Главная » Стратегии успеха » Когда они едины

Когда они едины

ТЕНДЕНЦИИ — ЛОББИ

Когда они едины

Предпринимательское сообщество ждет принятия Государственной думой закона о саморегулируемых организациях, который позволит усилить роль некоммерческих объединений. Уже сегодня обостряющаяся конкуренция заставляет предпринимателей искать способы сохранить свою долю на рынке и не потерять потребителя. Представители коммерческих организаций стремятся договориться о правилах игры, объединяясь в общественные организации.

Участники некоммерческого партнерства «Информация и технологии»: заместитель генерального директора компании «Телекомстрой СПб» Анатолий Жаров (справа) и генеральный директор компании «Зап-СибТранстелеком» Александр Соловьев

В настоящее время в Сибири действует около 200 организаций, объединяющих интересы предпринимателей. Больше всего таких организаций в Новосибирске (около 80). Первыми пользу объединения почувствовали промышленные предприятия, еще в 1989 году вступившие в Межрегиональную ассоциацию руководителей предприятий. Сегодня это одно из самых влиятельных объединений топ-менеджеров, в которое входят организации Сибири и Дальнего Востока. Членами Ассоциации, в частности, являются Хабаровское краевое объединение предпринимателей, Кузбасское региональное агентство поддержки малого и среднего бизнеса. Но первым чисто предпринимательским объединением стала созданная в 1993 году Новосибирская торгово-промышленная палата. Сегодня торгово-промышленные палаты играют значительную роль в формировании бизнес-среды во всех областях Сибирского федерального округа.

С середины 90-х годов прошлого века наблюдается тенденция к объединению главным образом по отраслевому признаку: появлялись гильдии, ассоциации, некоммерческие партнерства. Так, в 1995 году появилось Городское объединение рекламистов Новосибирска (ГОРН), свои объединения есть у аудиторов, транспортников, лесопромышленников, хлебопеков, строителей. С 2000 года действует некоммерческое партнерство профессиональных консультантов «Консалтинг Сибири». На этапе создания организации цели у бизнесменов, как правило, общие, но сроки и эффективность деятельности всего объединения зависят от личных коммуникативных навыков его членов. Как показывает практика, действительно полезными становятся объединения, сумевшие составить и реализовать совместные программы. Например, ассоциация «СибАкадемСофт» провозгласила одним из важных направлений своей деятельности консолидированное продвижение продукции разработчиков программного обеспечения и производителей «железа» на внешний рынок, а некоммерческое партнерство «Информация и технология» собирается содействовать реализации проектов федерального уровня в Новосибирске (таких как участие в программе «Электронная Россия»).

Президент Новосибирской торгово-промышленной палаты (НТПП) Борис Брусиловский считает, что коммерческие фирмы, объединяясь, преследуют различные цели — от создания общего информационного пространства до упрощения взаимоотношений с органами власти. «В основном некоммерческие объединения создаются для выполнения функций и реализации задач, являющихся общими для организаций-участниц, — объясняет Борис Брусиловский. — Например, в Великобритании есть некоммерческая организация проектировщиков. Она выполняет поиск строительных заказов, предлагая клиентам комплексное решение задания за счет привлечения специалистов из разных сфер».

В России деятельность некоммерческих партнерств направлена на выработку правил взаимодействия друг с другом, что создает основу для цивилизованного рынка и добросовестной конкуренции. Кроме того, важной задачей является отстаивание интересов участников партнерства в органах власти, предпочитающих иметь дело с представителями целого ряда организаций, выражающих общее мнение бизнес-сообщества. Ведущий специалист Управления Россвязьнадзора по Новосибирской области Олег Гундерин считает, что работа с некоммерческими партнерствами предоставляет административным и контролирующим органам возможность обмениваться информацией с участниками рынка и более оперативно решать возникающие вопросы. Тем не менее «все официальные вопросы нужно решать в кабинетах, а не на собраниях в кругу коллег», — отметил господин Гундерин.

