Главная » Спецвыпуск » Небезупречный рост

Небезупречный рост

В 2004 году российское машиностроение показывает самые высокие темпы роста — за январь-июнь 114,9% (средний рост индустрии за этот же период почти в два раза ниже). Но высокие показатели обеспечивают только несколько ведущих предприятий. Большинство же показывает либо средние результаты, либо отрицательную динамику. Развитие машиностроения в Сибири практически полностью определяется спросом со стороны сырьевых отраслей, прежде всего угольной и металлургической промышленности. Поэтому радужные прогнозы по росту ТЭКа в Кузбассе и Красноярской крае обнадеживают машиностроителей.

Неоднородная картина

Рост спроса со стороны сельского хозяйства Красноярского края определяет и предложение от машиностроительных предприятий. На фото — один из корпусов Красноярского завода комбайнов. Фото Михаила ПЕРИКОВА

Сибирские регионы неоднородны в темпах роста машиностроения. Отрасль занимает первое место в структуре промпроизводства «несырьевого» Алтайского края (доля 19,8%). За I полугодие 2004 года 86 машиностроительных предприятий края внесли в «общий котел» 7,2 млрд руб. (объем всей индустрии в регионе составил 36,6 млрд, что выше аналогичного показателя прошлого года на 3,9%), а индекс физического объема (ИФО) производства составил за полугодие всего 104,8%. Для сравнения: ИФО в химической и нефтехимической промышленности составил 124,2%, а доля предприятий этого сектора выросла с 11,3% в 2003 году до 14,8% в текущем. Доля машиностроения, хотя оно еще остается в лидерах алтайской индустрии, тем не менее снизилась с 21,1% в 2003 году до 19,8% в 2004-м.

«В машиностроительной отрасли Алтая наблюдается стагнация. Незначительная положительная динамика в отрасли обеспечена исключительно успехами ОАО «Алтайвагон», которое устойчиво развивается на протяжении последних лет, — говорит директор Алтайского института проблем промышленного развития Владимир Бородин. — Приближается к флагману машиностроения региона ОАО «Сибэнергомаш», однако «Энергомашкорпорация» предпринимает последовательные шаги по ограничению самостоятельности своего структурного подразделения. Можно ожидать положительных сдвигов на ОАО «ПО «Алтайдизель» при условии, что его реструктуризация будет доведена до логического конца. Все остальные предприятия отрасли Алтая переживают затянувшийся спад, основные причины которого — слабая адаптированность к рынку, организационная и структурная закостенелость, деградация ресурсного потенциала, которая затрагивает как активную часть основных фондов, так и квалификацию персонала. Дальнейшая судьба предприятий сегодня целиком зависит от лояльности государства, что обусловливает деградации машиностроения Алтая».

Предприятия другого несырьевого региона — Новосибирской области — показали более высокие результаты: ИФО за полугодие составил 116%. Однако даже такие показатели не вызывают оптимизма в среде экспертов. По оценке отдела машиностроения администрации Новосибирской области, «уровень машиностроения в области в последнее время падает, что связано с износом оборудования. Обновление фондов идет очень медленно. Но есть ряд производств, которые остаются конкурентоспособными. Например, НПО «Элсиб», «Тяжстанкогидропресс», завод «Труд» в производстве обогатительного оборудования, «Сибсельмаш» в производстве сельхозтехники в России». Кроме того, машиностроение, долгие годы являвшееся лидером в структуре промпроизводства региона, продолжает уступать первое место пищевой промышленности, правда, с минимальным отрывом: 22,8% — доля «пищевки», 21,8% — машиностроения.

Ситуация в машиностроительном комплексе сырьевых регионов также неоднородна. Так, в Томской области машиностроение оказалось в числе отстающих отраслей. ИФО за январь-июнь 2004 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил всего 96,5%, хотя в предыдущий год отрасль выросла на 20,2% по сравнению с 2002 годом. Хуже положение только в легкой промышленности региона и в производстве стройматериалов — ИФО 86,5% и 91,9% соответственно. Фактический вклад 39 предприятий машиностроения в общий объем промышленной продукции в главном нефтяном центре СФО (всего за полугодие — 37,6 млрд руб.) составил только 4,5 млрд руб. (доля 12,1%).

