Главная » Политика » Новосибирский бюджет в новых руках

Новосибирский бюджет в новых руках

Новосибирский бюджет в новых руках

Инаугурация нового мэра Новосибирска Анатолия Локтя состоялась 23 апреля. Позади — непростые выборы, впереди – ещё более сложные задачи. Основой основ городского хозяйства всегда был и остаётся городской бюджет. Участник последних выборов на пост мэра Новосибирска, экс-замминистра экономики РФ, бывший сенатор ИВАН СТАРИКОВ рассказал в интервью «КС» о приоритетных бюджетных направлениях новой новосибирской власти, возможных трудностях и путях их преодоления.

— Иван Валентинович, как Вы оцениваете состояние задолженности бюджета Новосибирска, с которым предстоит начинать работу новому мэру?

— На сегодняшний день общий объём всех займов, которые были сделаны при бывшей администрации города, составляет порядка 13 миллиардов рублей — около 40% всей доходной базы городского бюджета. Это уже не мало, это планка, за которой могут начаться вопросы – в 2013 году купонные выплаты по обслуживанию долга были около 470 миллионов рублей. И эти вопросы могут появиться не столько со стороны Министерства финансов, сколько от коммерческих банков.

В прошлом году Новосибирск довольно успешно разместил шестую эмиссию облигационного займа в размере 5 миллиардов рублей. Это самый большой займ в истории Новосибирска, он размещён на семь лет и на хороших рыночных условиях. Но в этом году, с учётом последнего займа, выплаты за привлечённые ресурсы составят уже 920 миллионов рублей.

— Какие основные задачи, с точки зрения исполнения бюджета и с учётом высокой задолженности, стоят перед новой городской властью?

— Сейчас я вижу две самых существенных части – во-первых, это исполнение всех своих обязательств перед кредиторами – как по бюджетным кредитам, так и по кредитам коммерческих банков. Из этих 13 миллиардов общего долга бюджета около 8 – кредиты коммерческих банков. И если по оставшимся бюджетным кредитам можно рассчитывать на реструктуризацию – надо идти в федеральные структуры и договариваться, то с коммерческими банками договорится невозможно. В лояльность банков я не верю — есть нормативы центрального банка, и любой коммерческий банк будет вести себя достаточно жестко. Кроме того, у коммерческих банков намечаются проблемы с ликвидностью – если уж Сбербанк об этом говорит, то у других положение точно не лучше. При этом Новосибирск — один из немногих муниципалитетов, который имеет высокие инвестиционные рейтинги – международные на уровне ВВ+ , а национальные – АА+ со стабильным прогнозом. И нам ни в коем случае нельзя допустить просрочку по своим обязательствам, потому что за этим последует снижение кредитных рейтингов.

Вторая часть – это достройка третьего моста через Обь. Мои первые встречи в Минфине показали, что энтузиазм со стороны команды бывшего и.о. мэра пошел на убыль. И мне недвусмысленно было сказано, что больше всего вопрос ввода мостового перехода в Новосибирске волнует министра транспорта РФ Максима Соколова.

А поскольку на открытие этого исторического для Новосибирска объекта уже приглашен Президент Владимир Путин, то для Анатолия Локтя важнейшая задача – добиться своевременного окончания строительства и открытия Бугринского моста.

Сегодня его готовность составляет около 80%, и надо чуть более миллиарда рублей на достройку. Но он финансировался за счёт бюджетного кредита, а этот кредит обслуживался трансфертами из федерального бюджета. В 2014 году эти суммы уменьшились почти в 2,5 раза, и, по моему мнению – будет хорошо, если удастся получить хотя бы половину от урезанных сумм.

— Какой же возможен выход из этой ситуации?

— Думаю, что придётся обращаться к содействию федеральных институтов развития – либо в ВТБ, либо в ВЭБ. Я пообещал Анатолию Локтю, что этим займусь, и готов подстраховать мэра для того, что бы закрыть и первую, и вторую инфраструктурную части.

Кроме того, есть и внутренние резервы. Думаю, что сейчас, до выяснения всех нюансов сформированного ранее бюджета, Анатолию Локтю стоит собрать всех своих замов и объявить простое бюджетное правило – ежемесячные траты городского бюджета устанавливаются в размере, не превышающем 1/12 части годового бюджета города. Всё то, что сверху – требует отдельного разбора, и здесь не надо поддаваться на возможные панические крики о том, что-де надо обязательно закрыть договора, и так далее. Здесь возможно много лукавства, и со многим предстоит ещё разобраться.

