Главная » Спецвыпуск » Традиции и инновации могут существовать параллельно

Традиции и инновации могут существовать параллельно

К своему 400-летию Томск подошел с новой идеологией, ставшей актуальной не только на местном, но и на федеральном уровне. Ставка сделана на инновационный бизнес, на малые наукоемкие предприятия. Власти Томской области активно обсуждают перспективу их развития, утверждая, что именно они в ближайшем будущем составят основу экономики региона. По мнению генерального директора ОАО «Сибэлектромотор» КИРИЛЛА НОВОЖИЛОВА, такая позиция умаляет значимость традиционных предприятий, созданных в послевоенные годы. Эти заводы — в частности, предприятия машиностроительного комплекса, — нисколько не уступают инновационному сектору и могут быть такими же конкурентоспособными. Залог их успеха — современный менеджмент, новейшие технологии, грамотный подход к модернизации производства.

В 1999 году Кирилл Новожилов занял пост коммерческого директора одного из крупнейших предприятий Томской области ЗАО «Сибкабель», а затем возглавил завод. До этого в 1993 году закончил Уральский политехнический университет, после окончания работал инженером, затем занялся собственным бизнесом. В 2002 году возглавил крупное машиностроительное предприятие ОАО «Сибэлектромотор». С 2001 года является депутатом томской городской Думы, с недавнего времени — вице-спикером.

Завод «Сибэлектромотор» основан в 1941 году на базе перевезенного из Санкт-Петербурга в Томск оборудования завода «Электросила». ОАО «Сибэлектромотор» производит и реализует трехфазные асинхронные электродвигатели мощностью до 110 кВт общепромышленного назначения, крановые, рольганговые моторы, а также двигатели для бытовой электротехники.

Генеральный директор ОАО «Сибэлектромотор» Кирилл Новожилов

— Кирилл Львович, вы пришли на «Сибэлектромотор», уже имея опыт вывода предприятия из кризисной ситуации. Как вы оцениваете перспективы завода сегодня?

— За два года, которые прошли с момента моего прихода на «Сибэлектромотор», ситуация изменилась. В 2002 году завод был практически полностью остановлен, у него была масса долгов, особенно в бюджеты всех уровней, отсутствовал финансовый и производственный учет, на рынке продукция предприятия практически не присутствовала — по сравнению с конкурентами был представлен минимальный номенклатурный ряд. В таких условиях приходилось работать. Завод десятилетиями не получал никаких инвестиций, напротив, в годы перестройки началась распродажа активов. Часть активов нам удалось сберечь, часть — вернуть. Мы восстановили производственно-технологическую базу, которая некогда называлась НПО «Сибэлектромотор».

Сегодня финансовое состояние завода устойчивое. Объемы производства увеличились более чем в два раза, долги реструктуризированы, большая их часть погашена. Мы выполняем условия реструктуризации, и к 2006 году планируем рассчитаться по всем долгам.

— Каков размер инвестиций, вложенных новыми собственниками завода и какова их структура?

— В начале 2004 года мы приняли программу модернизации производства и на первом этапе уже вложили порядка 70 млн руб. За три года мы планируем инвестировать около 300 млн руб. в основное производство. Структура инвестиций — собственные и заемные средства.

— Куда эти инвестиции были направлены?

— Сейчас мы модернизируем плавильный комплекс: уже идет монтаж оборудования, к середине ноября мы должны произвести первую плавку по новой технологии. Также мы закупили несколько единиц оборудования в инструментальный цех, занимаемся заменой металлорежущего оборудования. Производительность новой техники гораздо выше, чем устаревшей, это позволяет существенно уменьшить издержки.

На заводе внедрены информационные технологии. Все предприятие связано в единую сеть, используются современные программы, базы данных. Введено также штрихкодирование двигателей, которое позволяет в режиме он-лайн отслеживать выпуск продукции, оборачиваемость на складе, продажу. В перспективе участки сборки узлов тоже будут переведены на штрихкодирование, и производственная часть станет полностью прозрачной — все движение полуфабрикатов по конвейеру будет отслеживаться автоматически.

Эффективность вложений подтверждают основные производственные показатели: если два года назад выпуск продукции составлял примерно 240 млн руб. в год, то в 2004 году мы ожидаем около 950 млн руб., в 2005-м надеемся на еще большие показатели.

— Планируется ли за счет модернизации производства увеличение объемов выпуска продукции и расширение рынков сбыта?

