Главная » Общество » Пешеход всегда прав

Пешеход всегда прав

Создание пешеходных пространств в мегаполисах — явление далеко не новое. Зарубежный опыт показывает, что устройство пешеходных улиц в центре города со сложившейся инфраструктурой — применимое решение. Новосибирск небогат на пешеходные площадки не только по сравнению с городами Европы, но и с другими городами России. Сегодня, благодаря инновационному проекту Interra, в столице Сибири заговорили о воплощении в жизнь утопической, на первой взгляд, идеи о постепенном превращении улицы Ленина в пешеходную.

В Новосибирске исторически сложились очевидные для всех проблемы с организацией пешеходного пространства. В городе просто отсутствуют переулки возрастом более века, где движение автотранспорта не планировалось бы изначально. Тем не менее, это может сыграть свою положительную роль, так как при создании современных пешеходных зон перерожденные улицы становятся многофункциональными: улучшается торгово-развлекательная индустрия, появляются инновационные и культурные проекты и объекты.

Эту составляющую пешеходных улиц особенно подчеркивает руководитель культурной программы форума Interra Алексей Казаринов: «Interra-стрит» покажет, какого политического, экономического, креативного эффекта можно достичь с помощью пешеходной улицы. Если за один день получится показать выгоду пешеходной зоны для инфраструктуры, то мы надеемся превращать улицу Ленина в пешеходную хотя бы два воскресенья в месяц. Постоянно это пока трудно реализовать с точки зрения логистики, а в выходные автомобильный поток по этой улице небольшой. Думаю, постепенно это стало бы хорошей традицией, к которой подготавливались бы культурные мероприятия, возможно, образовались бы уличные театры. Кроме того, на улице Ленина находится около сорока кафе и ресторанов, три гостиницы, несколько банкоматов и исторических памятников, в том числе здание эпохи конструктивизма. Interra делает попытку просчитать позитивный эффект для города от наличия в нем пешеходных улиц».

Появление пешеходных улиц в современных городах — реакция на неприспособленность городской среды к проживанию в ней человека. Парковые и пешеходные зоны преображают город, делают его комфортным и приятным для жизни. На этом заостряет внимание архитектор Александр Ложкин: «Я считаю, что постепенное превращение улицы Ленина в пешеходную — хорошая и правильная идея. Сейчас это огромная парковка автомобилей, и даже сложно говорить о какой-то серьезной логистической загрузке этой дороги, так как там «течет» слабенький «ручеек» движения. Она, конечно, играет роль в транспортной ситуации, но ее закрытие трагедией не будет. Главное — решить проблему парковочных мест. Пешеходная улица в центре Новосибирска — уже необходимость. Это повышение уровня комфорта проживания в городе, стимулирование общественной жизни и активности. Тенденция сегодня такова, что центры крупных городов превращаются в пешеходные. В Новосибирске первым шагом на этом пути могло бы стать преобразование улицы Ленина».

Тем не менее, начальник управления архитектуры и градостроительства Игорь Лукьяненко сомневается, что именно улица Ленина лучше всего подходит для решения вопроса по благоустройству пешеходных зон: «Я работал в проектном институте и участвовал в конкурсе на пешеходную улицу Ленина. Это было, если я не ошибаюсь, в 1985 году. Если больше чем за 20 лет улица Ленина не стала пешеходной, не думаю, что это произойдет в последующие 10 лет. Основная причина — невозможность перекрытия движения по улице Ленина. Это повлечет за собой большие проблемы с трафиком в центральной части города. С моей точки зрения, городские набережные куда интереснее в плане организации пешеходных зон. Если природа сама подарила нам возможность прогуляться возле такой красивой реки как Обь, есть необходимость организовывать пешеходное движение у воды. Гораздо приятней проводить досуг на свежем воздухе, вдали от пыли Красного проспекта, но географически практически в центре. Я не против пешеходной улицы Ленина в принципе. Я сам 25 лет назад рисовал ее проект, украшая ее искусственной речкой, зимой застывающей в каток. Наверное, когда мы запретим движение личного автотранспорта по центру города, мы обязательно вернемся к этому вопросу и превратим улицу Ленина в пешеходную.

Сегодня есть другие интересные идеи. Например, пешеходный театральный бульвар от Театра музыкальной комедии до «Глобуса». Он ляжет там, где сейчас располагаются трамвайные линии (их перенесут) мимо восточного двора Театра оперы и балета и далее по Каменской. Также в ближайших планах благоустройство Октябрьского бульвара от улицы Кирова до улицы Большевистской. Все это более актуально, нежели пешеходная улица Ленина. Я считаю, что искусственное создание пешеходных улиц, без градостроительного осмысления, не дает сильного эстетического эффекта. Не так давно был в Пензе, где попытались, перекрыв одну из центральных улиц, создать свой Арбат. Если честно, получилось не вполне удачно. Что касается задач улицы Ленина, то важнее задуматься о правильной организации парковочного пространства на этой территории.

Кстати, сейчас рассматривается вопрос о создании парковочной и прогулочной территории под площадью Ленина — многоуровневом подземном сооружении, где на верхнем этаже располагались бы бутики и ресторации, а на нижних — парковочные места. Мне кажется, в условиях Сибири это будет даже интересней, чем создание наземных прогулочных улиц». Несмотря на то что последняя мысль звучит довольно угрожающе, скорее всего, в связи с масштабностью проекта, реалии подземных прогулок, описанные многими поколениями писателей-антиутопистов, новосибирцев не коснутся.

Также в неопределенном будущем, помимо организации пешеходных улиц, планируется открытие восточного дворика за Театром оперы и балета. Заместитель директора по эксплуатации и строительству НГАТОиБ Андрей Лазарев так комментирует сложившуюся ситуацию: «У нас есть проект благоустройства территории, прилегающей к Театру оперы и балета с восточной стороны, но когда он воплотится в жизнь, я сказать, к сожалению, еще не могу. На каждом этапе строительства у нас разные подрядчики, обладающие лицензией Министерства культуры и выбранные в конкурсе. Проект будет содержать массу приемов создания архитектурной композиции, связанных с историей строительства театра, его внутренним и внешним убранством.

За время работы был изучен пласт информации из наших архивов, который позволил воссоздать изначальный замысел строителей театра. В итоге у нас будет большая территория, огороженная высоким декоративным забором с элементами подсветки и автоматизированными воротами и калитками. Внутри будет своеобразный дендрарий с дорожками и скамейками. Строительство значительно осложняется из-за большого количества инженерных коммуникаций на данной площади. Из-за этого не будет крупных посадок, а только невысокий кустарник, который легко заменить в случае технических работ». Данная зона из-за своей закрытости вряд ли окажет значительное влияние на окружающую инфраструктуру, но ее постройка, возможно, ускорит создание задуманного Театрального бульвара и перенесение неудобных трамвайных линий.

Если открытие пешеходных зон станет на повестку дня, и где-либо в центральной части города состоится открытие прогулочных улиц, можно надеяться, что возникнет определенная уличная культура, которая в Новосибирске представлена пока еще очень слабо, и, как следствие, событийный туризм. Например, при открытии улицы Ленина все музыкальные ансамбли, которые периодически собираются возле Универсама могли бы переместиться на более подходящее для этого пространство, а ареал гуляния новосибирцев вырос бы с Первомайского сквера, где почти полностью отсутствует инфраструктура, до ближайшей, одной из самых красивых в городе улиц.



Comments are closed.

Так же в номере