Главная » ИТ » «Я» в онлайне

«Я» в онлайне

Редакция «КС» продолжает серию материалов, посвященных рынку веб-разработки. На этот раз мы попытались составить рейтинг лучших корпоративных сайтов Сибири, выпущенных в 2011 году. В качестве жюри выступали эксперты рынка и прежде всего сами веб-разработчики. В результате в финал вышли сайты 2ГИСа, Центрального Агентства Недвижимости, отеля RiverPark, ресторана «Гринвич» и новосибирского экспоцентра. При этом, лучшим корпоративным сайтом по количеству набранных баллов и частоте упоминаний экспертами с отрывом от конкурентов стал сайт электронного справочника 2ГИС.

На первоначальном этапе редакция «КС» попросила 15 членов жюри, среди которых были как независимые эксперты рынка, так и веб-разработчики, выделить 5 лучших корпоративных сайтов компаний, сданных с 1 января 2011 по 1 января 2012 года. Речь шла о сайтах именно сибирских компаний, а участие интернет-магазинов, промо-сайтов, порталов в конкурсе не допускалось. При этом, веб-разработчикам — членам жюри допускалось называть сайты, разработанные ими самими, однако не разрешалось, чтобы количество таких сайтов в списке было больше 50% (то есть более 3 из 5 перечисленных). Свой выбор необходимо было аргументировать.

На втором этапе мы составили шорт-лист из 7 сайтов, которые наиболее часто были упоминаемы экспертным советом, а также попросили выставить им оценки по пятибалльной шкале, прокомментировав свой выбор.

1 место — сайт компании 2ГИС. Разработчик дизайна сайта — digital-агентство Wow (Wearewowagency, до ребрендинга SkyIT).

Уже на первом этапе конкурса новый сайт компании 2ГИС набрал сразу 5 голосов, что позволило ему занять по этому показателю 1 место. По сумме экспертных оценок на втором этапе он тоже оказался лидером, набрав 4,625 баллов из 5.

Одним из разработчиков этого сайта являлось digital-агентство Wow. «Мы осуществляли только проектирование и дизайн, а весь „бэк-офис“ разрабатывался заказчиком самостоятельно. Я считаю, у нас получилось сделать чистый и лаконичный дизайн, а также поддержать ребрендинг компании», — отмечает директор агентства Wow Николай Глухих. Участники рынка рассказывают, что веб-разработчику пришлось приложить немало усилий к сайту 2ГИС, поскольку изначально он разрабатывался в прежнем брендинге компании. Однако уже в процессе разработки сайта подрядчика поставили перед необходимостью переделывать сайт согласно обновленному бренду компании.

С учетом географии деятельности 2ГИСа, которая включает в себя не только города России, но и СНГ, а также дальнее зарубежье (Италия), сайт компании можно считать достаточно масштабным проектом, особенно в сравнении с другими участниками рейтинга. При этом, сайт служит каналом коммуникации с каждой целевой аудиторией (пользователи продукта, компании-рекламодатели, потенциальные партнеры по франчайзингу, потенциальные сотрудники компании) и справляется с этой задачей.

Также он является хорошим имиджевым инструментом, так как на нем представлена информация об истории компании, направлениях работы, развитии франчайзинга.

Комментируя сайт 2ГИСа, участники рынка указывают на то, что он достаточно удобен, понятен, обладает хорошей типографикой и иконками, хорошо работает на разных устройствах с разными операционными системами, и в нем нет ничего лишнего. Несмотря на большой объем данных, информация на сайте достаточно удобно структурирована, поэтому сайтом легко пользоваться. При этом сайт удачно решает задачи 2ГИС и миллионов его посетителей, а также является отличной «витриной» для онлайн-карты. «У 2ГИС появился хороший сайт, решающий основную задачу — мотивировать пользователя на скачивание карт. В целом навигация, по сравнению с прошлым их сайтом, сделала огромный скачек вперед», — считает руководитель департамента разработки компании Magnaweb Николай Гурчинский.

Впрочем, некоторые эксперты сетуют и на недостатки сайта. «Дизайн можно было бы назвать хорошим, если бы не набившие всем оскомину неуникальные снимки из фотобанков, которые не по статусу для компании уровня 2ГИС», — считает глава «МартДизайна» Ник Запорожский. Также несколько членов жюри отметили слабую представленность «онлайн»-версии продукта, поскольку до «онлайн»-карты с главной страницы нужно дойти в 3 клика, тем самым сайт ориентирован на «офлайн»-продукт. «Пришёл, скачал, ушёл», — характеризует типичное поведение посетителей сайта 2ГИСа PR-менеджер «Новотелекома» Сергей Коломенкин. В этой связи эксперты советуют сделать два блока на сайте — «скачать карту» и «воспользоваться онлайн сервисом». Также некоторые члены жюри посетовали на отсутствие контактов и ссылок на «вопрос-ответ» на видном месте сайта, например в «шапке».