И все же результаты совместных усилий предпринимателей могут быть гораздо заметнее. Возможно, скромная роль разнообразных объединений объясняется рядом трудностей, главная из которых — отсутствие правового поля. К тому же активная деятельность общественной организации не может быть основана на голом энтузиазме. Требуются определенные ресурсы, обеспечивающие существование организации. Представители бизнеса могут формулировать задачи, но для их решения необходим административный аппарат, требующий существенной финансовой поддержки. Проблему финансирования некоммерческие организации решают за счет оказания экспертных услуг, что позволяет зарабатывать на текущую деятельность. Другая проблема некоммерческих объединений — недостаточная активность участников рынка. «Нельзя сказать, что у нас широкие массы предпринимателей охвачены такими объединениями, — сожалеет господин Брусиловский. — Это их беда, и беда всего общества».

Низкую социальную активность предпринимателей можно объяснить отсутствием у них терпения. Вопросы реализации совместных программ, а тем более лоббирование отраслевых интересов в институтах власти — длительный процесс. В некоторых случаях речь может идти об исправлении законов, что требует времени.

Одним из способов оптимизации временных затрат могли бы стать некоммерческие партнерства, членами которых наряду с представителями бизнеса стали бы и представители власти. Например, в апреле 2003 года именно по такой схеме в Новосибирске было учреждено некоммерческое партнерство «Информация и технологии», объединившее игроков IT-рынка города. Глава новосибирского представительства Sun Microsystems Анастасия Близнюк рассказывает, что компания является членом некоммерческого партнерства с момента его основания. «Партнерство создавалось для объединения усилий, обмена информацией, совместной работы над крупными проектами в Сибири, — объясняет Анастасия Близнюк. — В партнерство входят не только поставщики IT-решений и услуг, но и областная администрация, мэрия, информационный центр при полномочном представительстве президента в Сибирском федеральном округе».

Заместитель генерального директора компании «Телекомстрой СПб» Анатолий Жаров уделяет значительное внимание партнерству и его мероприятиям. «Участие в некоммерческом партнерстве — это возможность обмениваться опытом, информацией, делиться накопленным потенциалом, — объясняет господин Жаров. — Объединившимся компаниям проще участвовать в масштабных проектах, например, в «Электронной России».

Начальник отдела маркетинга компании «Зап-СибТранстелеком» Александр Перепелица сообщил, что, помимо выстраивания взаимотношений бизнеса и власти, некоммерческое партнерство должно заниматься выработкой механизмов цивилизованной конкуренции на рынке. Кроме того, у общественных организаций, по словам господина Перепелицы, есть гораздо более амбициозная цель — содействие построению гражданского общества.

Тем не менее для предпринимателя, по определению, приоритетными остаются вопросы получения выгоды. В представительстве Sun Microsystems ожидали от партнерства оперативного получения информации и доступа к осуществлению IT-проектов федерального значения. «Мы надеемся, что участие в партнерстве все-таки окажется полезным, — рассказывает Анастасия Близнюк. — Организуемые мероприятия и проекты интересны тем, что есть возможность обсуждать с коллегами широкий спектр вопросов, но приятное общение всегда хочется сочетать с полезными результатами».

Борис Брусиловский уверен, что некоммерческим партнерствам еще предстоит себя проявить. «Сейчас поднялась волна, в том числе законодательная, по созданию саморегулируемых организаций, — рассказывает президент НТПП. — Уже существует самоуправляемая организация арбитражных управляющих, скоро появится такое объединение оценщиков. Ожидалось, что соответствующий закон будет принят в июле, но дело задержалось — видимо, не такой простой закон».

По законопроекту, находящемуся на рассмотрении в парламенте, саморегулируемыми организациями признаются негосударственные некоммерческие организации, созданные в целях саморегулирования на условиях членства, объединяющие на добровольной основе субъектов предпринимательской деятельности по признаку единства отрасли.

После вступления в силу закона о саморегулируемых организациях целый ряд лицензий заменится аккредитацией при таких организациях. Саморегулируемые организации должны будут иметь достаточно большие страховые фонды, устанавливать стандарты деятельности и осуществлять контроль, в то же время они несут субсидиарную ответственность за ущерб, нанесенный их членами. Предполагается, что участие в саморегулируемых организациях станет обязательным в целом ряде отраслей, и такие организации будут реально выражать интересы своих членов. Если действительно события будут развиваться так, как планируется, то число некоммерческих организаций возрастет, а их влияние на рынок усилится.

Илья КАБАНОВ


Comments are closed.

Так же в номере