Главная » ИТ » В перспективе на рынке связи останется не более пяти-шести универсальных операторов

В перспективе на рынке связи останется не более пяти-шести универсальных операторов

Компания «ТТК-Западная Сибирь» продолжает собственными силами активно расширять присутствие на сибирском рынке. Основные силы компании направлены на рынок физических лиц, где компания планирует нарастить абонентскую базу до 120 тысяч пользователей к концу 2011 года. О том, как изменилась конкуренция на рынке с объединением «Ростелекома», а также экспансией федеральных операторов, сможет ли высокая стоимость аренды столбов привести к полному уходу с рынка мелких провайдеров, а также, как ТСЖ тормозят развитие операторов в Новосибирске, корреспонденту «КС» АЛЕКСАНДРУ МЕСАРКИШВИЛИ рассказал генеральный директор «ТТК-Западная Сибирь» АЛЕКСАНДР СОЛОВЬЕВ.

— Как вы оцениваете итоги I-го полугодия для компании «ТТК-Западная Сибирь»? Удалось ли достичь желаемых показателей? Можете ли назвать ключевые цифры, характеризующие ваше развитие?

— По итогам первого полугодия работы «ТТК-Западная Сибирь» (ТТК-ЗС) могу с уверенностью сказать, что мы выполнили все планы на 103%, в том числе по доходам. Количество абонентов ТТК на территории Западной Сибири превысило 100 тысяч интернет-пользователей — это важная для нас отметка. До конца 2011 года мы планируем увеличить абонентскую базу до 120 тысяч человек. Сейчас ТТК-ЗС активно развивает сеть связи в малых городах Сибири: недавно мы вышли на рынок широкополосного доступа в Интернет (ШПД) Барабинска, Камня-на-Оби, Славгорода, Искитима, Белово. Сегодня мы оказываем услуги связи в 14 городах региона. До конца года возможность подключиться к домашнему Интернету от ТТК будут иметь жители более 20 сибирских городов.

— Каковы стратегические планы развития «ТТК-Западная Сибирь» в 2011 – 2015 годах? Можете ли озвучить объем инвестиций в развитие компании в Сибирском регионе?

— В соответствии со Стратегией 2011 – 2015, приоритетом для бизнеса ТТК является развитие розничных продаж услуг ШПД. До конца 2015 года мы планируем инвестировать в это направление порядка 1,5 млрд руб. Основная часть средств будет потрачена на строительство «последней мили». Если в настоящий момент доля ТТК на розничном рынке ШПД Западной Сибири составляет порядка 10%, то до конца 2015 года мы планируем занять порядка 20% регионального рынка.

— На сегодняшний день ТТК занимается как продажей Интернета конечным абонентам (Интернет «последней мили»), так и другим провайдерам (магистральный Интернет). Какой из этих двух сегментов для вашей компании наиболее интересен и стратегически важен? Как сейчас распределяется выручка между двумя этими сегментами и как это соотношение будет меняться в будущем?

— Стратегическая задача ТТК — к 2015 году занять прочное место в ТОП-5 российских операторов связи. Каждое из направлений бизнеса компании стратегически важно для нас. Розничные продажи ШПД являются несомненным приоритетом. На территории Западной Сибири мы продолжаем активно строить городские сети и подключать абонентов. Именно в это направление сейчас инвестируются основные средства. К концу 2015 года доля розничного бизнеса в общей выручке ТТК-ЗС увеличится в несколько раз и превысит 45%.

Параллельно для удержания доли на магистральном рынке мы продолжаем работу с предприятиями и операторами связи. Наряду с предоставлением услуг компаниям-операторам и корпоративным клиентам крайне важной является работа с представителями среднего и малого бизнеса. Кроме того, мы продолжаем вкладывать деньги в расширение и модернизацию магистральной сети.

— Как я понял, новая стратегия группы компаний ТТК на 2011 – 2015 годы, принятая весной этого года, ориентирована на работу именно с физическими лицами. По какой причине приоритетом является именно это направление?

— Причина достаточно проста. Основной доход на российском рынке связи сегодня генерируется за счет конечного потребителя. Розничный рынок ШПД демонстрирует активный рост и обладает огромным потенциалом. На территории Западной Сибири есть множество малых и средних городов, где уровень проникновения Интернета до сих пор крайне низок, а спрос на него очень высок. Именно в эти города мы и идем. Для большинства наших потенциальных конкурентов выход в этот сегмент сопряжен с необходимостью активного строительства сетей связи, создания соответствующей инфраструктуры, тогда как в нашем распоряжении уже есть магистраль, и для начала предоставления услуг нам достаточно построить «последнюю милю».

— Существует мнение, что крупные новосибирские провайдеры уже прочно охватили все районы Новосибирска, поэтому дальнейшее развитие возможно лишь за счет малых городов и населенных пунктов области. Как в связи с этим обстоит ситуация в «ТТК-Западная Сибирь»? Каковы ваши планы по расширению сети?

