Главная » Экономика » Превосходство в воздухе планирует завоевать Красноярск

Превосходство в воздухе планирует завоевать Красноярск

Красноярские власти хотят предоставить для иностранных грузовых авиаперевозчиков режим «открытого неба». Эксперты считают, что такая мера позволит местному аэропорту стать конкурентом Алма-Аты и Анкориджа на межконтинентальных перелетах, привлечь дополнительные средства и способствовать развитию хаба. Однако федеральные власти относятся к инициативе осторожно, полагая, что из привлеченных средств в российский бюджет попадет немного.

Правительство Красноярского края готовит в федеральные органы власти обращение с просьбой о введении режима «открытого грузового неба» для иностранных авиаперевозчиков, планирующих посадки в аэропорту Емельяново. Об этом заявил региональный министр промышленности и энергетики Денис Пашков на круглом столе «Открытое грузовое небо Красноярска как способ регионального развития», прошедшем в рамках Красноярского экономического форума.

Речь идет, в частности, о трансконтинентальных перелетах между Европой и Юго-Восточной Азией, а также кроссполярных перелетах. В настоящее время иностранные компании предпочитают делать в этих случаях промежуточные посадки в Алма-Ате (Казахстан) или Анкоридже (США), где предлагаются более выгодные условия, хотя это существенно увеличивает продолжительность полета. Исключение составляет только авиакомпания Lufthansa Cargo. «Сегодня отношения с грузовыми авиакомпаниями таковы, что они летают в обход Сибири. Эту ситуацию нужно изменять. Отсутствие решений для иностранных компаний не позволяет реализовывать потенциал аэропорта. Поэтому я считаю, что политика «открытого неба» для грузовых авиаперевозчиков — серьезный шаг для развития транзитного потенциала страны. Это также даст синергетический эффект для экономики региона», — уверен Пашков.

Перспективность красноярского аэропорта в качестве международного хаба высоко оценивают и зарубежные эксперты.

«Конкурентное преимущество Красноярска заключается в сокращении времени и экономии топлива для авиакомпаний. Таким образом, Красноярск может стать основным транссибирским и кроссполярным хабом. Так, полет из Франкфурта до Пекина с остановкой в Красноярске удлиняет маршрут всего на 9 км в сравнении с беспосадочным перелетом, из Хельсинки в Гонконг — на 40 км. Это выгоднее, чем останавливаться в Казахстане. При этом Анкоридж получает около $1 млрд в год за счет своего статуса, Красноярск мог бы претендовать хотя бы на часть этой суммы», — отметил управляющий партнер Strategic Aviation Solutions International (SASI) Стенли Райт.

По мнению Игоря Каталевского, генерального директора компании «Интерпорт» (инвестор грузового терминала красноярского аэропорта), либерализация порядка получения иностранными компаниями коммерческих прав на выполнение полетов через Красноярск станет ключевым для создания хаба, что позволит привлечь 200 тыс. тонн груза в год, создать 2 тыс. новых рабочих мест, даст аэропорту дополнительную выручку 7 млрд рублей в год, поступления от налогов и сборов — 1,5 млрд. При этом за счет косвенных эффектов указанные суммы могут быть удвоены.

Отметим, что эти данные существенно превышают нынешние показатели: красноярский аэропорт по итогам 2011 года перевез 16 800 тонн грузов, что на 34% больше, чем годом ранее. Для сравнения: аэропорт Толмачево, расположенный в соседнем Новосибирске (который также мог бы выиграть от «открытия неба»), согласно ежеквартальному отчету, в ушедшем году обслужил 21 тонну грузов (прирост 8,2%).

«Сегодня сложилась странная ситуация — и частные инвесторы, и само государство инвестируют значительные средства и одновременно ограничиваются в возможности создаваемой инфраструктуры из-за сложности получения коммерческих прав. Объем операций и грузов недостаточен для окупаемости инфраструктуры», — добавил он.

Заинтересованность в «открытии неба» выразили и представители красноярского аэропорта.

«В настоящее время очевидной проблемой выбранной бизнес-модели является отсутствие прямых грузопотоков через аэропорт Красноярска. Большая часть авиагрузов является импортной и перевозится через Москву, что существенно удорожает логистику грузопотоков. Потому считаем, что открытие неба Красноярска станет одним из факторов, которое лягут в основу развития региональной авиации, восстановления межрегионального воздушного сообщения», — считает член совета директоров аэропорта Емельяново Андрей Августинович.

В свою очередь заместитель министра транспорта РФ Валерий Окулов смотрит на перспективы «открытого неба» не столь оптимистично.

«Мне понятно, почему авиакомпании выходят на аэропорты и подзуживают их добиваться предоставления коммерческих прав. Но права предоставляются не компаниям, а государствам, причем мы настаиваем, чтобы это происходило на условиях взаимного обмена и паритета. Приведенные аргументы предоставления прав полета через Красноярск совершенно правильные, обоснованные, хорошо посчитанные. Есть только один нюанс: аэропорты, конечно, будут зарабатывать, но авиакомпании налоги платят не у нас. Поэтому мы заинтересованы, чтобы наши авиакомпании получали аналогичные права в других странах и платили налоги здесь», — считает замминистра.

В свою очередь генеральный директор управляющей компании группы «Кратос» Александр Зубов считает, что предоставление «открытого неба» выгодно и для бюджета. По его оценкам, в стране в ближайшие десятилетия количество грузовых судов на маршрутах будет составлять около 30, при том что аэропортов, претендующих на звание хаба, — около 15. Таким образом, покрыть потребности аэропорта внутренними силами будет невозможно. «Нужно обратить внимание на эффект от прихода Lufthansa Cargo в Красноярск. Несмотря на то что компания не платит налоги в России, ее доля в совокупной выручке аэропорта, по моим оценкам, составляет около 35%. Только на этом доходы российского бюджета могут быть огромными», — отмечает Зубов.

Добавим, что на итоговом брифинге, отвечая на вопрос корреспондент «КС», Валерий Окулов отметил, что власти не собираются создавать для красноярского аэропорта особых условий работы. «Никаких эксклюзивных условий для Красноярска не предполагается, для нас нет никакой разницы между Красноярском и, например, Новосибирском. Авиакомпании будут сами выбирать, где им производить посадку. И существование такой альтернативы и конкуренции — это хорошо для авиакомпаний и всей отрасли. Мы уже сейчас видим, что в обоих аэропортах объемы перевозки грузов растут, имеет место борьба за клиента, что сказывается и на ценах на наземное обслуживание и его качестве», — сказал Окулов.



Comments are closed.

Так же в номере