Я просмотрел новосибирские городские, ведомственные и муниципальные целевые программы — их 35, и они тянут почти на 10 миллиардов рублей ежегодно. Там есть программы, которые с моей точки зрения можно подсократить, сосредоточившись на инфраструктурных проблемах. Например, 72 миллиона рублей на поддержку розничной торговли – этот и другие вопросы способны самостоятельно закрываться в рыночных условиях. Думаю, что новому мэру надо развернуть открытое обсуждение с привлечением институтов гражданского общества профессиональных предложений по таким программам. Например, объяснить горожанам – или мы развиваем розничную торговлю, или достраиваем третий мост. Убеждён, что мнение горожан будет на стороне Локтя, ему будет проще секвестровать неэффективные программы, перебрасывая деньги на другие направления, и получить софинансирование федерального бюджета.

А вот на программу энергосбережения выделено всего 30 миллионов – это не просто мизер, это смешная сумма. Ситуация усугубляется тем, что одно из слабых мест города – неэффективная энергосистема, это исходя из показателей расхода количества гигакалорий на квадратный метр жилой площади в год. И проблема это обусловлена не только изношенностью сетей, но и большим объёмом ветхого и аварийного жилья. Хотя именно под эту программу можно было привлечь дополнительные федеральные деньги для города. Но программа эта как под копирку написана, в ней нет возможности привлечения внебюджетных средств через систему энергосервисных контрактов – а это одно из условий федерального софинансирования.

По установленной процедуре муниципальная программа должна пройти согласование в федеральном энергетическом агентстве, после этого — в Министерстве энергетики, а затем поступить в Минфин. Но сегодня нет новосибирских программ энергосбережения, который устроили бы Минфин, и который он готов был бы софинансировать. По моим оценкам, необходимо увеличение вложений города в программу энергосбережения в десять раз – до 300 миллионов рублей. И эти деньги можно найти в городском бюджете – за счёт ревизии и секвестрования ряда неэффективных городских программ. При этом за счёт Москвы можно получить 500 миллионов единовременно – и эти деньги не кредитные, а грантовые, т.е. безвозвратные. И до конца 2020 года получить общей суммой 3,5 миллиарда рублей.

Более того, федеральная программа повышения энергетической эффективности разрешает получать суверенные гарантии Минфина под серьёзные инвестиционные проекты – в размере половины сумы запрашиваемого кредита.

Я участвовал в разработке программы знергоэффективности Москвы, и, проецируя масштабы уверен – можно провести кардинальную модернизацию всей энергосистемы Новосибирска, включая тепловую, электрическую генерацию и сетевое хозяйство, с привлечением около 35 миллиардов рублей за пять лет. При этом доля бюджета может составить всего 10-12 процентов, далее за счёт перераспределения рисков заработают механизмы бюджетных мультипликаторов. Если всерьёз этим заняться, то игра стоит свеч.

Далее – в соответствии с программой инновационного развития в 2014 году 10% муниципальных закупок должны составлять инновации, это инновационная квота около 2 миллиардов рублей. А к 2010 году эта доля должна вырасти до 20%. И у нас есть возможность сформировать такой заказ для Сибирского отделения Академии наук по направлению сокращении энергоёмкости. Для этого надо собирать и выстраивать технологические цепочки — и я готов заниматься этими вопросами. Тема привлечения госзаказа для поддержки российской, и в том числе сибирской науки очень объемна, и я могу посвятить этому отдельную встречу. Кратко скажу – СО РАН вполне может претендовать на значительную часть федерального госзаказа, а новосибирский Академгородок способен стать мощным магнитом, притягивающим федеральные деньги под выполнение программ инновационного развития и импортозамещения.

Еще один источник пополнения бюджета города — повышение доли земельного налога в доходной базе, ведь этот налог целиком идёт в бюджет. Сейчас едешь по городу – то и дело видишь пустыри, неосвоенные пространства. А между тем в Новосибирск трудно зайти крупным инвесторам – нет свободной земли. Так надо провести тщательную ревизию договоров аренды, выявить те, по которым не платятся деньги – сегодня очень большой процент невзысканных платежей, который надо обязательно взыскать. Надо найти участки, аренда которых автоматически продлевается без использования – в спекулятивных целях. Если новый мэр проведёт тотальную инвентаризацию земельных отношений – уверен, нас ждут приятные сюрпризы для бюджета. Это огромный ресурс, который может пополнить доходы города, и сейчас этим нужно серьёзно заниматься.



Comments are closed.

Так же в номере