Главная » Стиль жизни » Большие надежды Алтайского района

Большие надежды Алтайского района

«Алтайский район — муниципальное образование в юго-восточной части Алтайского края», — говорится в одной из энциклопедий. Дальше идет описание географии, климата и экономики района. Однако эти сухие фразы не совсем адекватно отражают действительность. Для региона Алтайский район является масштабной площадкой для развития крупных проектов в сфере туризма и развлечений. Недавно побывавший там корреспондент «КС» убедился, что в этом направлении имеются подвижки. Однако, по его личному наблюдению, район остается территорией контрастов, где соседствуют блеск и нищета.

Алтайский район, образованный в 1925 году, расположен в юго-восточной части края. В районе 24 населенных пункта, наиболее крупные — Ая, Россоши, Сараса, Нижняя Каменка, Куяган. Население составляет около 25 тыс. человек, а площадь — 3,4 тыс. кв. км.

Основное направление экономики — сельское хозяйство: производство зерна, мясомолочное животноводство, коневодство, мараловодство, садоводство (крупнейший в крае садоводческий комплекс «Мичуринец»). На территории района находятся два маслосырзавода, винзавод; автотранспортные, строительные, коммунальные, бытовые организации.

В районе насчитывается 50 объектов туризма и отдыха. Самые посещаемые — Тавдинские пещеры, шахта «Алтайская». Развиты такие виды отдыха, как парапланеризм, дельтапланеризм, водно-спортивный туризм.

В селе Алтайское находятся сырзавод, винзавод, хлебозаводы, гослесхоз, ДК, пять общеобразовательных школ, две библиотеки, два стадиона, семь спортивных залов.

Родина сыра

Шесть часов утра. Микроавтобус резво несется по трассе М-52, в народе более известной как Чуйский тракт. Впереди более четырех часов дороги. Пунктом назначения является Алтайский район — будущая Мекка регионального туризма. Пока честная компания дремлет, наиболее любопытные коллеги выходят в Интернет, чтобы прочитать об истории района. Дело это непростое — связь здесь то появляется, то пропадает.

Однако немного усилий — и старания ищущих вознаграждены. Во Всемирной паутине оказалось немало интересных фактов. Так, например, село Нижняя Каянча было основано в 1796 году. Несколькими годами позже — уже в начале XIX века — появились села Нижний Комар, Старая Белокуриха, Россоши. Первое упоминание о поселенцах другого алтайского села — Верхней Каменки — относится к 1808 году. В ревизской сказке того времени дьячок Кутергин записал: «Старшина Смоленской волости послал отряд казаков в Верх-Каменку, дабы взять с жителей — местных поселенцев, которых уже насчитывалось более трех десятков семей — пошлину медом, воском, пушниной и мясом». К 1834 году Верх-Каменка настолько заселилась, что власти нашли нужным вывести село из состава Смоленской волости и определить волостным центром, переименовав в село Алтайское.

Не будет преувеличением сказать, что с Алтайским районом связано много известных людей и достижений. Так, один из предметов особой гордости — сыр «Советский», который был разработан и изготовлен в 1932 году под руководством известного ученого Дмитрия Гранникова. Гордо названный в честь набирающего силы СССР, сыр на всю страну прославил «Куяганский маслосырзавод». И даже нынешние руководители предприятия, с которыми доводилось общаться корреспонденту «КС», говорили о «Советском» сыре с такой любовью и гордостью, как будто сами участвовали в его создании. Это к слову о корпоративной культуре — истинной, а не насажденной сверху.

Ильич и бизнес

За этими разговорами дорога проходит как-то незаметно. И вот уже микроавтобус останавливается на главной площади района, перед зданием районной администрации. На площади припаркованы дорогие иномарки, вокруг стоят новые красивые здания магазинов. Невооруженным глазом видно, что бизнес здесь развивается. На все это великолепие взирает со своего пьедестала вождь мирового пролетариата. Владимир Ильич, как известно, не слишком жаловал частный бизнес. Однако сейчас вполне нормально соседствует с ним.

Такие памятники, конечно, есть почти в каждом районе Алтайского края. Однако здесь Ленин кажется особенно символичным. Дело в том, что экономика района во многом базируется на советском наследии, которое удалось сохранить и преумножить. Один из примеров — «Алтайский винзавод», входящий в структуру холдинга «Алтайспиртпром». Когда-то на его месте располагались знаменитые мичуринские сады. В советское время здесь был богатейший фруктовый сад. Он являлся сырьевой базой для производства плодово-ягодного вина, которое выпускалось на этом заводе. Однако в конце восьмидесятых годов в период «сухого закона» завод прекратил свою работу, сад деградировал, и производство вина прекратилось.

Как вспоминают знающие люди, в тот период были разрушены и разграблены более трех десятков работавших до этого в крае винзаводов. Однако алтайский завод стал здесь счастливым исключением — благодаря неравнодушию руководства и помещение, и часть оборудования были сохранены. Отчасти именно за счет этого в конце двухтысячных годов «Алтайспиртпром» смог успешно запустить проект по производству виноградного вина. Планируется, что уже в 2013 году оно будет производиться в промышленных масштабах. При этом и здесь не обошлось без влияния духа туризма. В планах компании есть создание туристической площадки на базе завода, чтобы любопытные туристы могли прогуляться по винограднику, посмотреть на современное производство, а затем и выпить бутылочку-другую вина.

