Главная » Стратегии успеха » Разогнались без инвестора

Разогнались без инвестора

ПРОФИЛЬ — ЛИДЕРЫ

Разогнались без инвестора

Машиностроение — одна из тех отраслей, где кризисная ситуация длится уже более 10 лет. ОАО «Алтайвагон» практически не имеет ни одного объемного заказа от своего партнера — Министерства путей сообщения (МПС) — с 1991 года.

Еще четыре года назад вопрос стоял жестко: быть или не быть заводу вообще. Однако менеджменту предприятия удалось найти абсолютно неожиданное применение своей, казалось бы, специфической продукции.

И сегодня «Алтайвагон» входит в число самых успешных предприятий России.

Появлением вагоностроительного завода край обязан эвакуационной кампании, произошедшей в годы Великой Отечественной войны. «Родителем» предприятия был Днепродзержинский вагоностроительный завод имени газеты «Правда». В годы социалистической плановой экономики разместившееся на станции Алтайская (ныне город Новоалтайск) производство не знало проблем со сбытом своей продукции. При этом в советские годы алтайский вагоностроительный был сборочным заводом и выпускал конечную продукцию из комплектующих, полученных с предприятий России и Украины. Тогда отечественное железнодорожное машиностроение строилось по принципу монополии одного завода, то есть каждое предприятие специализировалось на одном виде продукции. Специализацией «Алтайвагона» стало производство крытых вагонов.

Самым тяжелым периодом для алтайских вагоностроителей оказался 2000 год. Объемы производства упали до минимума — всего 205 вагонов в год, в то время как в 1991 году было выпущено 5000 единиц. На предприятии не любят распространяться на тему произошедших в то время изменений в составе акционеров, но именно тогда кресло генерального директора занял Сергей Хачатурян, возглавлявший до этого ОАО «Алтай-кокс».

В 2001 году объем реализации предприятия был примерно 320 млн руб. в год. Но уже по итогам 2002 года завод заработал около 3 млрд руб. За 2,5 года предприятие смогло увеличить объемы продукции в 1000 раз.

«У этого успеха было много составляющих. Главное, за счет чего нам удалось избежать самого худшего варианта развития событий, заключалось в том, что мы попытались и смогли воздействовать на рынок, — рассказывал в интервью газете «Континент Сибирь» Сергей Хачатурян (N 18 от 24.05.02). — Я часто привожу такой пример. Иногда заходишь магазин, а там сидит продавщица, которая ни показать, ни рассказать о товаре ничего не может, и покупатель уходит ни с чем. В то же время в соседнем магазине тебе так преподнесут ту или иную вещь, что хотя ты и не собирался ее приобретать, но вдруг принимаешь решение о покупке».

Социальная миссия предприятия выражается в создании новых рабочих мест

Именно по такой схеме убеждения покупателя новому менеджменту предприятия удалось внушить администрации пивоваренной компании «Балтика» то, что ей нужен собственный подвижной состав. На переговорах алтайцы привели руководителям «Балтики» весьма убедительные расчеты того, что возить пиво надо только на «своих колесах», и в результате получили заказ на 1300 вагонов. Это стало началом успеха. Именно производство цистерны сделало возможным прорыв «Алтайвагона» на траекторию стабильного и динамичного развития, которое завод демонстрирует четыре последних года. Однако работа по поиску новых рынков сбыта оставалась приоритетной, и представители «Алтайвагона» активизировали и расширили сотрудничество с зарубежными партнерами. Менеджменту предприятия удалось возродить столь громоздкое и сложное производство без первоначального привлечения инвестиций, только за счет нахождения новых рынков сбыта и умения вести переговоры.

Однако, по словам Сергея Хачатуряна, уже тогда ставилась задача — не потерять своего традиционного партнера — МПС. Более 10 лет железная дорога не обновляла свой подвижной состав, и потенциальный спрос на продукцию представлялся весьма значительным. «Но дальнейший рост объемов производства «Алтайвагона» сдерживало отсутствие в России производства так называемого вагонного литья, которое в стране попросту было уничтожено», — вспоминает Сергей Хачатурян («Континент Сибирь»).

И тогда было принято решение, о котором один из руководителей Алтайского края сказал так: «Абсолютно верное по содержанию, но совершенно сумасшедшее по форме». В Рубцовске (Алтайский край) более пяти лет простаивал неработающий, ограбленный «по самую крышу» завод тракторозапчастей. На его территории и был «развернут» филиал «Алтайвагона», где стали налаживать литейное производство. По сути было открыто еще одно предприятие с коллективом около 1300 человек. В настоящее время запущены уже три конвейера мелкого литья и планируется к запуску еще один — среднего литья. Таким образом, предполагается, что до конца 2004 года, когда «Алтайвагон» намеревается выпустить около 6500 вагонов и отремонтировать примерно 2500 единиц подвижного состава, рубцовский филиал еще не сможет обеспечить всех потребностей головного предприятия, но уже в 2005 году перекроет их и примерно 40% продукции выпустит для других предприятий.

