Главная » Авто » «Росавтодилер-2013»: новые вызовы рынка

«Росавтодилер-2013»: новые вызовы рынка

В Москве прошел тематический форум, организованный ассоциацией «Российские автодилеры» (РОАД), которая объединяет в себе ключевых игроков на рынке авторитейла. Подняв насущные темы, стоящие перед отраслью, его участники констатировали, что российский рынок вошел в фазу насыщения, при этом доходность дилеров будет снижаться, требования к ним – увеличиваться, технологичность – расти. Несмотря на негативную конъюнктуру авторынка, каждый из спикеров старался в меру своих способностей развеять панические настроения публики и убедить сообщество, что все будет хорошо. О том, что было на «Росавтодилере», в репортаже «КС».

В рамках конференции ее участники закономерно сконцентрировались на различных вопросах, касающихся развития отрасли, в частности антимонопольного регулирования автомобильного рынка России, развития автобизнеса в условиях членства России в ВТО и отношений между дилерами и автопроизводителями. Участники форума поделились прогнозами относительно развития рынка, рассмотрели пути повышения рентабельности авторитейла, а в финале огласили итоги рейтинга лучших автопроизводителей по версии дилеров. Он носит название DSI и проводится аудиторской компанией Ernst&Young совместо с РОАДом путем анкетирования самих авторитейлеров. В самой Ernst&Young убеждены, что успех того или иного автобренда на рынке в том числе напрямую зависит от уровня диалога между производителями и его дилерами.

В индексе учитывалось мнение дилеров по маркам, по которым проголосовало не менее 10% дилерской сети (по оценке РОАД и E&Y). Всего в опросе приняли участие 533 дилерских центра 35 марок. Продажи брендов, участвовавших в опросе, составляют 60% общих продаж за 9 месяцев 2013 года.

Стоит отметить, что в прошлом году первое место в рейтинге заняла немецкая марка Audi, за которой следовали Группа ГАЗ, «Рольф Импорт» (Mitsubishi), Автофрамос (Renault). В этом году результаты оказались достаточно схожи. Первую «тройку» сформировали ГАЗ, «Рольф Импорт» (Mitsubishi) и «Автофрамос» (Renault). Непосредственно ГАЗ победил в категориях поддержки производителем продаж новых автомобилей и обслуживания, рекламе и продвижении. По финансовым отношениям первое место заняла Renault, а по сохранению и развитию дилерской сети – Mitsubishi. Хотя непосредственно в СФО японская марка потеряла в начале года одного из своих новосибирских дилеров – «СЛК-Моторс» отказалась от партнерства с брендом.

В свою очередь Audi в этом году награды не удостоилась. Дело в том, что впервые марка не преодолела 10%-ый барьер, то есть ее не оценило достаточное для статистики количество дилеров. Та же участь постигла и Daewoo, Lada, Chevrolet, Opel, UAZ. Поэтому эти производители в рейтинге не участвовали, что безусловно снизило его уровень репрезентативности.

По словам партнера Ernst&Young Алексея Иванова, больше всего от производителей дилеры ждут сбалансированности объёма поставок и модельного ряда в зависимости от спроса, улучшения ценовой политики с учётом региональной специфики, повышения прозрачности сроков поставки автомобилей и запчастей, оптимизации размера дилерской сети в зависимости от насыщенности рынка, а также усиления позиций официального сервиса.

При этом, все это найдет отражение и в действиях самих авторитейлеров. По мнению Алексея Иванова, в ближайшие 2 года ожидается дальнейшая консолидация автодилерского бизнеса. С такой позицией согласились и другие участники конференции, ожидая как громких уходов автодилеров, так и продажи крупных и средних бизнесов в этой сфере. Что касается развития самого рынка, то в Ernst&Young отметили, что в среднесрочной перспективе, базовый сценарий предусматривает стагнацию, а затем умеренный рост рынка за счёт макроэкономических факторов.

