Главная » Стиль жизни » «Синие носы» и все-все-все

«Синие носы» и все-все-все

В России сегодня из всех искусств больше всего внимания привлекает искусство современное, или, как говорят еще, актуальное, события в этой, казалось бы, узкой и специальной сфере вызывают наибольший общественный резонанс. Можно вспомнить истории национального масштаба — скандалы с «Целующимися милиционерами» наших «Синих носов» или группой «Война». Не исключение и Новосибирск.

Проекты начавшего работать год назад Сибирского центра современного искусства (СЦСИ) вызывали бурную реакцию, иногда неоднозначную — от абсолютного восторга до полного неприятия. Отзывы в прессе и обсуждения выставок показали, что проблема непонимания и неприятия современного искусства коренится главным образом в недостаточной информированности и широкой публики, и даже художественных кругов. Мало кто представляет, как развивалось российское и мировое искусство последние несколько десятилетий. Недостатки образования и нехватка информации — основная причина непонимания. К сожалению, так обстоит дело почти во всей стране. Исключения — Пермь, отчасти Екатеринбург и Нижний Новгород.

Фестиваль «Синие носы» представляют» — в первую очередь образовательно-просветительский проект, цель которого — познакомить сибиряков с фигурами первого ряда в российском современном искусстве, ввести публику в контекст и проблематику contemporary art. Фестиваль будет дополнен циклом публичных лекций видных российских кураторов, критиков и искусствоведов. Собственно, под эту просветительскую программу (фестиваль плюс лекции) министерство культуры Новосибирской области выделило грант.

Арт-группа «Синие носы» — одно из самых ярких явлений российского современного искусства последнего десятилетия, художники — участники важнейших событий европейского масштаба, начиная с Венецианской биеннале. До недавнего времени творчество этих художников было больше известно в столице и за рубежом, нежели в родном городе. СЦСИ активно сотрудничает с «Синими носами», представляя их творчество как в Новосибирске, так и в городах региона (Кемерово, Барнаул, Тюмень, на очереди — Красноярская музейная биеннале). Каждая их выставка имеет оглушительный успех, пример — последняя Музейная ночь. «Синие носы» сегодня являются своеобразным узнаваемым «брендом», под которым легче всего знакомить сибиряков с современным искусством. Отсюда и форма фестиваля — так сказать, друзья и знакомые Кролика.

Фестиваль современного искусства «Синие носы» представляют» пройдет с 6 по 8 сентября на площадках Сибирского центра современного искусства, кинотеатра «Победа», Новосибирского городского драматического театра под руководством Сергея Афанасьева. «Синие носы» на первый фестиваль пригласили своих друзей и коллег разных поколений: Олега Кулика, Евгения Митту, Апполинарию Броше. В программе фестиваля — выставки, кино, опера, театр.

Центральная фигура фестиваля — Олег Кулик. Публика знает Кулика исключительно как «человека-собаку», хотя от тех скандальных перформансов художник уже бесконечно далек. Кулик — один из самых известных в мире представителей актуального российского искусства, его работы выставлялись в Русском музее и Государственной Третьяковской галерее, а также в самых известных музеях и галереях мира: в галерее Tate Modern и Музее Фрейда в Лондоне, Музее Lehmbruk в Дуйсбурге, Музеях современного искусства Рима, Вены, Антверпена и Будапешта, в Швейцарии, Германии и Японии, в Музее Гуггенхайма в Нью-Йорке и Бильбао.

В последнее время выступает как куратор (российская премия «Инновация» за кураторский проект, куратор фестиваля ленд-арта «Архстояние») и театральный постановщик (опера «Вечерня Богородице» Клаудио Монтеверди в парижском театре Шатле в 2009 году, оратория «Мессия» Генделя там же, премьера состоялась в марте 2011 года). Вот как раз оперу «Вечерня Богородице» и представит Олег Кулик на фестивале — 8 сентября в кинотеатре «Победа». Кроме того, 6 сентября выставкой «Олег Кулик + «Синие носы» и откроется фестиваль, а 7 сентября днем Кулик проведет мастер-класс с показом видеодокументации своих перформансов.

Другое событие, связанное с Куликом — показ спектакля «Олег Кулик. Игра на барабанах» (копродукция театра «Практика»/театра и клуба «Мастерская») на площадке театра п/р Сергея Афанасьева 7 сентября. Один из режиссеров спектакля — Эдуард Бояков, основатель театра «Практика», известнейший в театральном мире человек, придумавший премию «Золотая маска». В прошлом году он инициировал проект «Человек. doc» — цикл из десяти спектаклей о культурных героях наших дней. Это документальный театр в чистом виде, о котором в Новосибирске мало кто даже слышал. В Москве же спектакль играют и на самых модных площадках, куда приходят вполне светские персоны (такие, допустим, как банкир Петр Авен), и на пикнике журнала «Афиша». Спектакль — первое, кстати, появление театра «Практика» в Новосибирске. Выбор площадки тоже не случаен — театр Афанасьева отметился в «новой драме», и недавний его спектакль «Танец Дели» в сентябре едет в Пермь на фестиваль «Текстура», один из организаторов которого как раз Бояков, а в прошлом году гостем «Текстуры» был Олег Кулик. Так сопрягаются далековатые, казалось бы, материи.

В программе фестиваля также два документальных фильма Евгения Митты — художника, режиссера, дизайнера, галериста, успешного ресторатора, сына замечательного режиссера Александра Митты. Евгений снял два фильма из цикла «Антология современного искусства» — «Олег Кулик. Вызов и провокация» и «Виноградов и Дубосарский. Картина на заказ». Фильмы — отличная возможность ближе познакомиться с творчеством художников, понять логику их эволюции, прислушаться к их аргументам. Может быть, после просмотра кто-то из яростных противников современного искусства станет терпимее. Показы состоятся в кинотеатре «Победа» 6 и 7 сентября.

«Синие носы», как они сами себя характеризуют, делают искусство для пионеров и пенсионеров. Пенсионеры (с долей условности) — это, понятно, они сами, Кулик и Митта. А пионерка — молодая художница Апполинария Броше, дочь издателя и коллекционера Пьера Броше и художницы Аннушки Броше. В свои 14 лет она — автор проекта «Осторожно», показанного в этом году в Московском музее современного искусства в рамках фестиваля «Мода и стиль в фотографии». Апполинария представила фотографии своих сверстниц в рискованных интерьерах. Выставка откроется 8 сентября и будет работать (как и выставка Олега Кулика) до конца месяца.

Фестиваль планируется сделать регулярным, проходящим один – два раза в год, с приглашением не только художников, но и музыкантов, артистов, поэтов. Хочется верить, что и масштабы мероприятия со временем расширятся — родственников и друзей у Кролика достаточно.



Comments are closed.

Так же в номере