«Низкие показатели томского машиностроения связаны с тем, что предприятия отрасли стартовали практически с нуля. Кроме того, сейчас идет процесс задействования всех основных фондов, и для качественного скачка необходимы радикальные изменения в технологии, продукции, кадровом составе, — уверен начальник департамента развития предпринимательства и реального сектора экономики администрации Томской области Андрей Трубицын. — За прошедшие 8 месяцев на 134% возрос индекс цен томской промышленности, в том числе и в машиностроении. При этом снизились физические объемы производства, в основном за счет «Сибкабеля», продукция которого составляет пятую часть в машиностроительном комплексе области. Но за счет увеличения цен выросла прибыльность продукции. Несмотря на такие предварительные итоги, думаю, по результатам 2004 года отрасль выйдет на темпы прошлого и позапрошлого годов».

Другой сырьевой регион — Кемеровская область — давно осознал, что спрос со стороны добывающих отраслей лучше всего покрывать собственным предложением. Машиностроители Кузбасса за I полугодие 2004 года добились одного из самых высоких показателей роста в Сибири — 10%, что вызвано возросшими потребностями угольных и металлургических предприятий. В 2,6 раза возросло производство скребковых конвейеров, в 3,4 раза — химического оборудования. «Спрос со стороны угольщиков и металлургов — основных потребителей машиностроения — в Кузбассе постоянно растет, — рассказал начальник отдела машиностроения департамента промышленности администрации Кемеровской области Владимир Агафонов. — Тут все прозрачно: собираемся добыть 150 млн тонн угля, для этого требуется техника. Сегодня наши заводы предлагают горнякам 16 видов современных механизированных крепей, модернизированные скребковые конвейеры с повышенным ресурсом, очистные комбайны «Кузбасс-500», ленточные конвейеры и многое другое. Кроме того, с ростом бюджетных расходов на вооружение увеличивается и оборонный заказ».

По мнению генерального директора «Сибирской лизинговой компании» Дмитрия Малахова, «рост в производстве горно-обогатительного оборудования будет заметен и дальше, что связано с развитием Кузбасса. Можно отметить и рост спроса на строительные машины и механизмы, который связан с тем, что львиная доля этого оборудования отживает срок своей эксплуатации. Уже сейчас строительные компании формируют заказы, например, на новые краны».

Стабильные темпы роста показывает машиностроение и в моноотраслевом Красноярском крае. За I полугодие 2004 года машиностроительными предприятиями края произведено продукции на 12,2 млрд руб. (общий объем производства в крае составил более 140 млрд), прирост к аналогичному периоду прошлого года — 139%. В текущем году темпы роста составили 100,2%. По информации директора красноярского филиала ОАО «Агромашхолдинг» Александра Зимнякова, ПО «Красноярский завод комбайнов» (входящее в холдинг) во II квартале 2004 года выпустило 1121 комбайн «Енисей», что на 50,3% больше объемов производства в I квартале текущего года. Объем производства товарной продукции завода в I полугодии составил 2,1 млрд руб., на 33% превысив показатель 2003 года. Эти достижения связаны в первую очередь с положительной динамикой развития сельскохозяйственных предприятий Красноярского края. По сравнению с I полугодием прошлого года они увеличили объем продаж мяса (скота и птицы на убой в живом весе) на 17,8%, молока — на 2,4%.

Однако вклад отрасли в общее экономическое развитие региона, которое пока целиком определяется конъюнктурой цен на цветные металлы, незначителен. Тем не менее с этой отраслью краевые власти связывают надежды по уходу от моноотраслевой зависимости. Ожидается, что в 2005 году удельный вес цветной металлургии в краевой промышленности снизится с нынешнего 71% до 64%, зато опережающими темпами будет расти машиностроение — на 14,4%, химия и нефтехимия — на 20% и промышленность строительных материалов — на 5,5%.

Подъем обеспечен

Один из способов роста производства — расширение номенклатуры машиностроительной продукции. По такому пути идет новосибирский завод «Труд». На фото — гендиректор завода Юнус Ислямов. Фото Михаила ПЕРИКОВА

По прогнозу Минэкономразвития, в ближайшие два года машиностроение в России ожидает динамичный рост, что обусловлено расширением как инвестиционного, так и потребительского спроса, а также ростом экспорта. В 2004-2007 гг. рост в машиностроении прогнозируется на уровне 48-50% в год. Опережающими темпами будут развиваться транспортное, строительное, дорожное, тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, электротехническая промышленность и автопром. В частности, произойдет рост в производстве подвижного железнодорожного состава, что вызвано ростом грузо- и пассажирооборота железнодорожного транспорта, а также старением и существенным износом существующего вагонного хозяйства. В 2004-2007 гг. ожидается рост выпуска грузовых магистральных вагонов на 9,7-14,6% и пассажирских вагонов — на 16,1-19,5%.

