Главная » Спецвыпуск » Что будет главным в региональной политике-2005?

Что будет главным в региональной политике-2005?

Прямая речь

Александр Назарчук, председатель алтайского краевого Cовета народных депутатов:

— Инициатива президента (о новом порядке наделения полномочиями глав субъектов Федерации. — «КС») не может реализовываться как долгосрочная программа. Иначе построение единой системы исполнительной власти отодвигается на несколько лет.

Я полагаю, что в 2005 году будет реализован примерно такой же сценарий, какой был осуществлен в свое время в Совете Федерации РФ. Когда был принят закон о новом порядке формирования верхней палаты парламента России, главы исполнительной власти написали заявления о досрочном снятии с себя полномочий членов СФ РФ. На вероятность такого развития событий указывает то, что часть сибирских руководителей уже заявила о своем намерении обратиться к президенту о подтверждении своих полномочий, например, новосибирский глава исполнительной власти Виктор Толоконский.

Более ясной ситуация станет после назначенного на 24 декабря Госсовета. Хотя туда руководители регионов приглашены по случаю праздника с женами, уверен, что там этот вопрос обязательно возникнет.

Алтайскому краю в будущем году предстоит провести довыборы в крайсовет по шести округам. В этой связи меня более всего беспокоит явка избирателей. Довыборы летом уходящего года не состоялись именно из-за низкой явки. Если проведение выборов, как и предполагалось, будет отнесено на март, то мы серьезно рискуем получить протестное поведение людей. Всем известно, что наиболее активно голосует старшее поколение, а оно с начала года столкнется с серьезными проблемами, которые принесет монетизация льгот. Люди не могут согласиться с разделением льготников на федеральных и местных, учитывая скудные возможности краевого бюджета. Допустить третьи выборы с отрицательным результатом — значит, нанести огромный ущерб авторитету крайсовета. Поэтому сегодня рассматривается альтернативная дата — октябрь 2005 года, когда в крае предстоят выборы трех глав муниципальных образований. К тому моменту в обществе уже наступит ясность по реформам.

Вячеслав Новиков, представитель в Совете Федерации РФ от Законодательного собрания Красноярского края:

Фото Михаила ПЕРИКОВА

— Главным событием, которое будет определять особенности политической жизни в 2005 году, является принятие закона о новом порядке наделения полномочиями глав исполнительной власти субъектов РФ. Я думаю, что большинство губернаторов захочет получить новую легитимность. Хотя, казалось бы, может ли быть большая легитимность, чем полученная от народа, но тем не менее губернаторы захотят получить подтверждение своих полномочий от президента. Таким образом, пройдет некий процесс переформирования региональных руководителей, а следовательно, и региональных элит. Каким образом — позитивно или негативно — это скажется на общеполитической и экономической ситуации в стране, пока трудно предсказать. Но влияние, безусловно, будет. Поскольку главы исполнительной власти, которые могут быть уволены по мотивам утраты доверия президента, будут вести себя на территориях иначе, чем сейчас.

Что касается перспектив Красноярского края, мне кажется маловероятным вариант, что президент захочет назначить главой субъекта не Александра Хлопонина, а кого-то другого. Во-первых, «коней на переправе не меняют». До тех пор пока не будет проведен референдум по объединению, пока не будут окончательно сформированы контуры нового субъекта, я думаю, что это было бы не очень осмысленным действием. Тем более что ждать осталось совсем недолго. В 2007 году должны состояться выборы Законодательного собрания уже нового субъекта. И лишь в новом субъекте разумно будет делать какие-то новые назначения.

Новый закон о партиях предусматривает выдвижение на выборах в основном от партий. То есть политическая жизнь страны будет определяться партиями. Более того, в Государственную думу выбирать будут только по партийным спискам. Поэтому нынешнее время — это время определения, к какой политической силе ты примыкаешь, какая политическая сила больше всего тебе подходит. Опаздывать в этих процессах не очень разумно. Идет процесс партийного строительства, появляются лидеры партий, люди, которые претендуют (многие — небезосновательно) на то, чтобы занять лидирующие места.

Спикер ЗС Александр Усс согласился войти во фракцию «Единая Россия», и это совершенно нормальный шаг. Разговоры о противостоянии между «ЕР» и прочими депутатскими группами и партиями не имеют под собой содержательного основания.

Разговоры же о контурах и составе парламента объединенного Красноярского края пока относятся к категории «гадание на кофейной гуще». Поскольку я не знаю, например, будет ли у нас однопалатный или двухпалатный парламент. А от конфигурации парламента будет очень существенно зависеть его состав.

Андрей Андрейченко, председатель комиссии по социальной политике Новосибирского городского Совета:

Фото Михаила ПЕРИКОВА

— Политический сезон 2005 года в Новосибирской области будет очень интересным и напряженным. Во-первых, предстоят выборы в городской и областной Советы. Во-вторых, в связи с принятием закона о новом порядке наделения властными полномочиями глав регионов нельзя абсолютно исключить возможность изменений в руководстве области.