— Сегодня мы вплотную приблизились к своим основным конкурентам — Владимирскому и Ярославскому электромоторным заводам, — и не без труда отвоевали свой сегмент рынка. Сейчас завод выпускает около 10 габаритов общепромышленных двигателей (в советские времена был только один), существенно расширили линейку крановых двигателей.

Примерно половину продукции мы продаем в Уральском и Центральном регионах, половину — в Сибирском. Много продукции уходит в страны Ближнего и Дальнего зарубежья — во Вьетнам, Северную Корею, Иран. Поставки ведутся и в страны Запада, но здесь ситуация сложнее: конкурировать в ценовом секторе приходится с Польшей, Турцией, Китаем. Причем качество нашего товара выше, чем, скажем, у китайских производителей, но у нас пока отсутствует брэнд, который позволил бы выходить уже на иной уровень конкуренции. Поэтому среди малоизвестных западному потребителю производителей выигрывает тот, кто предлагает товар по более низкой цене, а это, как правило, Китай.

— Получается, что следующим шагом в повышении конкурентоспособности предприятия после модернизации станет формирование брэнда?

— Да. За годы кризиса, когда предприятие практически стояло, продать брэнд, естественно, не представлялось возможным. Сегодня наша продукция по качеству отличается от западных аналогов, но после завершения модернизации производства мы сможем составить достойную конкуренцию Западу. Мы уже рассматриваем возможный вариант — производство товара под наблюдением известных западных производителей и использование для продаж их брэнда. Так называемое «роялти». Потенциальные партнеры уже известны, но окончательно говорить об этом пока рано.

— Какие сегодня основные конкурентные преимущества продукции предприятия?

— Главным конкурентным преимуществом, к сожалению, остается цена. Пока мы формируем брэнд за счет постоянного улучшения качества продукции и довольно низких цен. На отечественном рынке цена — пока определяющий фактор. На западном рынке, куда мы планируем экспортировать 30-35 процентов продукции, равнозначны три фактора: цена, качество, сервисное обслуживание. Кстати, мы были первыми среди конкурентов, открыв собственные сервис-центры в Екатеринбурге, Москве, Нижнем Новгороде, Самаре. Клиентов Сибирского региона мы обслуживаем за счет своей, томской площадки.

— Одной из негативных тенденций вы называете экспансию китайского товара более низкого качества. Что еще мешает предприятиям отечественного машиностроения повышать конкурентоспособность?

— Во-первых, это налоговая политика государства. Облегчения налогового бремени, которое было продекларировано, пока так и не произошло. На 2% снижен НДС, но при этом местные власти повышают другие налоги. Это понятно: федерация забирает у регионов, и им не остается ничего другого, как повышать налоги. В итоге общая сумма налогов предприятия даже увеличивается.

Второй момент тоже касается налогов, в частности, возврата экспортного НДС. Срок его возврата — 5 месяцев — слишком велик: это делает наш товар неконкурентоспособным.

В качестве причины можно назвать еще и беспрецедентный рост цен на металл. С начала года ежемесячный рост составлял 5%, в сентябре — 15%. В итоге с начала года рост составил около 80%. Причем без видимых экономических причин: цена металла на экспорт ниже, чем внутри страны. Продукция машиностроения, которая также повышается в цене в связи с ростом цен на металл, не выдерживает конкуренции с продукцией иностранных производителей.

Я привожу в качестве примера китайских товаропроизводителей, которые за счет низких цен составляют нам серьезную конкуренцию. В Китае существует стопроцентная господдержка машиностроительной отрасли: инвестору, принявшему решение осваивать этот сектор рынка, безвозмездно выделяется площадка, а также существенные налоговые преференции на пять лет. Один из решающих факторов — зарплата рабочих, не превышающая $40 в месяц.

Несмотря на все угрозы, я считаю, что отечественное машиностроение имеет благоприятные перспективы. Предприятия, которые серьезно берутся за организацию производства, внедрение новых технологий, использование мировых стандартов менеджмента, не без борьбы, но достигнут необходимого уровня конкурентоспособности как на внутреннем, так и на мировом рынках. А потенциал есть всегда. Это доказывает, в частности, опыт «Сибэлектромотора», который за два года — а это совсем небольшой срок — сумел войти на рынок и теперь успешно работает на нем.

ОАО «Сибэлектромотор»,
Томск, 634012,
пр. Кирова, 58.
Тел./факс (3822) 26-14-99

На правах рекламы

Екатерина МИРЕЦКАЯ, Томск


Comments are closed.

Так же в номере