Развитие дилерских сетей: все безнадежно хорошо

Результаты довольно интересного исследования были анонсированы на форуме экспертами «Автобизнесревю». Для «затравки» главный редактор федерального издания Сергей Баранов показал две иллюстрации, на одной из которых был изображен запущенный в 1998 году дилерский центр Ford в Москве компании «Авилон», — крупнейший в Восточной Европе на тот момент. Его площадь составляла 4100 кв. м. Рядом на картинке располагался «легендарный» дилерский центр Toyota в Тюмени «VERRA Motors» «образца» 2008 года площадью 36 000 кв.м. Таким образом, даже только исходя из этого слайда было видно, как изменилась ситуация на рынке. За все эти годы дилеры «доразвивались» до неадекватности инвестиционной нагрузки (при доходности менее 2% дилер будет окупать центр до 10 лет), невменяемого демпинга, массового ухода из бизнеса тех, кто ценит свои нервы и деньги, банкротств, обмана покупателей и потери репутации. Все это иллюстрирует экономику автобизнеса. Так, норма прибыли одного из дилерских центров премиум-бренда в Москве упала с 5,7% в 2009 году до 0,3% в 2012 году. «Количество автосалонов иностранных брендов в России выросло с 1 940 в 2008 году до 2 490 по состоянию на начало 2013 года. Объем продаж остался прежним», — констатирует Сергей Баранов. При этом, если в 2008 году «иномарочный» дилерский центр в среднем продавал 1 070 новых автомобилей, то в 2009 году значение упало до 520 автомобилей, а по итогам 2013 года ожидается снижение до 850.

На этом фоне дистрибьюторы автомобильных брендов продолжают наращивать свои сети в регионах, раздавая франшизы, на которые всегда находятся желающие. По итогам 2012 года из 34 автомобильных дистрибьюторов (включая российские заводы), 17 нарастили объем прибыли, а 12 добились нормы прибыли в 6% и выше. И это при том, что средняя доходность дилерских предприятий составила всего лишь 1-2%. Таким образом, понятно, кому в кризисной ситуации жить хорошо.

Состояние рынка

Если говорить более детально о текущих реалиях развития рынка, то ситуацию довольно содержательно проанализировал и обобщил директор «Автостата» Сергей Целиков. Так, всего за 8 месяцев текущего года на российском рынке было продано 1,69 млн.автомобилей, что на 7% меньше, чем годом ранее.

При этом, динамику продаж автомобилей в наибольшей степени определяют цены на нефть. Соотнося с опытом развития других стран, предполагается, что российский рынок после бурного роста и стиль же бурного падения вошел в стадию насыщения. Сопоставляя с немецким и японским рынками, продажи будут колебаться в коридоре +-15% в год.

Лидеры рынка остались теми же, но «расстановка сил» среди них меняется. Разброс марок по динамике оказался достаточно большим, составляя от -40% до +70%.

Самые высокие темпы роста демонстрируют, прежде всего китайские бренды – Geely, Chery, Lifan, Great Wall. Это с одной стороны, связано с эффектом низкой базы, а с другой — с широким модельным рядом и низкой ценой. Этот тренд особенно четко прослеживается по Сибири, где совокупные продажи китайских брендов выросли в 2,5 раза.

Во-вторых, позитивную динамику показали премиум-бренды – Mercedes-Benz, Audi, BMW, Lexus, Land Rover. Рост этого сегмента на фоне общего падения рынка является устойчивым трендом на протяжении последних лет. Наблюдается он и в Сибири, где продажи премиум-брендов выросли на 5% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.

В-третьих, высокие темпы роста продемонстрировали три японских бренда – Honda, Mitsubishi, Subaru. Непосредственно в Сибири Honda и Subaru выросли на 40%, а Mitsubishi – на 7%. Причиной этого может также служить эффект низкой базы, а также появление новых моделей в классе SUV.

Наконец, в-четвертых, лидерами роста стали три корейских бренда– KIA, Hyundai, SsangYong. В их пользу сыграл широкий модельный ряд и удачное сочетание цены и качества. Впрочем, в Сибири вырос только Ssangyong (+26%), а вот KIA и Hyundai упали на 10% и 15% соответственно.

В свою очередь в список «аутсайдеров» по России попали такие марки, как Uz-Daewoo, Volvo, Peugeot, Ford, Chevrolet. Примечательно, что пять брендов (Lada, Chevrolet, Daewoo, Nissan, Ford) суммарно снизили продажи на 133,3 тысяч единиц, что превышает общий объем снижения по рынку (128,4 тыс.). Максимальный прирост в «Автостате» зафиксировали у Renault по модели Duster (+31,4 тыс. штук).