Генеральный директор «Алтайвагона» Сергей Еремеев делает ставку на расширение номенклатуры и рынков сбыта

К этому времени господин Хачатурян уже остался на заводе только как член совета директоров. Свое решение уйти с должности директора он объяснил «потерей интереса» к стабильной и успешной деятельности: «Мне уже достаточно лет, и я задумываюсь о том, чтобы сделать что-то законченное. Но как только я вижу, что дело, которое я делаю, приобретает черты завершенности, мне сразу же становится неинтересно и хочется начать что-то новое. Это уже моя натура».

Новый гендиректор «Алтайвагона» Сергей Еремеев, судя по всему, намерен сохранить традиции преемственности в руководстве. По его словам, успешная стратегия предприятия основывается на расширении номенклатуры и поисках новых партнеров. «Сегодня, для того чтобы успешно работать на рынке, нужно выпускать разные типы вагонов, — заявил корреспонденту «СУ» господин Еремеев. — Только тогда завод будет выдерживать конкуренцию». В марте текущего года «Алтайвагон» запустил второй филиал, в котором открыл цех по производству платформ для перевозки контейнеров. «В настоящее время спрос на эту продукцию растет, и перевод производства данной модели в филиал позволил головному предприятию увеличить объемы производства полувагонов, которые сейчас пользуются большим спросом на рынке вагоностроения», — прокомментировал Сергей Еремеев.

ОАО «Алтайвагон» представляет собой на Алтае реальный пример того, что при правильно разработанной стратегии развития можно добиваться успеха даже тогда, когда кажется, что все потеряно. К заслугам предприятия стоит отнести не только рост прибыли, наращивание объемов производства и производственных мощностей, расширение номенклатуры и модернизацию, но еще и работу над совершенствованием системы менеджмента качества (сегодня на предприятии она разработана на основе стандартов ISO 9000 и направлена на удержание существующих и освоение новых рынков сбыта). Социальная миссия предприятия выражается в создании новых рабочих мест. Причем в последнее время на предприятии ставка сделана на привлечение молодежи. «Сегодня огромное количество выпускников с «красными дипломами» не могут найти себе применения, — говорит Сергей Еремеев. — А ведь это настоящая драма для молодого человека, когда он не может найти достойную работу. Мы за последнее время взяли на предприятие около 80 молодых специалистов и уверены, что они быстрее нас смогут всему научиться».

Видимо, в подтверждение заслуг предприятия новый полномочный представитель президента в СФО Анатолий Квашнин в свой первый после назначения на эту должность визит на Алтай посетил именно «Алтайвагон». Полпред остался доволен тем, что на заводе просматривается четкая система заказов по выпуску вагонов на 2005 год, а среди производственных проблем не забывают на «Алтайвагоне» и о людях — на предприятии большое внимание уделяется социально-бытовой сфере. Также на этом производстве помнят и о такой форме социальной работы, как шефство. Подшефным стал городской парк им. Григорьева (г. Барнаул). Инициативы «Алтайвагона» по благоустройству города не остались незамеченными. Анатолий Квашнин многозначительно обронил: «Так оно и должно быть».


КОММЕНТАРИИ

АЛЕКСАНДР НАЗАРЧУК,
председатель краевого Совета народных депутатов:

— Мы всегда были аграрным регионом, но в то же самое время важным сектором экономики была промышленность, «лицо» которой формировал машиностроительный комплекс. Как мы знаем, именно машиностроение, в том числе и сельхозназначения, серьезно сдало свои позиции и в России, и на Алтае. Например, доля машиностроительной продукции в промышленном производстве края к настоящему времени сократилась с 60% до 30%. Сегодня, кроме Алтайского вагоностроительного завода (Новоалтайск) и предприятий энергостроения, машиностроительный комплекс Алтая практически не работает. Нет заказов для предприятий таких промышленных центров, как Бийск, практически остановился Алтайский тракторный завод (Рубцовск).

В то же время «Алтайвагон» демонстрирует в последние годы очень положительную динамику. Однако успокаиваться на этом предприятию пока рано. Понятно, что в стране износились вагоны, и поэтому на продукцию завода есть неплохой спрос — пакет заказов сформирован даже на следующий год. Но конкуренты «Алтайвагона» очень серьезно работают по колесной паре. Сегодня заметно повышаются требования к продукции завода, и если «Алтайвагон» всерьез не займется решением проблемы модернизации колесной пары, не вложит в это направление средства, не начнет переходить на современные технологии, предприятию будет трудно оставаться конкурентоспособным.

Светлана ЧИСТЯКОВА


Comments are closed.

Так же в номере