Впрочем, даже вопреки этим недостаткам, сайту 2ГИСа удалось набрать больше всего баллов. По мнению директора студии «Сибирикс» Владимира Завертайлова, обновление сайта 2ГИС является очень неплохой иллюстрацией того, что ИТ-компании больше других понимают, что быть скучным невыгодно, и тем самым делают свои сайты интереснее.

2 место — сайт новосибирского отеля Riverpark. Разработчик — «Март Дизайн»

Сайт новосибирской гостиницы Riverpark, ориентированный на гостей города, сделан достаточно функциональным и утилитарным. В качестве его преимуществ эксперты отмечают приятный и современный дизайн, лаконичный и удобный интерфейс, интересную подачу текста и фото, хорошую компоновку главной страницы, отлично подобранные шрифты, правильные акценты в тексте, многоязычность, полезный посетителю контент, а также хорошее представление номеров и всех услуг отеля. Навигация по сайту проста и понятна, а контент соответствует целям ресурса. Так, постояльцы могут забронировать себе номер, организаторы событий — площадку для мероприятий. Эксперты отмечают, что сайт отличает удобная система бронирования, поэтому он успешно решает задачу регистрации посетителей вплоть до оплаты. «Для меня, как человека, много путешествующего, важно, чтобы за 1-2 минуты можно было составить мнение о гостинице, посетив ее сайт. С Riverpark у меня это сделать получилось, и я остался полностью доволен полученной информацией», — резюмирует один из экспертов.

Что касается недостатков, то директор одноименной студии Александр Горнштейн считает, что у сайта несколько пестроват «бэкграунд», из-за этого немного смазывается восприятие информации. С ним соглашается и Клавдия Чалкова. Она указывает на то, что цветовая гамма текстов не везде удачная, в футоре тексты на светлом фоне не читабельны, сложно найти контакты, а на главной странице отсутствует статичный краткий анонсирующий текст. Кроме того, по ее мнению, не везде понятна функциональность блоков.

3 место — сайт «Центрального Агентства Недвижимости». Разработчик — DeepSign (коммуникационная группа Petra).

Замыкает первую тройку сайт «Центрального Агентства Недвижимости». Его дизайн очень прост, и здесь это оправданно, поскольку основная цель ресурса — сделать процесс покупки/продажи жилья проще и удобнее. По мнению экспертов, с этим сайт вполне справляется: на главной странице информация удобно представлена в виде блоков с дополнительной информацией и фото. Преимуществами сайта является полезный контент, грамотно проработанное оформление информации по объектам, удобную навигацию и подачу информации с возможностью распечатывания нужных данных, свежий дизайн интерфейса. «Это действительно сложный и нужный сайт, с хорошим поиском и навигацией», — считает директор ITConstruct Роман Петров.

На практике работать с сайтом достаточно легко, пользователям всегда доступны контакты, а на всех ключевых моментах есть сервис для связи, при этом раздражающие пользователей консультанты сделаны почти незаметно. Также пользователей порадовала возможность оставить свой номер телефона на сайте, после чего клиенту может перезвонить риэлтор. Тем самым, ресурс выглядит выигрышно на фоне других агентств недвижимости, однако не лишен недостатков. «У сайта достаточно шаблонное визуальное оформление и очевидные проблемы с навигацией, а также с удобством и простотой использования. Однако, уже то, насколько наполнен каталог предложений вызывает уважение и делает очевидной полезность сайта для клиентов агентства», — считает Николай Глухих.

