Главная » Премиум-сервис » Сага об охлажденной рыбе

Сага об охлажденной рыбе

Охлажденная рыба — один из символов успешного супермаркета премиум-класса. Этот продукт содержит набор необходимых микроэлементов и витаминов и является не только полезным, но и вкусным. Люди бизнеса много работают и не могут позволить себе не заботиться о своем здоровье, поэтому тема поставок свежей рыбы в магазины премиум-класса является особенно актуальной. Многие из читателей «КС» иногда задумываются над тем, насколько качественный продукт они приобретают в отделах охлажденной рыбы, или отказывают себе в возможности приобрести живого карпа или сазана, волнуясь из-за его возможной небезопасности. С целью прояснить имеющиеся сомнения корреспондент «КС» лично посетил рыбные отделы в следующих супермаркетах: «Мегасах» на автовокзале, в «Сан Сити» и «Ройял Парке», «Универсаме» на Ленина, «Бахетле» и «Метро Кэш энд Керри» на Северной, оценив их по следующим пунктам: запах, наличие продавца, знания продавца о поставщиках товара, возможность почистить рыбу, ассортимент и стоимость. После этого в данные организации был разослан список следующих вопросов.

1. Откуда ведутся поставки сибаса и дорады, красной рыбы, морепродуктов? В каких условиях и сколько времени проводит охлажденная рыба до того, как попадает на прилавок?

2. Откуда ведутся поставки живой речной рыбы?

3. Проходит ли рыба какой-либо контроль?

4. Есть ли возможность почистить рыбу? Круглосуточно ли это можно сделать?

Рыбный отдел «Универсама»

Самостоятельный поход

Самый неожиданный результат ожидал корреспондента в отделе «Универсама». Несмотря на то что запаха в отделе охлажденной рыбы не было, выглядела продукция далеко не лучшим образом, да и выбор не вызывал восхищения. Наличествовало четыре наименования: карась, семга, судак и морской окунь. Продавец сначала долго отсутствовал, потом, когда он появился, сообщил, что не знает, откуда везут рыбу и почистить ее в «Универсаме» нельзя.

Ответ организации

Представитель «Универсама» сообщил, что поставки охлажденной рыбы в магазин временно прекращены, поэтому все «рыбные» вопросы для них неактуальны. Хотелось бы заметить, что с момента этого разговора охлажденная рыба в отделе пролежала еще около двух недель. Можно было бы предположить, что это более поздние поставки, но ее ассортимент постепенно снизился до нескольких филе семги, которые постоянные покупатели уже стали узнавать «в лицо».

Рыбный отдел «Метро»

Самостоятельный поход

В рыбном отделе был легкий запах, не добавляющий статуса отделу со свежей продукцией в супермаркетах премиум-класса. Смутили также отсутствие продавца и наличие таблички, где указывалось, что сегодня вечером (10.10.11) выбрать себе ужин можно из 40 наименований, которых после подсчета обнаружилось около 35. Кроме того, невозможно было назвать привлекательными ни саму выкладку (рыба была обильно и несколько неряшливо засыпана льдом), ни внешний вид некоторых отдельных продуктов, например осьминога. Но отдел «Метро» имел и несколько неоспоримых преимуществ. Во-первых, несмотря на то что выбор был меньше заявленного, он все равно оказался больше, чем во всех остальных магазинах. Во-вторых, только в «Метро» корреспондент увидел очень крупных сибаса и дораду и живых моллюсков. В-третьих, цены на рыбную продукцию в этом магазине совершенно другого порядка. Например, стейк из семги в «Метро» — 389 руб. за кг, в «Мегасах» подобный продукт стоил около 500 руб. за кг, а в «Бахетле» и «Универсаме» — около 680 руб. за кг. И в-четвертых, прямо в отделе всегда можно взять визитку ответственного за него сотрудника «Метро».

