Главная » Спецвыпуск » Рынок должен быть цивилизованным, а топливо - чистым

Рынок должен быть цивилизованным, а топливо — чистым

Положение на рынке горюче-смазочных материалов зависит не только от цен на нефтепродукты, но и от того, какую политику проводят участники этого рынка. В начале декабря в Москве состоялся очередной съезд Российского топливного союза (РТС), объединяющего независимых нефтетрейдеров России. В работе съезда принимал участие генеральный директор ООО «Беркут» МИХАИЛ СЕНЧУК. Своими впечатлениями он поделился с корреспондентом «КС» МАРИНОЙ ВОЛЬСКОЙ.

ООО «Беркут» существует с 1994 года. На сегодняшний день «Беркуту» в Новосибирской области принадлежит 8 действующих и 3 строящихся АЗС. Компания занимает третье место по объемам продаж на новосибирском рынке горюче-смазочных материалов, контролирует 11% розничного рынка топлива. Имеет лицензию на строительство.

— Михаил Игнатьевич, какие вопросы обсуждались на съезде?

— На съезд собираются независимые нефтетрейдеры — представители топливных союзов почти всех регионов, от Камчатки до Калининграда. Объединение необходимо нам для того, чтобы совместно решать ряд вопросов и в конечном итоге обеспечить выживание частного бизнеса в отрасли. Обсуждался главный вопрос: как конкурировать с крупными нефтяными компаниями. Это мощные структуры, которые хотели бы сосредоточить в своих руках все этапы нефтяного бизнеса: добычу, переработку и продажу. Противодействовать им можно только путем объединения, поэтому представители РТС защищают интересы частных предпринимателей на всех уровнях, в том числе и в правительстве. Для этого же создана общественная организация «Опора».

Сегодня угроза монополизации рынка вполне реальна: еще два года назад 70% рынка занимали частные нефтетрейдеры, а сейчас их доля составляет около 48%. Монополия исключает рыночные отношения, и потребитель остается в проигрыше: он вынужден покупать тот бензин, какой предлагает монополист, и по ценам монополиста.

К счастью, в Новосибирске сложилась своя структура реализации нефтепродуктов. Здесь сегодня работают более 50 владельцев АЗС. В прошлом году была реальная угроза со стороны ЮКОСа, планировавшего объединиться с «Сибнефтью» и вытеснить мелкие компании, однако в этом году обстоятельства изменились, и независимые продавцы топлива продолжают нормально работать на новосибирском рынке.

— Обсуждался ли на съезде вопрос о ценах на топливо?

— Да, и могу накануне Нового года порадовать автомобилистов благоприятным прогнозом: РТС заявил о том, что в ближайшее время будут понижены розничные цены на бензин. Кстати, 80-й бензин в Новосибирске уже подешевел на 1,5 рубля.

Это обусловлено в первую очередь снижением цен на оптовом рынке топлива. Как известно, с 1 октября были повышены пошлины на экспорт нефти, и на российском рынке скопились излишки топлива. Для его реализации нефтяным компаниям пришлось понизить цены. Кроме того, снижение оптовых цен совпало с сезонным сокращением объема реализации горюче-смазочных материалов. Как обычно, зимой предложение превышает спрос, а поэтому цена на бензин снизится как минимум на 10%. Произойдет это, я думаю, не позже середины января.

— А почему не в декабре?

— Причина проста: у каждого рачительного владельца есть примерно двухнедельный запас бензина, закупленный по старой оптовой цене. Пока этот запас не будет реализован, цены снижать нельзя, иначе трейдер начинает работать себе в убыток. Резко понизить цены могут мелкие продавцы, которые имеют только двух- и трехдневный запас, однако такие действия опасны: резкое снижение цен ломает рынок, который должен быть цивилизованным, компромиссным. А вот что касается дизельного топлива, то оно в розничной торговле скорее всего, наоборот, подорожает.

— Потребителей волнует не только цена, но и качество…

— Эта проблема стоит чрезвычайно остро: в городах продают горючее низкого качества, с большим количеством примесей. В Москве и Санкт-Петербурге эту проблему решают совместно с властями, там создаются специальные лаборатории по проверке качества топлива.

Для нашей компании контроль качества продаваемого продукта — одно из приоритетных направлений. На всех АЗС «Беркут» на каждой колонке установлены фильтры очистки SEPAR 2000 германского производства. Подобные есть на некоторых иномарках, и водители знают, что их нужно регулярно менять. А когда такой фильтр, только гораздо более мощный, стоит на заправке, водитель сразу получает чистый бензин. Понятно, что износ двигателя, работающего на очищенном топливе, значительно ниже, к тому же и расход топлива уменьшается. Конечно, установка требовала от нас серьезных вложений: стоимость одного фильтра — 1000 евро, а мы закупили 50. К тому же замена одного фильтрующего элемента обходится в 2 тыс. рублей. Ежемесячно мы заменяем 50, то есть тратим 100 тысяч. Но водители уже привыкли к этой услуге, отказаться от расходов на фильтры — значит потерять клиентов. Благодаря установке фильтров реализация топлива на наших заправках выросла на 15%. Кстати, мы даже провели эксперимент: на одной заправке поставили два пистолета: один с фильтром, второй — без, и очередь выстраивалась туда, где был фильтр. Так что отказываться от этой услуги мы не собираемся, наоборот, будем и дальше работать в этом направлении.

К слову, качество очистки дизельного топлива в сети заправок «Беркут» соответствует европейским стандартам. Для его очистки от парафина, механических примесей и воды я семь лет назад закупил установку, изготовленную по немецкой технологии (тогда она стоила около 500 тыс. рублей). И постепенно мы завоевывали этот рынок, привлекая клиентов высоким качеством. Дело в том, что дизельное горючее используется не только на грузовиках, но и на некоторых видах дорогих иномарок. Цена на дизельное топливо у нас примерно на 50 копеек выше, чем в среднем по городу. Однако благодаря высокому качеству горючего мы завоевали авторитет, у нас есть постоянные клиенты, которые приезжают к нам из разных районов Новосибирска, а некоторые, собираясь в другой город, берут с собой запасные канистры с нашим горючим.

Вообще для меня сейчас развитие бизнеса связано не столько со строительством новых АЗС, сколько с привлечением дополнительных клиентов на уже действующие. Мое твердое убеждение: в борьбе за клиента победит тот, кто будет предоставлять лучший бензин и лучший сервис. Поэтому культура обслуживания — это еще один момент, которому мы уделяем очень много внимания. У нас, например, введена система безналичных расчетов по карточкам. Следим, чтобы операторы по обслуживанию «пистолетов» были всегда на месте, чтобы автозаправка была хорошо освещена, чтобы там было чисто и красиво. Даже, казалось бы, такая мелочь, как разовые полотенца для клиента, играет свою роль. Человек уезжает от нас довольный, в хорошем настроении, а значит, обязательно приедет к нам в следующий раз.

Коллектив ООО «Беркут» поздравляет всех жителей Новосибирска с наступающим Новым годом! Желаем, чтобы в 2005 году вас сопровождал успех во всех делах.

Также поздравляем всех автолюбителей и наших партнеров, желаем им успехов, благополучия и процветания! В будущем году мы продолжим поддерживать высокий уровень качества и сервиса на наших АЗС.

На правах рекламы

Марина ВОЛЬСКАЯ


Comments are closed.

Так же в номере