продукта, ориентированного на IT-специалистов, ноутбуки превратились в доступный потребительский товар».

Причин для таких перемен на рынке и начала бурного роста в прошлом году было несколько. По мнению менеджера по портативным компьютерам российского представительства компании Samsung Константина Исаакяна, основной причиной является то, что ноутбуки стали гораздо доступнее по цене. «Если еще 5-6 лет назад такую «игрушку» могли себе позволить лишь единицы, то теперь мобильный ПК из сегмента дорогих товаров переходит в сегмент массовых, — считает Исаакян. — Второй фактор — повышение производительности, которая сейчас практически сравнялась с производительностью десктопов». С ним согласен и менеджер по продажам мобильных систем компании IBM Григорий Давыдов: «На наш взгляд, бурный рост рынка мобильных систем обусловлен прежде всего близкой ценой и производительностью ноутбуков и настольных ПК с монитором».

Высокие темпы роста рынка не только позволяют увеличить обороты существующим игрокам, но и открывают просторы для роста новым компаниям. По мнению участников рынка, сейчас самое подходящее время для вывода на рынок новых брэндов. И в прошлом году на рынок уже вышли такие российские компании, как Aquarius и Desten, ранее занимающиеся исключительно настольными ПК. По словам Андрея Тимошкина (ASUS), в связи с бурным развитием в России рынка ноутбуков занять нишу на нем пытаются все больше игроков. Его мысль подтверждает Константин Исаакян из Samsung, говоря, что изначально при выходе на российский рынок ноутбуков руководство его компании понимало, что время для этого выбрано самое подходящее. «Сейчас самый удобный момент для завоевания существенной доли рынка не за счет вытеснения кого-то из конкурентов, а за счет роста самого рынка», — полагает Константин Исаакян.

Высокой динамикой роста рынка мобильных ПК не замедлили воспользоваться не только производители, но и продавцы компьютерной техники. «Хотя темпы роста рынка ноутбуков в Сибири заметно ниже общероссийских, наши продажи в прошлом году также существенно выросли, — замечает директор «Центрального салона портативных компьютеров» Андрей Шауро. — В связи с этим нам пришлось повысить закупки ноутбуков наиболее популярных марок, из которых я бы отметил ASUS, LG и RoverBook». Главный технический специалист салона «Кардинал. Цифровая техника» Сергей Марченко также отметил возросший интерес покупателей к мобильным компьютерам. «Чтобы удовлетворить повышенный спрос клиентов, мы решили расширить ассортимент ноутбуков в нашем магазине», — говорит Марченко.

«Развитие рынка ноутбуков, я думаю, повторит путь рынка сотовых телефонов, — рассказывает директор группы компаний «Мобильный Мир» Станислав Рапопорт, сам недавно купивший ноутбук. — Когда телефоны еще были имиджевыми аксессуарами (как сейчас ноутбуки), то рекламировались не модели, а брэнды. Сейчас реклама ноутбуков появляется в «наружке», причем рекламируются уже конкретные модели, часто с указанием цен. Очевидно, что нас ждет бум спроса на ноутбуки». Еще одну параллель с сотовым бизнесом можно провести в связи с тем, что роль регионов в общих продажах ноутбуков начинает постепенно расти. По словам менеджера по развитию бизнеса мобильных решений дистрибьюторской компании OCS Сергея Синицына, значительный рост продаж его компания ожидает увидеть именно в регионах, поскольку в Москве и Санкт-Петербурге он уже начал стабилизироваться.

По мнению ведущего аналитика IDC по компьютерным системам Андрея Верховода, в 2005 году темпы роста рынка ноутбуков снизятся до 100%, однако опережающая динамика сохранится. «В 2004 году сильно возросла конкуренция среди лидеров рынка — российских компаний iRU и Rover Computers и зарубежных ASUS, Acer, HP; кроме того, такие компании, как Samsung, Dell и LG, значительно усилили свою активность на рынке. Стоит ожидать, что конкуренция на рынке ноутбуков в России будет и далее расти, становясь все более острой по мере его насыщения», — подводит итог Андрей Верховод.

Сергей МИНИН, |Егор ЕГОШИН


Comments are closed.

Так же в номере