Среди других недостатков щепетильные эксперты отметили проблемы в функциональности основной формы поиска недвижимости. «При указании улицы (наборе названия улицы в поле „Улица“) он не производит поиск по ней. Как показали эксперименты, нужно ввести название улицы, чуть подождать, система подсветит тебе подсказку с названием набранной улицы, только при активации этой подсказки поиск начинает работать корректно», — отмечает один из экспертов. Кроме того, из минусов сайта можно отметить отсутствие стандартного меню на главной странице и информации о компании — она есть только во внутренней структуре сайта. «Меню не везде работает правильно, например, при просмотре квартир выставленных на продажу, затруднительно перейти к просмотру домов которые продаются, меню слева отсутствует», — сетует Клавдия Чалкова. — «При поиске участка важно знать не только данные про воду и газ, свет тоже важен, а вот улица мало важна. В фильтре по квартирам хотелось бы иметь возможность отметить несколько пунктов при выборе материал стен, планировка и тип квартиры. Например, если клиент захочет посмотреть дома из бревна и бруса», — поясняет эксперт. В свою очередь Александр Горнштейн отмечает, что было бы неплохо более четко определить доступ к форме подбора вариантов, возможно просто разместив ее на главную, иначе приходится просто догадываться, что за форма находится в каталоге. Некоторым же членам жюри сайт вообще не понравился. «Это ничем не примечательный провинциальный сайт», — отмечает Ник Запорожский.

4 место — сайт «Экспоцентра». Разработчик — KIAN.

Второе место по числу упоминаний, но лишь четвертое по общему количеству набранных баллов занял сайт новосибирского экспоцентра. Главной целью сайта является информирование посетителей о деятельности организации — то есть о выставках и мероприятиях. По мнению директора «Живых Технологий» Станислава Горбатовского, с этой целью сайт отлично справляется: полная информация в наглядной форме представлена на главной странице. В качестве основных плюсов сайта эксперты называют интересную навигацию, свежий дизайн и интересные интерфейсные решения. «Сайт решает основную задачу, — информирует о грядущих выставках. Однако у него очень невыразительные контакты на главной странице, сложно найти карту, она не выделена почти никак, а ведь экспоцентр находятся вне черты города», — сетует Николай Гурчинский. «Сайт очень спорный в плане функциональности, но мне очень нравится дизайн — то, в чем KIAN традиционно силен. Очень расстраивает, что заказчик не озаботился созданием полезных для экспонентов сервисов — это не сложно, но добавило бы ценности сайту», — отмечает Николай Глухих.

В целом эксперты соглашаются с тем, что дизайна сайта доминирует над его содержанием. «Меню сайта, оформленное в виде прямоугольника, явно дизайнерская находка, но его не так легко найти, и еще сложнее в нем разобраться. Логотип экспоцентра, который служит единственным путем для перехода на главную страницу, непривычно находится справа на странице, и это тоже несколько усложняет навигацию», — поясняет Станислав Горбатовский. Также эксперты обращают внимание на то, что сайт вероятно ориентирован на продвинутых пользователей, поскольку с точки зрения удобства и простоты использования на нем можно немного потеряться.

Наконец, ряд членов жюри сослались на ощущение недоделанности сайта, в частности то, что разделы «Семинары», «Общественные мероприятия» пустуют, и их необходимо было бы скрыть. Также экспертам не было понятно, как попасть на главную страницу, а логотип размещённый справа, воспринимался как ссылка на партнера. В свою очередь логотип слева, имеющий оригинальный способ перехода между разделами сайта, тоже не сразу понятен, и вводил участников жюри в заблуждение. Наконец, эксперты не смогли найти программы конкретных выставок.

5 место — сайт ресторана «Гринвич». Разработчик — «Студия Лайт»

Замыкает ТОП-5 сайт ресторана «Гринвич», который показался экспертам вполне удобным и понятным. По словам членов жюри, логика сайта считывается одним взглядом. Тем не менее, в оценках многих характеристик эксперты все же разошлись. Так, Николай Гурчинский оценивает ресурс как вполне хорошо сделанный корпоративный сайт с удобной и понятной навигацией, доступными контактами. Николай Глухих напротив, считает, что рассматриваемый сайт обладает спорной навигацией, однако все, что может понадобиться потенциальному гостю ресторана, там есть, хотя и здесь есть свои недоработки. «К сожалению, с сайта нельзя полностью пройти процедуру заказа столика — можно только оставить заявку, да и то на банкет или кейтеринг и ждать обратной связи», — сетует Николай Глухих. Также эксперты предложили сменить приоритеты в меню (вертикальное в горизонтальное и наоборот), а также сделать скрипт более удобным для навигации. Среди других минусов члены жюри отмечают проблемы с фотографиями в меню.

Стоит отметить, что за пределами рейтинга оказались еще 2 сайта, которые чаще других назывались экспертами, но в результате набрали меньше всего баллов и не попали в ТОП-5.

Сайт аэропорта «Толмачево». Разработчик — Royal.