Важным трендом стало и то, что Урал и Сибирь упали выше рынка. Такие результаты соотносятся с собственными аналитическими данными «КС», согласно которым за первые 8 месяцев сибирский рынок упал на 14%. Среди городов Сибири «проседание» авторынка больше всего оказалось заметно в Томске (-19%), Кемерово (-19%), Красноярске (-17,7%) и Иркутске (-15%), Барнауле (-15%). Немного лучше обстоит ситуация в Новосибирске (-11%). Сравнительно благополучно на этом фоне на удивление выглядит Омск (-1%), зафиксировавшись на стабильно низком уровне.

Изменения структуры спроса

По итогам рассматриваемого периода, единственным крупно растущим сегментом рынка можно считать сегмент кроссоверов SUV. Он вырос на 11,4% в то время, как сегменты «Б» и «С» упали на 10,8% и на 14,8% соответственно.

Средневзвешенные цены на российском авторынке стабильно растут и уже приближаются к европейскому уровню. Это связано как с изменением структуры рынка, так и с ростом стоимости самих автомобилей. Кроме того, каждое новое поколение моделей становится «лучше и дороже». За 2013 год средняя цена автомобиля предположительно станет равной $28160, хотя еще в 2010 составляла $22730, а в 2007 — $19480. При этом, пожалуй, одной из самых низких цен обладает Daewoo ($9695), Lada ($11520) и Chery ($15507). Для сравнения: у Mercedes этот показатель составляет $103099.

При этом, очевидно, что продажи автомобилей в России смещаются в более дорогие сегменты. Так, сегмент машин стоимостью $25-35 тысяч увеличился на 15,5%, а 35-45 тысяч на 5%. При этом сегмент автомобилей стоимостью менее $15 тыс. снизился на 19,7%.
Если раньше корпоративные продажи составляли 8% рынка, то по итогам 8 месяцев – 10%. При этом, их доля в премиальном сегменте в 2 раза выше, чем в массовом. У Mercedes она составляет сразу 20%, у BMW – 17%, у Lexus – 16%. Что касается массового рынка, то у Skoda корпоративным клиентам продают 11% машин, у Toyota – 13%.

Интересные результаты показало и исследование по средним срокам владения автомобиля. Так, еще одним из «секретов» роста премиальных брендов состоит в том, что владельцы дорогих автомобилей меняют их чаще, чем владельцы массовых марок. Средний срок владения автомобилем в России составляет 4,6 года, а в сегменте «премиум» — 3,4 года. Если говорить по маркам, то у «АвтоВАЗа» этот срок составляет 5,5 лет, а у Mercedes – 3,3 года. Наибольший показатель был зафиксирован у «УАЗа» — 5,9 лет. В свою очередь среди иномарок массового сегмента лидером является Mitsubishi – 4,4 года, премиум-сегмента – Volvo – 4 года.

Подводя итог своему докладу Сергей Целиков отметил, что можно говорить о том, что во-первых, автомобильный рынок сформирован. «Сейчас продолжаются лишь «точечные» инвестиции, слияния и поглощения, происходят процессы оптимизации и повышения эффективности деятельности внутри компаний», — поясняет Сергей Целиков. По его словам, рост дилерских сетей возможен лишь при снижении инвестиционных требований к ДЦ, размещаемых в малых городах.

Во-вторых, директор «Автостата» констатировал изменения в самих клиентах – то, что они стали более информированными и грамотными. «Период покупки первой иномарки позади. Клиент зачастую грамотнее представителя салона. Соответственно, выросли требования как к самому дилерскому центру, так и к качеству обслуживания».

В-третьих, конкуренция будет усиливаться, причем во всех сегментах – как между автопроизводителями, так и между дилерами. Доходность будет снижаться, требования – увеличиваться, технологичность – расти. Объем рынка новых автомобилей в 2,5-3 млн. в год – текущий предел. Дальнейший рост возможен лишь при существенном росте благосостояния населения страны.



Comments are closed.

Так же в номере