Ответ организации

На запрос комментария представители «Метро Кэш энд Керри» не только среагировали быстрее всего, но и предоставили самый подробный ответ, который редакция «КС» приведет в виде интервью. Спикером выступил руководитель направления закупок «Рыба и морепродукты» компании «Метро Кэш энд Керри» Андрей Игнатов.

Откуда ведутся поставки сибаса и дорады, красной рыбы, морепродуктов? В каких условиях и сколько времени проводит охлажденная рыба до того, как попадает на прилавок?

— Поставки сибаса и дорады осуществляются в основном из Греции и Турции. На месте вылова рыба упаковывается в пенопластовые короба, пересыпается льдом и направляется в Россию авиа- или автотранспортом. В сибирские ТЦ она попадает и самолетом, и автотранспортом. В случае автотранспортной перевозки рыба добирается до России за пять дней, и остаточный срок ее хранения составляет четыре-пять дней, при авиапоставке — восемь-девять. Как правило, импортная охлажденная рыба прилетает в Россию два раза в неделю. Основной объем красной рыбы, кроме дикой российской, закупается в Норвегии. На месте вылова рыба также упаковывается в пенопластовые короба и пересыпается льдом, после чего отправляется в магазины авиа- или автотранспортом. Сроки хранения красной рыбы соотносимы со сроком хранения сибаса и дорады: в случае автомобильной поставки — четыре-пять дней, при авиапоставке – восемь-девять. Что касается морепродуктов, то они проходят таможенную очистку в Санкт-Петербурге или Москве, после чего отправляются в сибирские ТЦ авиатранспортом. Хочу отметить, что значительно более высокое содержание белка, чем в рыбе, требует более внимательно подходить к процессу транспортировки морепродуктов, особенно с учетом того, что часть продукции — омары, крабы и двустворчатые моллюски — доставляется в живом виде. Общий ассортимент рыбы «Метро Кэш энд Керри» насчитывает свыше 500 позиций, в том числе самые ее экзотические сорта. Охвачен практически весь спектр живой и охлажденной, замороженной и деликатесной продукции. В нашем ассортименте представлена рыба более чем из 20 стран мира, по поставкам охлажденной продукции лидируют Норвегия, Греция, Турция, Нидерланды и Франция.

Откуда ведутся поставки живой речной рыбы?

— В основном поставки ведутся из рыбоводческих хозяйств соответствующего региона, так как дикая пресноводная рыба наиболее подвержена влиянию сезонного фактора. У нее два сезона, во время которых мы можем ее закупать: весенняя и осенняя путины. Весенняя путина ведет отсчет с 20 февраля (но обычно лов начинается 15 марта, так как к этому времени сходит лед) и заканчивается 20 мая. В этот период производится основной вылов дикой речной рыбы, например, икряной щуки. Осенняя путина продолжается с 15 сентября по 20 декабря. Еще один очень важный момент — ежегодная путина лососевых рыб, которая начинается в середине лета. От того, насколько успешен был сезон, впоследствии зависят количество лососевой икры и цены на нее.

Проходит ли рыба какой-либо контроль?

— Мы являемся звеном подразделения одного из крупнейших международных холдингов Metro Group, в котором разработана сильная корпоративная система контроля качества. Специфика нашей компании диктует очень жесткие требования к качеству продуктов. Учитывая, что наши клиенты — «магазины у дома», предприятия ресторанно-гостиничного бизнеса — нуждаются в самых свежих и безопасных продуктах, их «запас прочности» должен быть как можно больше. В связи с этим мы контролируем весь процесс, отслеживая путь продукта от самого начала до потребителя. Рыба — это товар с высокой степенью риска, и поэтому для нее предусмотрены жесткие процедуры контроля: обязательный первичный аудит, повторный ежегодный аудит, определенная система документации, сертификаты, этикетки на товар плюс спецификация на продукт, подписанная поставщиком. Кроме того, предусмотрена лабораторная проверка состояния продукции уже в торговом центре. Вся рыба, доставляемая в «Метро», проходит ветеринарный контроль, начиная от аудита производства поставщика — проверки на соответствие ветеринарным и санитарно-эпидемиологическим нормам, проверки документов на каждую партию товара — и заканчивая проверкой качества рыбы при приемке товара в торговом центре. Проверка качества проходит с учетом самых строгих российских и западных стандартов качества — проверяются все факторы, влияющие на свежесть и качество рыбы и морепродуктов, без исключения.