Тридцать три коровы

Чтобы понять, что Алтайский район является туристическим, далеко ходить не нужно. Буквально пять минут на машине от центра района — и перед нами небольшая речка, окруженная живописными холмами. Здесь мы и устраиваемся на привал. Завтрак на траве не может испортить даже доносящийся от воды запах навоза. Видимо, где-то выше по течению купаются коровы. Вообще, местные представители КРС очень примечательны. Когда едешь по дороге и видишь их пасущимися на сочных зеленых лугах, в памяти сразу всплывают Альпы и картинно яркие коровы из рекламы шоколада «Милка». Впрочем, не будем иронизировать. Местные коровы и вправду очень красивы!

Когда власти разрабатывали проект развития туристической отрасли Алтайского района, то хотели, чтобы в этой сфере было активно занято местное население. Как говорится, «партия сказала: надо, комсомол ответил: есть». Недалеко от речки мы натыкаемся на бабушку — божий одуванчик. Она сидит на ярком складном стульчике и продает клубнику. У ее ног — несколько ведер этой ароматной ягоды. Как говорят местные жители, продажа овощей и ягод туристам здорово поддерживает бюджет алтайских семей. Однако поняв, что мы не туристы, старушка теряет к нам интерес.

Его величество газ

Конечный пункт нашей поездки — село Нижняя Каянча. Там компания «Газпром трансгаз Томск» строит 56-километровый газопровод. Об экономических подробностях проекта «КС» писал в предыдущем номере, поэтому останавливаться на них не будем. Отметим лишь, что он обеспечит газом турзону «Бирюзовая Катунь», игорную зону «Сибирская монета» и территорию пяти районов Алтайского края. На мощных внедорожниках поднимаемся на вершину холма. Среди ярчайших цветов и зелени длинным червяком изгибается трубопровод. Это сочетание природы и цивилизации не может никого оставить равнодушным.

Вообще, приходу газа в Алтайский район, по наблюдениям корреспондента «КС», придают чрезвычайно важное, даже мистическое значение. Власти уверены, что это будет своеобразной «волшебной пилюлей», от которой алтайский туризм будет расти, как богатырь. Турбазы благодаря этому станут работать круглогодично, турпоток возрастет, и район станет настоящим Эльдорадо. Насколько это удастся — покажет время. Однако некоторые последствия строительства видны уже сейчас. В частности, по словам местных жителей, очень сильно выросла цена на землю. И поэтому в районе не редкость ветхие старые дома, которые хозяева даже не пытаются подправить. «А зачем? Продадим землю под турбазу, получим свои миллионы и будем жить припеваючи», — откровенничает один из жителей.

Шашлыки и чертово колесо

Наконец мы подъезжаем к будущей гордости алтайского туризма — турзоне «Бирюзовая Катунь». Поражают выстроившиеся практически на одной улице разношерстные туркомплексы — от деревянных домиков до каменных замков. За ваши деньги здесь можно испробовать массу приятных вещей — от шашлыка из местного мяса до катания на колесе обозрения, которому позавидовал бы любой парк. Однако мы уже говорили, что Алтайский район производит впечатление территории контрастов. И вот еще одно подтверждение этому.

В стороне от туристического «праздника жизни» — небольшое озеро. По берегу расставлено несколько палаток, рядом притулились авто отдыхающих. Завершает картину стоящий среди пустынного пляжа деревянный туалет типа «сортир» с красивым резным окошечком. Несколько сурового вида мужчин сидят за столиком на деревянных скамьях, пьют пиво и играют в карты. По всей видимости, это типичный портрет алтайской базы отдыха экономкласса. Как говорится, дешево и сердито.

Дружба народов

Одной из спорных тем в развитии алтайского туризма является тема конкуренции с Республикой Алтай. И в самом деле — проехав немного на машине по Чуйскому тракту, можно попасть в замечательные места Горного Алтая. Однако как утверждают краевые власти, речь идет не о конкуренции, а о взаимодополнении. В подтверждение этого тезиса стоит привести одну любопытную историю. Как рассказал «КС» один из участников недавно прошедшего форума «АТР», на мероприятии было запрещено продавать горячительные напитки. Однако активная мозговая деятельность и свежий воздух располагали к возлияниям. И здесь здорово удружили представители соседней республики — на своей стороне моста они продавали всем желающим водку и пиво. Цены при этом были в два раза выше обычных. Впрочем, самое главное — дружба народов восторжествовала.

Пробыв в Алтайском районе целый день, журналисты двинулись в обратный путь. И сидя в микроавтобусе, уставший корреспондент «КС» попытался резюмировать впечатления от увиденного. Первой на ум пришла фраза «Красиво, но скучно». Да, здесь замечательная природа, альпийские луга и чистые озера. Но всем этим великолепием насыщаешься очень быстро. И трудно представить, что можно здесь делать в течение недели. Во-вторых, несмотря на весь позитив от увиденного, реальная картинка как-то мало согласуется с бодрыми рапортами властей об успехах местного туризма. Создается впечатление, что крутые турбазы — как яркие заплатки на старом одеяле. А вокруг — тишина и захолустье. Впрочем, все это просто личные наблюдения журналиста, который ни в коей мере не является докой в области туризма. Вполне возможно, что через несколько лет Алтайский район станет Эльдорадо и Монте-Карло в одном лице, а скептики будут посрамлены. Кто окажется прав — покажет время.



Comments are closed.

Так же в номере