Главная » Стратегии успеха » Роковая ошибка "Сибэкспресса"

Роковая ошибка «Сибэкспресса»

ПРОФИЛЬ — БИЗНЕС-ОПЫТ

Роковая ошибка «Сибэкспресса»

Пятого августа 2004 года генеральный директор ЗАО «Сибэкспресс» Михаил Леденев не пришел на работу. Его компания — один из лидеров рынка международных грузоперевозок в Западной Сибири — оказалась в безвыходном финансовом положении. Ошибка в схеме управления финансовыми потоками стала роковой — всего за один месяц поменялись топ-менеджмент и собственники «Сибэкспресса», а на самом предприятии началась процедура банкротства.

Козыри успеха

На 1 августа 2004 года, по данным АСМАП, компания «Сибэкспресс» со своим парком автомобилей занимала 25% рынка международных грузоперевозок в Западной Сибири. Компания осуществляла доставку грузов в страны Европы, СНГ, а также в Монголию, Турцию, Иран
В истории развития любой компании самое интересное — первый этап. «Сибэкспресс» ведет свою историю с 1994 года, когда на базе компании АООТ «СибГермаИнвест», которая занималась организацией выставок в Германии, был создан транспортный отдел и куплено четыре подержанных автомобиля Volvo. Затем компания вступила в Ассоциацию международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) и стала возить коммерческие грузы из Новосибирска за рубеж. А в 1997 году транспортный отдел зарегистрировался уже как самостоятельная фирма «Сибэкспресс».

Став независимой, компания пережила первую «смену власти». Один из водителей компании, Михаил Леденев, купил ее у прежних собственников и начал развитие «Сибэкспресса» по собственному сценарию.

Главная трудность, с которой столкнулся «Сибэкспресс», самостоятельно осваивая рынок международных грузоперевозок, — конкуренция с иностранными перевозчиками. Сегодня в России они занимают около 60% рынка (в основном это компании из Белоруссии, Литвы, Украины, Казахстана). Отечественные перевозчики — небольшие компании, у которых имеется порой всего одна машина для поездок за рубеж. Чтобы достойно конкурировать с иностранцами, нужны новая техника, мощная производственная база и профессиональные кадры. На этих направлениях и сконцентрировался Леденев.

Во-первых, подбор специалистов стал проводиться только на конкурсной основе, с рекомендациями и обязательной проверкой кандидата собственной службой безопасности. «Если человек на работе улыбается, а дома бьет жену — значит, что-то с ним не в порядке. Мы рискуем не только машиной и грузом, но и репутацией фирмы, поэтому все эти меры оправданны», — считало руководство «Сибэкспресса». Начинала свою деятельность компания с семи человек — на четыре шофера было три руководителя, а к 2003 году в штате было уже более 100 человек, из которых 80 — водители.

Вторым условием, которое позволило компании занять лидирующие позиции в регионе и минимизировать затраты на содержание автопарка, стала стратегия покупки сопутствующих бизнесов. В 2003 году под контроль «Сибэкспресса» перешла бывшая четвертая автобаза в Мочище — «ТрансСибОйл», которая занималась перевозкой ГСМ.

Узнав, что эта компания будет выставлена на продажу, Леденев сразу решил ее купить и сделать на ее основе гараж, ремонтную и автосервисную базы. По тому же принципу, что и «ТрансСибОйл», в свое время были присоединены компании «ВнешСибтранс» (она пополнила парк автомобилей своим транспортом), экспедиционная компания «ИнтерТрансАвто» (занимается поиском заказов на грузоперевозки) и «Сибирский лизинг» (также участвует в формировании автопарка). Все это позволило «Сибэкспрессу» превратиться из маленькой транспортной компании в холдинг.

Поскольку содержание подержанного автомобиля обходится дороже нового, находящегося на гарантии, принципиальной позицией руководства стало приобретение только новых машин. Так возникло сотрудничество с компанией Volvo.

