Главная » Спецвыпуск » Ждать ли стагнации

Ждать ли стагнации

Прямая речь

Самая обсуждаемая тема уходящего года в бизнес-среде — угроза стагнации в российской экономике. Предприятия Сибири, как и других регионов, по итогам девяти месяцев прошедшего года в целом снижают объемы производства. Вместе с тем далеко не все экономисты и бизнесмены видят в сложившейся ситуации угрозу для экономической ситуации и считают, что при определенных условиях экономика может выйти на новый этап развития. Подводя итоги 2004 года, «Континент Сибирь» предложил экспертам высказаться по вопросам: реальна ли угроза стагнации и что нужно делать власти и бизнесу, чтобы не допустить застоя в экономике.

Александр Феденев, руководитель областного департамента финансов администрации Томской области:

— В 2004 году и в Томске, и в Сибири, и в России в целом произошло окончательное осознание того, что нельзя развиваться только за счет недр. Нефть сыграла роль жидко-топливного ускорителя для экономики. Теперь экономика начала работать автономно, и в других отраслях, которые получили толчок, ощущается подъем. В частности, начали динамично развиваться отрасль IT-технологий и пищевая промышленность.

Владимир Сальников, ведущий специалист Института макроэкономического анализа и долгосрочного прогнозирования:

— Угроза стагнации в экономике стала популярной темой для обсуждений, однако проблема представляется мне преувеличенной. В реальности происходит не стагнация, а замедление роста объемов производства. Если по итогам текущего года рост этого показателя составит порядка 6%, то в следующем году произойдет замедление до 4,5-5% и, полагаю, цифры будут уменьшаться.

Почему пока не приходится говорить о серьезном развитии? Дело в том, что локомотивами экономики, как и в предыдущие годы, выступают «нефтянка» и машиностроение. Между тем темпы их дальнейшего развития скорее всего будут снижаться. Основная часть сырьевых компаний достигла своего технологического потолка — например, трубопроводные мощности сегодня загружены практически на 100%. При этом дальнейшее наращивание добычи в любом случае будет идти медленнее чем раньше за счет истощения старых месторождений.

Что касается машиностроения, то замедление его развития, к сожалению, закономерно. В 2003-2004 годах отрасль показала быстрое развитие, однако это только по сравнению с кризисным состоянием начала 2003 года. Теперь рост уменьшится и произойдет это главным образом по двум причинам. Во-первых, значительная часть машиностроительных предприятий обслуживает сырьевые отрасли, следовательно, зависит от темпов развития «сырьевиков». Во-вторых, слишком высока конкуренция с импортной продукцией. Однако теперь настал период, когда рост закономерно замедляется по мере усиления конкуренции с импортом; в 2005 году его темпы снизятся как минимум вдвое.

В настоящее время для большинства отечественных предприятий модернизация — это последний шанс, потеряв который, они рискуют сдать позиции навсегда. Воспользоваться этим шансом смогут главным образом те предприятия, которыми руководят грамотные менеджеры.

Юрий Гальвас, генеральный директор ОАО «Шарикоподшипниковый завод «Ролтом» (Томск):

— Проблема России в том, что в правительстве мало настоящих аналитиков, способных просчитать перспективы и тенденции экономического развития страны на 5, 10, 50 лет вперед. Если бы в правительстве были толковые аналитики, они объяснили бы президенту, что ставку на нефть можно делать еще года 3-4, а что дальше? Да что там говорить, если руководители крупных российских предприятий получают письма от правительства, в которых правительственные чиновники спрашивают: на какие цели потратить деньги из стабилизационного фонда? Министр финансов Кудрин сказал, что развитие России на ближайшие 50-100 лет связано с перспективой поставок сырьевых ресурсов на зарубежные рынки. Это абсурд. Если приоритеты не будут изменены и мы не займемся высокотехнологичными отраслями, будет проблематично говорить о возрождении экономики, о долгосрочной перспективе.

Виктор Иванов, доцент кафедры экономической теории Кемеровского филиала Российского государственного торгово-экономического университета:

— Наиболее успешные отрасли экономики — металлургия и угольная — так же, как и другие отрасли, не застрахованы от спада. Например, в угольной промышленности основные средства идут на открытие новых производств. Еще некоторое время это направление будет инвестиционно привлекательно. Однако сейчас необходимо уже не просто добывать уголь, но и доставлять его потребителю с как можно более высокими потребительскими качествами. Что касается металлургии, то сейчас рынок перенасыщен металлоизделиями, и начинается спад. Ситуацию может спасти подъем внутреннего рынка. И основные инвестиции, как мне кажется, должны направляться на модернизацию и улучшение качества продукции. Например, когда японцы «заблокировали» нам рынок железнодорожных рельсов, в результате совместной работы специалистов, областной власти и металлургов был достигнут прорыв в технологии сталеварения, и новая кузбасская сталь для производства рельсов стала ничуть не хуже японской и даже превзошла ее. Тогда МПС стало заключать договоры на поставку термоустойчивых рельсов с нашими металлургами, а не с японцами.

Юрий Шамков, председатель совета директоров Барнаульского завода асбестово-технических изделий:

— Минимизировать риски надо заранее. Три года назад мы провели оптимизацию внутренней структуры нашего предприятия. Поэтому в 2004 году у нас была возможность сконцентрироваться преимущественно на освоении новых видов продукции и рынков сбыта. На мой взгляд, Россия вступит в ВТО уже в следующем году, и этот фактор стал для нас важнейшим при разработке дальнейшей стратегии развития. Учитывая, что за рубежом ужесточились требования к экологической безопасности к комплектующим для автопроизводства, наш завод сделал ставку на освоение экологически чистых безасбестовых технологий.



Comments are closed.

Так же в номере