Главная » Стиль жизни » В битве биг-бендов победила музыка

В битве биг-бендов победила музыка

Международный джазовый фестиваль Sib Jazz Fest, под знаком которого прошла вся неделя с 14 по 17 ноября, завершился ударным пятичасовым концертом на сцене ДКЖ. Совместное выступление двух крупнейших джазовых составов, новосибирского биг-бэнда Владимира Толкачева и биг-бэнда под управлением москвича Анатолия Кролла, прозвучало мощным финальным аккордом.

Живая легенда

Sib Jazz Fest открылся 14 ноября выступлением легендарного гитариста Джона МакЛафлина в сопровождении группы The Fourth Dimension. Те, кто знает и любит МакЛафлина еще с далеких 70-х, ждали кумира с замиранием сердца. Многие ради этого выступления приехали из других городов, были и те, кто специально прилетел из Москвы. К счастью, ветеран джаз-рока и энтузиаст world music не подкачал. Он явился бодрым, подтянутым, сосредоточенным. И с первой же композиции задал бескомпромиссный уровень. Полуторачасовой сет, презентующий новый альбом Now Here This, шел по нарастающей. Чистая энергия музыки, тщательно выстроенная драматургия концерта, настоящий импровизационный драйв — это был действительно высший класс. Примерно на двадцатой минуте МакЛафлин начал улыбаться, чуть позже — пританцовывать в такт музыке, в финале бисировал и даже провел автограф-сессию. После такого начала Sib Jazz Fest был просто обречен на успех.

Триша Бутте из Норвегии

В последующие три дня концерты строились по одному принципу и объединяли по три разножанровых сета. Горячая женщина Триша Бутте родом из Нового Орлеана представляла Норвегию, переехать в которую решила вслед за мужем. Этой яркой певице подвластны разнообразные стили и направления, однако она с удовольствием отдает должное классическим образцам. «Без Луи Армстронга не было бы ни Диззи Гиллеспи, ни Майлза Дэвиса. Все развивается последовательно, и каждый внес свой вклад в нужное время. Поэтому когда мои ученики стремятся сразу играть авангард, я объясняю им, что нужно начинать с азов — это то же самое, что уважать своих предков», — рассказала Триша, которая к тому же обладает докторской степенью по истории музыки. На сцену ДКЖ она вышла вместе с джаз-оркестром «Сибирский Диксиленд».

Еще однин корифей

Каждый новый исполнитель и коллектив были по-своему интересны и необычны. Сarlo Actis Dato Quartet из Италии, кроме музыки, показал настоящее интерактивное шоу, «А»-бэнд и Ада Дайер (вокал, США) продемонстрировали высокий класс, как, впрочем, и американская команда Creative Collective. Легендарный французский джазовый скрипач Жан-Люк Понтии, давний партнер Джона МакЛафлина по Mahavishnu Orchestra, рассказал со сцены, что Новосибирск для него — особенный город. «Десять лет назад мне довелось выступать вместе с Вадимом Репиным, и это выступление произвело на меня сильнейшее впечатление. Я считаю Вадима Репина выдающимся скрипачом нашего времени, и Новосибирск для меня — это в первую очередь его родина», — отметил Жан-Люк Понтии.

Джазовое разнообразие

The Rosenberg trio из Нидерландов, первая джазовая леди Германии Сильвия Дросте, оригинальный русско-американский квартет с программой «Посвящение Херби Хэнкоку» и финальная битва биг-бендов, во время которой на сцене одновременно было около 40 человек. «Совместные выступления таких внушительных коллективов — большая редкость. Последний раз вместе биг-бенды такого уровня выступали в нашем городе больше десяти лет назад, тогда партнером биг-бенда Владимира Толкачева выступил биг-бенд Олега Лундстрема», — рассказал директор Новосибирской филармонии Александр Назимко. Всего в программе Sib Jazz Fest наряду с новосибирскими музыкантами выступили 49 приглашенных исполнителей, в числе которых 26 зарубежных джазменов.

Свободная стихия джаза

На финальном джем-сейшене, который проходил в «Azimut Отель Сибирь», фестивальная стихия разбушевалась вовсю. Хотя некоторым зрителям, безусловно, хотелось бы видеть во время всего фестиваля чуть больше раскрепощенности и чуть меньше академичности. Бархатные кресла гостеприимного ДКЖ, бесспорно, комфортабельны, но помещение в целом, на наш взгляд, не вполне соответствует свободолюбивой натуре джаза. «Мы регулярно бываем на ведущих джазовых фестивалях мира, и большинство из них проходят под открытым небом, сразу на нескольких площадках. Однако в Новосибирске мы пока не видим подходящего пространства. Существующие ночные клубы, которые, возможно, могли бы стать местом проведения некоторых концертов, не проявляют энтузиазма по отношению к джазовой музыке», — рассказал Александр Назимко. В будущем, по его мнению, фестиваль будет расти и развиваться. Возможно, одним из направлений станет создание конкурса молодых исполнителей, который будет предшествовать основной программе и даст возможность лучшим из них выступить в одной обойме с признанными мастерами.

Подводя итоги

Кирилл Мошков, постоянный ведущий концертов фестиваля и главный редактор единственного в России специализированного журнала «Джаз.Ру», отметил: «В России не так много фестивалей, где ведется внятная артистическая политика международного уровня, организаторы свободно изъясняются на английском, могут на высоком уровне провести переговоры, знают, как оперировать на международном рынке. Sib Jazz Fest, безусловно, к числу этих фестивалей относится и является в их ряду ощутимым брендом». Признанием успешности фестиваля Sib Jazz Fest можно считать и его включение в программу Культурной Олимпиады «Сочи 2014».

ИЗ ЗРИТЕЛЬНОГО ЗАЛА

Роза Литвиненко, кинокритик:

— В первую очередь хотелось бы сказать огромные слова благодарности Новосибирской филармонии и всем, кто принял участие в организации этого прекрасного события. Sib Jazz Fest сделал из нашего провинциального города столицу, хотя бы и столицу джаза. Очень горжусь, что живу в Новосибирске.



Comments are closed.

Так же в номере