Всегда ли есть возможность почистить и разделать рыбу?

— Да, всегда.

Рыбные отделы «Мегасов»

Самостоятельный поход

Корреспондент «КС» посетил три отдела разных магазинов. Во всех присутствовали продавцы, но никто из них не мог сказать, откуда ведутся поставки охлажденной и живой рыбы. В «Ройял Парке» пообещали, что рыбу почистят в любое время, когда ее захочет приобрести покупатель, а в «Мегасах» на автовокзале и в «Сан Сити» сказали, что чистка рыбы возможна только до 20.00. Стоимость товаров во всех трех отделах, так же как и ассортимент, была примерно одинакова и составляла середину между ценами в «Бахетле» и «Метро». Для примера возьмем мелкого сибаса, который в «Мегасе» был представлен за 301 руб. за кг, в «Бахетле» — за 472 руб. за кг, а в «Метро», если честно, таких мелких «морских волков» не было. В «Кэш энд Керри» даже самые мелкие сибасы были существенно крупнее большинства своих собратьев из «Бахетле» и «Мегаса» и стоили от 380 руб. за кг. Во всех отделах «Мегаса» был довольно широкий выбор речной, морской рыбы и морепродуктов, таких как, например, камчатский краб (2499 руб. за кг) и т. д. На момент экспертизы в «Ройял Парке» было представлено 24 наименования охлажденной и живой рыбной продукции, на автовокзале — 21, а в «Сан Сити» — 20. Запаха в отделах не было.

Ответ организации

Несмотря на то что корреспондент «КС» неоднократно делал запросы в компанию и связывался с отделом рекламы, ответов на интересующие редакцию вопросы получено не было.

Рыбный отдел «Бахетле»

Самостоятельный поход

Учитывая, что рыбный отдел в «Бахетле» имеет относительно небольшой выбор (на момент экспертизы было представлено 13 наименований живой и охлажденной рыбной продукции), выкладка продукции была на уровне. Вся рыба, слегка присыпанная льдом, выглядела очень свежей, а запаха не наблюдалось совершенно. Кроме того, только в этом магазине продавец (который, кстати, подошел сразу, как заметил интересующегося продукцией корреспондента «КС») смог ответить, откуда доставляют живых карпов и сазанов — из рыбного хозяйства в Белово. Понравившуюся же рыбу, по словам продавца, покупателю почистят в любое время.

Ответ организации

На вопросы редакции ответила дирекция закупки магазина «Бахетле». Было сообщено, что поставки сибаса и дорады ведутся напрямую из Владивостока авиаперевозками. Рыба транспортируется в контейнерах со льдом и через 2–3 дня с момента вылова попадает на прилавок. Поставки красной рыбы осуществляются из Якутска, а также от местных и алтайских переработчиков рыбы. Ее время попадания на витрину составляет двух до пяти дней. Поставки морепродуктов происходят напрямую с Сахалина авиаперевозками. Поставки живой рыбы осуществляются из Беловского рыбного хозяйства. Вся продукция (и живая, и охлажденная) поступает в магазин уже с «сертификатами и удостоверениями, подтверждающими качество». Что же касается чистки рыбы, то в «Бахетле» есть рыбный цех, и в любое время по желанию покупателя производятся чистка и разделка выбранной рыбы.

Редакция «КС» приглашает читателей высказывать свои впечатления о качестве живой и охлажденной рыбной продукции в новосибирских супермаркетах. Ваши отзывы отправляйте по адресу premium-service@sibpress.ru или оставляйте в комментариях под материалом.



Comments are closed.

Так же в номере