История приобретения первых грузовиков Volvo — любимая легенда компании. Еще в 1999 году «Сибэкспресс» купил несколько новых машин напрямую у компании MAN. А затем заключили контракт с компанией Volvo и полностью перешли на их машины. Сделано это было опять же из-за технической выгоды: по оценкам специалистов, Volvo немного проще в ремонте, и их сервис есть на большинстве трасс. За 2002 год компания приобрела по лизингу 35 новых Volvo (стоимость одной машины — около $200 тыс.) и смогла увеличить парк автомобилей до 40 единиц. При грубом подсчете получалось, что в год 40 «сибэкспрессовских» машин возили более 8-10 тыс. тонн различных грузов на расстояния от 13 до 20 тыс. км.

Кризис лидера

В те времена в компании любили шутить: «До ста машин доберем — потом успокоимся». Однако достигнуть заветной цифры не удалось. В августе этого года против руководства компании прокуратурой Новосибирской области было возбуждено уголовное дело по ст. 176 ч. 1 («Незаконное получение кредита»). Как оказалось, инициаторами этого дела стал ряд банков, у которых «Сибэкспресс» брал кредиты для развития компании. О сумме долга не сообщается, но известно, что она превышает активы компании, оцениваемые в 170 млн рублей.

В тот же месяц на предприятии сменились руководство и состав собственников. Как говорит новый директор и владелец «Сибэкспресс» Игорь Жуков, «я давно присматривался к этой компании, которая динамично развивалась и смогла занять отличные позиции на рынке. Поэтому когда появилась возможность приобрести эту компанию, я ее купил». До этого господин Жуков возглавлял компанию «Импульс». Игорь Жуков объясняет причину финансового кризиса «Сибэкспресса» так: «Прежнее руководство запуталось в тех финансовых потоках, которые стекались в компанию. Где-то в системе работы с полученными кредитами возник сбой, и менеджмент не смог исправить ситуацию».

Свою деятельность на предприятии новое руководство начало с решения финансовых проблем. Как сообщил арбитражный управляющий «Сибэкспресса» Денис Скороспешев, компания-должник инициировала процедуру банкротства. Сейчас на предприятии ведется наблюдение арбитражным управляющим.

Проблемы «Сибэкспресса» усугубляет необходимость оплаты 38 автомобилей Volvo (еще двух машин компания лишилась в результате ДТП), взятых в кредит у Volvo Track Corporation (представительство Volvo в России). Впрочем, как сообщил региональный представитель компании Volvo Track Corporation Алексей Елисеев, «мы продолжаем сотрудничество с «Сибэкспрессом». Рассчитаться по кредиту за машины компания должна к концу 2005 года».

По мнению нынешнего руководства «Сибэкспресса», главной трудностью для компании стал уход ряда специалистов. «Мы не смогли удержать кадры, и теперь нам придется заниматься подбором персонала, — сетует господин Жуков. — Сейчас мы пытаемся исправить возникшую ситуацию с задолженностью, находим деньги для погашения долга, блокируем действия тех кредиторов, которые, несмотря на определение суда о введении наблюдения на предприятии, пытаются незаконным путем вернуть свои вложения». До разрешения основных проблем весь парк автомобилей «Сибэкспресса» находится на автобазе предприятия и сейчас не выполняет работ. К тому же, как сообщают в АСМАП, компания лишена лицензии на выполнение международных грузоперевозок, так как главное условие для этого — финансовая стабильность компании. Впрочем, господин Жуков уверен, что перспективы дальнейшей работы у компании есть: «В октябре с банками подписано предварительное соглашение о введении процедуры оздоровления в «Сибэкспрессе». Банки готовы давать нам деньги для дальнейшей работы и отозвать свои иски. Все кредиторы понимают, что компания имеет хорошие перспективы развития. К тому же продажа имущества компании не сможет удовлетворить требования всех кредиторов, а приведет только к тому, что на рынке исчезнет перевозчик, который всего несколько месяцев назад был лидером в регионе», — говорит Игорь Жуков.

Оксана СНИЦАРЬ


Comments are closed.

Так же в номере