Больше всего нареканий экспертов вызвал сайт новосибирского аэропорта «Толмачево», что впрочем не помешало ему быть названным большим количеством экспертов и претендовать на место в ТОП-5. Среди плюсов сайта члены жюри отмечают многоязычность сайта, а также то, что с его главной страницы имеются входы на все разделы, которые важны пользователю, и сразу интуитивно понятно, что это за ресурс. «Имеются полезные функциональные возможности для пользователей такие как: он-лайн табло, продажа и подбор билетов на самолет и ж/д. Презентация и 3D-панорама добавляют информативности сайту», — рассказывает Клавдия Чалкова.

Вместе с тем, очень многим членам жюри сайт не понравился. «Неудобный, визуально непривлекательный сайт. Пользоваться им крайне сложно», — сетует Ник Запорожский. «Отвратительный сайт — он неимоверно криво открывается с телефона, поэтому сидя в стерильной зоне перед рейсом, тяжело посмотреть, прилетел ли самолет, на котором предстоит лететь. В расписании есть пункты, куда самолеты не летают», — солидарен с коллегой Николай Глухих. Также эксперты отмечают, что флеш-меню сайта немного «напрягает» ввиду непонятности, какой же пункт выбран на текущий момент. «На сайте нелегко найти информацию, особенно пользователям без flash, кроме того, неудобный интерфейс для пассажиров», — отмечает директор коммуникационной группы Petra Владимир Верхоланцев. Также эксперты сетуют на отсутствие ориентации на пассажиров с мобильным интернетом в роуминге. Среди мелких погрешностей сайта — отсутствие контактов на видном месте, использование разных стилей в оформлении текстовых страниц, наличие фотографий не очень хорошего качества, а также пустых разделов.

Сайт компании «ТМХ сервис». Разработчик — JustLook.

Сайт «ТМХ Сервиса», занимающегося ремонтом и обслуживанием тягового подвижного состава, формально не удовлетворяет критериям отбора: он разработан новосибирской веб-студией для московского клиента. Однако учитывая, что он сразу вызвал неоднозначную реакцию отдельных участников жюри, мы решили включить его в рассмотрение вне конкурса. В результате сайт получил наиболее сильный разброс оценок. Некоторые эксперты вообще не смогли разобраться, что это за сайт, и какую цель он несет: представительскую или продажную. «Вообще не понятно о чем сайт. Видимо, имеется в виду надежность в пути к следующему сайту, потому как непонятно, зачем и для чего он делался», — иронизирует Николай Гурчинский. «Скучный, неудобный сайт, который не спасают большие эффектные фотографии», — соглашается с коллегой Ник Запорожский. Не настолько категоричен Александр Горнштейн. По его мнению, с одной стороны сайт выполнен в хорошем стиле, с другой стороны пользователю просто невозможно работать с текстами. Тем самым ресурс больше похож на сайт-картинку. Также эксперты отмечают, что тексты на сайте сложны для понимания простому человеку. А вот Роману Петрову продукт, напротив, понравился. «Я считаю этот сайт хорошим, так как он сразу дает понимание, чем именно занимается компания. Он — „в стиле“, остальное и не так уж важно», — уверен Роман Петров.

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Владимир Завертайлов, директор студии «Сибирикс»:

«На сегодняшний день очень сложно представить такую картину: руководство какого-нибудь завода приходит к разработчикам и говорит: „Мы хотим иметь нескучный корпоративный сайт. В „топку“ все шаблоны, сделайте так, чтобы он вызывал только одну эмоцию — восторг“. Обычно всё ограничивается как раз: „Нужен корпоративный сайт, как у наших партнеров, и ни шаг в сторону“. О каких „лучших корпоративных сайтах“ может идти речь в таком случае? Хотя иногда встречается прогрессивное руководство. Тогда получается относительно свежо, и учитываются все каноны корпоративности. Больше других понимают, что быть скучным невыгодно, IT-компании.

Почему картина в целом (за редкими исключениями) уныла? Мне думается, что дело в шаблонизации сознания. Почему-то большинству компаний никак не идет в голову мысль о том, что сайт должен решать бизнес-задачи. Неужели в них входит репостинг чужих новостей и упражнение в риторике (почитайте любой раздел „О компании“). Подумайте несколько раз, что вы будете писать в раздел „наши преимущества“ перед тем, как его создавать. А, может быть, стоит отказаться от заезженной структуры и подать вашу фирму, что называется, „на блюдечке с голубой каемочкой“?»



Comments are closed.

Так же в номере