Главная » Бизнес » Лизинг поддержали компенсациями

Лизинг поддержали компенсациями

В 2011 году в Алтайском крае начала работу краевая программа поддержки лизинга. За время действия ею успели воспользоваться ряд компаний, которые за счет программы смогли расширить производство и создать новые рабочие места. В подробностях реализации этой и других программ и в том, как они влияют на рынок, разбирался корреспондент «КС».

Полезная программа

В прошлом году на Алтае была разработана и утверждена целевая программа по компенсации затрат предпринимателей по договорам лизинга. Согласно документу лизингополучатели могли рассчитывать на несколько видов господдержки — компенсацию до 50% авансового платежа, компенсацию 2/3 ставки рефинансирования по ежемесячным платежам. Начинающие предприниматели могли претендовать на уплату первого взноса при заключении договора лизинга оборудования.

Итак, программа заработала. По итогам 2011 года правом на компенсацию воспользовались 26 субъектов малого и среднего предпринимательства региона из раличных сфер бизнеса — от пищевой промышленности до машиностроения. В их числе — компании «Триера», «Агрофирма Иван-3», «Спектр-сервис», Калманский комбинат хлебопродуктов, Алтайский завод автотракторного спецоборудования и другие.

Всего предприятия приобрели 74 единицы техники и оборудования, в том числе 12 единиц оборудования, 26 автопогрузчиков, грузовых автомобилей и автобусов, а также 36 единиц сельхозтехники. Общая стоимость приобретенного имущества составила 213 млн рублей. Указанные выше компании создали дополнительно 56 рабочих мест, а уровень зарплаты на них составил 14 тыс. рублей в месяц, что на 1 тыс. рублей выше среднего показателя по краю.

Директор Алтайского филиала ЗАО «Сбербанк Лизинг» Сергей Жилин сообщил, что клиенты компании принимали участие в данной программе. Но «ее эффективность должны оценивать соответствующие комитеты… Это они тратят бюджетные деньги». Вместе с тем, уверен эксперт, подобные программы важны для рынка. «Кто же откажется от «подарков бюджета»? Любые денежные вливания в реальный сектор экономики «оживляют» экономические процессы. Субсидии стимулируют представителей бизнеса к обновлению основных производственных фондов. Это в свою очередь увеличивает продажи поставщиков оборудования/техники и финансовых институтов (банк/лизинговая компания). Применение нового оборудования/техники обязательно скажется на производительности труда, соответственно, увеличит объемы продукции/услуг и т. д., цепочку можно продолжать долго и радостно», — говорит господин Жилин.

Сами получатели поддержки также уверены в полезности программы. Как сообщила «КС» главный бухгалтер ООО «Калманский комбинат хлебопродуктов» Наталья Мясникова, предприятие взяло в лизинг три единицы оборудования для мелкой фасовки муки и крупы. Это позволило расширить производственные мощности. «Мы получили возмещение в размере 50% от авансового платежа по договору лизинга. Эту весомую сумму направили на погашение текущих лизинговых платежей. Сейчас компания продолжает получать компенсацию 2/3 ставки рефинансирования. Программа очень полезна для бизнеса региона, так как у компаний каждая копейка на счету, и дополнительные денежные поступления — всегда большое подспорье», — отметила госпожа Мясникова.

Аналитики более критичны в оценке алтайской программы поддержки лизинга. «Претендовать» — это главное, что могут предприятия МСБ в рамках данной программы. Скорее всего, не более чем претендовать», — оценивает алтайскую программу главный экономист УК «Финам Менеджмент» Александр Осин. По словам эксперта, экономика края — это порядка 25 млрд рублей. Из них, исходя из средних российских данных, порядка нескольких процентов составляет вклад в ВРП предприятий неторгового малого бизнеса. На Алтае эта доля должна быть больше средней в РФ в связи с сильным, в 18% ВРП, аграрным комплексом. Иными словами, спрос на кредиты и лизинг составляет в крае для неторговых МСБ несколько миллиардов рублей, но администрация в силу своего бюджета обеспечивает поддержку лишь для кредитов в несколько сотен миллионов рублей.

«В такой ситуации коррупционная емкость программы очень велика, необходимо при отсутствии средств проводить по крайней мере конкурсы для того, чтобы распределить пусть небольшую поддержку, но для максимального числа предприятий. Хотя в целом проблема не в поддержке как таковой, а в способности федерального и регионального бюджетов обеспечить инвестиционную перестройку экономики, создав базу для партнерства с частным бизнесом», — добавляет господин Осин. Однако стоит отметить, что «КС» неизвестны какие-либо факты нарушений при распределении компенсаций за лизинг.

Приятные итоги

В 2011 году рост российского рынка лизинга несколько замедлился, хотя по сумме нового бизнеса стал рекордным за всю историю наблюдений. По данным аналитиков, лизингодатели заключили новых сделок на 1,3 трлн рублей — на 79% больше, чем в 2010 году (прирост рынка в 2010 году составил 130%). «При этом следует заметить, что более половины нового бизнеса «дали» Москва и ЦФО. С моей точки зрения, это говорит о том, что административный центр страны быстрее оправился от кризиса и продолжил стабильное развитие. Кроме того, Москва — это центр принятия решений, поэтому все крупнейшие сделки (авиатехника, ж/д транспорт — их доля в сделках 2011 года порядка 60%) заключаются именно там», — отмечает Сергей Жилин.