Существенный рост ожидается и в станкостроении, что вызвано необходимостью модернизации парка технологического оборудования. К 2007 году увеличение выпуска металлорежущих станков может составить 117-125%, а кузнечно-прессового оборудования — 182,7-192,6% к уровню 2003 года.

В связи с этим особые перспективы открываются перед предприятиями Новосибирской области, которые в основном и производят «промежуточную» машиностроительную продукцию. Так, замгендиректора завода «Сиблитмаш» Виктор Вязовых прогнозирует удвоение объемов выпускаемой продукции до конца года. «В I полугодии наш завод выпустил продукции почти в два раза больше, чем в течение всего прошлого года. Мы намерены сохранить эту динамику до конца года. А на ближайшие два-три года рассчитываем на рост в пределах 25% в год», — рассказал господин Вязовых корреспонденту «КС». Новосибирский завод «Труд», по словам главного инженера Геннадия Мочкина, планирует обеспечить рост объемов не менее 10% «за счет расширения номенклатуры продукции путем разработки новых видов оборудования: в настоящее время в стадии разработки и освоения выпуска находится более шести наименований оборудования».

Рост в машиностроении ожидают и специалисты из других регионов СФО. Главные аргументы экспертов и самих производителей — возрастающая востребованность продукции, а также устранение застаревших проблем, в частности, по вопросам расчетов с заказчиками. «В настоящее время острота «живых» денег спала, завод работает только по предоплате (50%), а по наиболее ходовой продукции мы делаем складские запасы готовых изделий», — говорит Геннадий Мочкин.

«Угольные и металлургические предприятия — заказчики платежеспособные, поэтому департамент прогнозирует дальнейший рост выпуска продукции, — уверен начальник отдела машиностроения департамента промышленности администрации Кузбасса Владимир Агафонов. — В ближайшее время будет разработана областная программа развития машиностроения, в частности, горного. Наши приоритеты обозначены в выпуске полувагонов и угольных комбайнов «Кузбасс-500».

«В прошлом году объем заказов предприятия не превышал 30 млн руб. в месяц. В текущем году ежемесячно осваивается до 70 млн руб., — говорит гендиректор завода «Юрмаш» (Кемерово) Борис Ефременков. — Перспективы предприятия связаны, во-первых, с производством и «обкаткой» комбайна КСП-22, во-вторых, с возвращением на предприятие оборонного заказа».

Однако, по словам начальника отдела машиностроения администрации Новосибирской области Виктора Францева, предприятиям стоит больше внимания обращать на формирующиеся в России глобальные технологические цепочки. «В стране создаются корпорации, нацеленные на выпуск конечной продукции (ХК «Интеррос», «ЕвразХолдинг»). Тот, кто не попадает сегодня в эту технологическую цепочку, может остаться в стороне от разделов рынка сбыта. И в этом направлении наши предприятия пока немного отстают», — считает чиновник.

Динамика выпуска и изменение доли машиностроения
в общем объеме промышленного производства в России
в 2003-2007 гг.

2003 2004 2005 2006 2007
Рост производства, % к предыдущему году 9,4 14 8,5-9 9-9,5 9,5-10
В том числе:
Электротехническая промышленность 5,5 6 5 6 7
Химическое и нефтехимическое машиностроение -7 8,5 7 8 9
Автомобильная промышленность 6 8 6 7 8
Другие отрасли машиностроения 5,7 10,4 12 12,1 12,9
Доля машиностроения,
% к общему объему промпроизводства
19,9 21,2 22-22,1 22,9-23 23,8-24
Доля вклада машиностроения
в общий прирост промпроизводства, %
28,7 43,1 39,3-40,2 41-41,9 42-42,9

Источник: Прогноз социально-экономического развития РФ на 2004-2007 гг.,
подготовленный Минэкономразвития РФ

Отдел экономики


Comments are closed.

Так же в номере