С очень большой долей вероятности сегодня можно сказать, что выборы в горсовет Новосибирска пройдут либо в конце марта, либо в начале апреля. Это будут выборы по сути дела в новый самостоятельный орган власти, каким теперь формально и неформально является горсовет. В новых законах о разграничении полномочий между уровнями власти и о местном самоуправлении заложены изменения, наделяющие горсовет большими полномочиями по управлению муниципальной собственностью, а также в вопросе земельных отношений. Это привлечет интерес для финансово-промышленных групп как уже работающих в Новосибирске, так и других. Борьба будет напряженной. ФПГ выставят своих кандидатов, которые в случае победы будут представлять их интересы в горсовете. Думаю, что даже увеличение числа округов — вместо 25 их стало 40 — не снизит накала борьбы. Желающих будет много.

Ситуация с выборами в Новосибирский облсовет тоже выглядит интересно. Во-первых, депутатам предстоит определиться по количеству мандатов в будущем облсовете. Думаю, их будет по максимуму — 76 или 98 вместо нынешних 49. Роль областного Совета увеличится в связи с тем, что именно ему предстоит утверждать губернатора, поэтому кандидатов в депутаты облсовета будет немало. Кроме того, ожидается внесение в Госдуму законопроекта, согласно которому выборы в территориальные представительные органы власти должны проходить по партийным спискам. Если законопроект примут до назначения выборов в облсовет, то областных законодателей мы будем избирать только по партийным спискам. А это резко повышает авторитет партий, их влияние на региональную политику. Не исключено, что уже в январе начнется активное партстроительство. Есть основания полагать, что в ближайшее время во главе региональных отделений крупных федеральных партий мы увидим новые знаковые фигуры. Возможно, появятся новые партийные фракции в облсовете. Фракция — это хорошая трибуна для любой политической партии, я не исключаю, что образуются депутатские объединения и в горсовете. По-видимому, горсоветом будут приняты поправки, разрешающие образование фракций.

Конечно же, одно из важных событий в следующем году — это замена льгот денежными компенсациями. На этом негативном фоне обязательно произойдет некое перераспределение симпатий наших граждан между политическими партиями. Возможно, это будет использовано в популистских целях. Можно ожидать массированной критики федеральных властей. Если после монетизации льгот будет «перегрев» в обществе, «на заклание» могут отдать даже Государственную думу — не исключено, что ее распустят. Вообще, политическая жизнь России полна превратностей. Единственное, что можно с полной уверенностью сказать, — год будет очень интересным.

Нина Останина, депутат Государственной думы РФ от Кемеровской области:

Фото Екатерины ЕРЕМИНОЙ

— Мне не кажется, что сейчас в регионе есть какое-то напряженное ожидание того, обратится губернатор к президенту за переназначением или нет. Я полагаю, что президент — государственный человек, и он видит те положительные перемены, которые произошли и в экономической, и в политической жизни Кузбасса начиная с 1998 года. Если до этого времени в Кузбассе были действительно «судорожные» события — в том числе и забастовки, — которые были реакцией на провалы в развитии экономики региона (закрытие шахт, отсутствие зарплаты работникам бюджетной сферы и многое другое), то сейчас экономика динамично развивается, мы вышли на дореформенный уровень добычи угля, и угольные города у нас тоже начали развиваться. И это просто не может оставаться незамеченным.

Что же касается «переназначения» губернаторов, то я думаю, что у президента хватит политической воли, чтобы обратиться и к мнению общественности на территориях, то есть к наиболее значимым в регионе политическим партиям и общественным организациям. Скажем, если взять «левый» сектор (КПРФ и общественное движение «Коммунисты — за Кузбасс!»), я уже не говорю о «Единой России», то его представители полагают, что сейчас нам губернатора менять не нужно. И если президент сам не выступит инициатором такого диалога, то мы, представители крупнейших политических партий, сами должны высказать свою позицию по этому поводу.

Что же касается обращения самих губернаторов за подтверждением доверия к президенту — все это довольно условно. Чья-то умная голова придумала, что желательно, чтобы все губернаторы или главы областных или краевых администраций были избраны по новому принципу. В этой ситуации вряд ли кто-то из губернаторов захочет выделяться среди остальных — теперь уже назначенцев президента. Я так полагаю, что все-таки это будет поголовное обращение губернаторов к президенту. Как у нас все кампании проходили в массовом порядке, так, наверное, это будет и здесь. Я не думаю, что это пойдет по заранее заданному графику, но если президент по какому-то поводу достаточно откровенно выскажет свою позицию, то вряд ли кому-то из губернаторов захочется ее оспаривать. Думаю, что в таком случае будет вежливое соглашение со стороны губернаторов, чтобы не осложнять в дальнейшем жизнь ни себе, ни людям в регионе.

Владимир Варнавский, председатель Законодательного собрания Омской области:

Фото Екатерины ЕРЕМИНОЙ

— Определяющим моментом политики правительства РФ в 2005 году станут усилия по объединению территорий страны. На мой взгляд, это правильная политика. Сейчас некоторые автономные республики и округа не могут заработать даже на содержание собственного управленческого аппарата. Это нонсенс. Выход — в объединении с более экономически мощным субъектом Федерации. В конце концов, Россия придет к ситуации, существовавшей до 90-х годов прошлого века, а точнее — до ельцинского «парада суверенитетов».

Другим важным моментом станет дальнейшее усиление вертикали власти, ведь останавливаться на полпути нельзя. Объявили реформу — проводите ее до конца. И хотя президент всего лишь предоставил губернаторам право досрочного сложения полномочий, для единообразия управленческой структуры страны им, видимо, придется этим правом воспользоваться. Хотя во многом это будет зависеть от положения конкретного регионального лидера.



Comments are closed.

Так же в номере