Базируясь на рыночных оценках и данных о структуре экономики региона, эксперты отмечают, что объем рынка лизинга СФО равен приблизительно 70 млрд рублей, на рынок автотехники приходится четвертая часть. Как отмечает Александр Осин, рынок вырос в прошлом году на 25% в рамках общего увеличения инвестиционного спроса и улучшения качества предложений лизинговых компаний и банков. Впрочем, на докризисные уровни рынок выйдет лишь в ближайшие годы.

«В Алтайском крае негативные последствия кризиса более заметны, да и у потенциальных клиентов появилась некая «фобия» заемных средств. Традиционно Алтай — это акцент на представителей малого и среднего бизнеса. Центр финансового притяжения — сельское хозяйство, пищевое производство и торговля», — говорит об основных тенденциях развития алтайского рынка лизинга Сергей Жилин.

Поддержку расширят

В 2012 году власти Алтайского края приняли решение продолжить реализацию программы поддержки лизинга. На эти цели из краевого бюджета будет направлено 5 млн рублей, еще 20 млн планируется привлечь из федерального. При этом по 45 договорам лизинга, заключенным в прошлом году, оказание господдержки будет пролонгировано и в 2012 году. «В этом году на территории региона будет продолжено предоставление финансовой поддержки предпринимателям, чьи проекты предусматривают приобретение новой техники, оборудования, модернизацию производственных процессов», — подчеркнули в Управлении Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры.

В 2012 году поддержка лизинга будет осуществляться в рамках и еще одной программы (на сей раз уже федеральной) — обновления парка сельхозтехники. По ней регион уже получил 521 млн рублей. «В Алтайском крае более 150 сельхозтоваропроизводителей стали участниками этой программы. Они приобретут 220 единиц техники в лизинг по привлекательным условиям — без дополнительного гарантийного обеспечения, без авансового платежа и с отсрочкой оплаты первого лизингового платежа на шесть месяцев», — отметил вице-губернатор Александр Лукьянов.

По его словам, в регион уже начала поступать сельскохозяйственная техника в рамках программы. В данный момент в край уже доставлено 14 единиц тракторов К-744 различных модификаций. Напомним, ускорить сроки поставки машин до наступления основного цикла сельскохозяйственных работ удалось за счет предварительной договоренности губернатора Александра Карлина с руководством ЗАО «Петербургский тракторный завод».

Другой программой, носящей более локальный характер, может стать развитие программы приобретения белорусской лизинговой техники для производства льна. Такое предложение обозначило руководство Белоруссии во время недавнего визита в эту страну сибирской делегации. «Более того, в ходе встречи мы получили согласие при условии большого количества приобретаемой техники организовывать на нашей территории центры по ее обслуживанию и техническому сопровождению, а в дальнейшем — создавать совместные производства. В продолжение этой темы в крае планируется проведение большого совещания с участием вице-губернаторов и начальников управлений администрации края, которые курируют тему развития производства и переработки льна в регионе. На него также приглашены должностные лица и руководители белорусских предприятий данного профиля, в том числе посол Белоруссии в России. Уверен, что на нем удастся закрепить имеющиеся договоренности и конкретизировать направления предстоящей работы», — рассказал принимавший участие во встрече спикер Алтайского краевого Законодательного собрания Иван Лоор.

В 2012 году аналитики предрекают российскому рынку лизинга замедление темпов развития после бурного роста предыдущих лет, который составил 130% в 2010 году и 80% в 2011-м. «Мы ожидаем резкого замедления темпов роста рынка в 2012 году из-за эффекта высокой базы, ожиданий негативных изменений в законодательной базе и роста ставок по привлеченным ресурсам, — говорит руководитель отдела рейтингов кредитных институтов «Эксперт РА» Станислав Волков. — По нашей оценке, темп прироста новых сделок не превысит 20%, а их сумма — 1,5 трлн рублей».

В Алтайском крае, как отмечают эксперты, ситуация будет лучше общероссийской. Причина — в работе обозначенных выше госпрограмм, которые не дадут рынку «просесть». Впрочем, для алтайского рынка лизинга никогда не были характерны сильные колебания, даже в период кризиса. В общем, 2012 год будет для регионального рынка годом умеренного роста, как и предыдущие периоды.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Марк Горелик, директор по продажам ЗАО «ЦЕНТР-КАПИТАЛ»:
— В прошлом году частные лизинговые компании всерьез столкнулись с проблемой монополизации рынка компаниями с госучастием, которые имеют доступ к более дешевым и долгосрочным источникам финансирования. В последние годы госкомпании стали активно наращивать свое присутствие в сегментах лизинга автотранспорта и спецтехники для малого и среднего бизнеса, таким образом, усиливая конкурентное давление в рыночных нишах, традиционных для частных лизинговых компаний.

Также в конце 2011 года на российском рынке произошло увеличение стоимости кредитных ресурсов на срок от 1 года в среднем на 1–2% годовых. В связи с этим лизинговые компании были вынуждены соответственно повысить стоимость новых лизинговых продуктов. Более строгими стали и требования к качеству финансового состояния лизингополучателей.

Не перестает быть актуальной проблема несовершенства законодательства. К сожалению, лизингодателям все сложнее защищать свои интересы, когда речь идет о расторжении лизинговых договоров по причине неисполнения лизингополучателями своих обязательств.

Если говорить о прогнозах по ситуации на рынке на 2012 год, то мы ожидаем увеличения спроса на лизинг транспортных средств и спецтехники со стороны предприятий малого и среднего бизнеса. Наша компания планирует дальнейшее развитие данного направления, а также продолжит разработку партнерских программ с поставщиками спецтехники и оборудования, реализация которых позволяет компании предлагать клиентам лизинговые продукты со сниженным процентом среднегодового удорожания предметов лизинга за счет скидок, получаемых от поставщиков.



Comments are closed.

Так же в номере