— Несмотря на высокий уровень конкуренции на рынках крупных городов, уверен, в них еще есть потенциал для развития. Однако приоритетом для ТТК-ЗС являются малые города, расположенные вдоль нашей магистральной сети, конкуренция в них значительно ниже. Наличие собственной магистрали позволяет нам предлагать жителям малых городов Сибири высокоскоростной домашний Интернет по доступным ценам.

— Как вы оцениваете уровень конкуренции на рынке с учетом усиления интеграционных процессов со стороны большой «сотовой тройки» и «Ростелекома»?

— Конкуренция, безусловно, растет, компании с федеральным охватом сети предлагают абонентам более выгодные предложения, узнаваемый бренд. При этом каждый из игроков обладает преимуществами в определенном сегменте рынка. Например, есть существенные различия между предложением мобильных операторов, которые делают ставку на мобильный Интернет, и операторов фиксированной связи. Основное отличие заключается в том, что фиксированные операторы могут предоставлять безлимитные, высокоскоростные тарифные предложения. Это дает возможность абонентам получать доступ к «тяжелому» мультимедийному контенту (например, HD-видео в режиме онлайн), популярность которого сейчас стремительно растет.

— Несмотря на продолжающиеся интеграционные процессы, местные провайдеры в лице «Новотелекома» и «Сибирских сетей» продолжают удерживать твердые позиции на рынке. Как, на ваш взгляд, могут в дальнейшем распределяться доли между федеральными и местными игроками? Останутся ли вообще в долгосрочной перспективе на рынке местные провайдеры?

— В Новосибирске осталось не так много крупных независимых игроков. При этом все они практически исчерпали возможности для самостоятельного развития и так или иначе готовятся к будущей продаже. Очевидно, что у федеральных операторов есть ряд объективных преимуществ, с которыми сложно конкурировать на региональном уровне. В этой ситуации поглощение местных операторов может занять несколько лет. В то же время, если их владельцам предложат хорошие деньги, то сделки могут завершиться уже сейчас. Здесь уместно было бы провести аналогию с рынком сотовой связи, где раньше работало много мелких операторов, а сейчас осталась «большая тройка» и TELE2.

Это глобальная тенденция, российский рынок связи продолжает консолидироваться. В перспективе на нем останется не более пяти-шести универсальных операторов. ТТК будет одним из них.

— Не так давно «Горэлектротранспорт» (ГЭТ) и «Горсвет» уличили нескольких интернет-провайдеров в самовольном размещении оборудования на опорах освещения и контактной сети. Мелкие участники рынка сетуют на явно завышенную стоимость аренды столбов в Новосибирске и предсказывают возможный уход с рынка мелких игроков. Как вы считаете, насколько все это критично и может повлиять на «расклад сил» на рынке ШПД, а также стоимость Интернета?

— По моим оценкам, стоимость аренды столбов сейчас в среднем одинакова во всех городах Сибири и, думаю, не очень отличается от расценок в других регионах России. Раньше ситуация обстояла иначе. Например, мы размещали кабели в Новосибирске за деньги, а в Новокузнецке — бесплатно. Сейчас же в каждом городе установлена плата за размещение кабелей на столбах, что закреплено на уровне глав муниципальных образований. Это, безусловно, создает определенные сложности для небольших провайдеров.

— Несмотря на то, что тарифная политика уже давно является далеко не единственным оружием в борьбе за абонента, многие провайдеры продолжают экспериментировать с ней. В частности, весной «Сибирские Сети» запустили «реактивный Интернет». На ваш взгляд, такие меры представляют собой эффектные маркетинговые и pr-ходы, или тарифная политика провайдеров действительно еще будет изменяться? В связи с этим претерпит ли какие-либо значительные изменения тарифная политика ТТК ЗС?

— Мы не планируем кардинально менять свою тарифную политику. Для розничных абонентов крайне важен такой показатель, как гарантированная скорость доступа в Интернет. Мы предложили своим абонентам тарифы «ОТ» — с гарантированной минимальной скоростью доступа в Интернет и без ограничения максимальной скорости. До сих пор ни один оператор на рынке Западной Сибири не смог предложить абонентам аналогичные условия. Что касается маркетинговых акций, то эффективным решением можно назвать Бонусную программу ТТК. Мы запустили ее в мае, сегодня в ней зарегистрировалось свыше 10 тыс. пользователей, это 10% нашей абонентской базы среди физических лиц.

Сейчас на рынке очень много активных пользователей Интернета, и наблюдается следующая тенденция: как только один из городских провайдеров запускает интересную акцию, определенная группа пользователей дружно идет к нему, а как только акция заканчивается или у конкурентов появляются более выгодные условия — уходят от него. Доля таких абонентов может достигать 10 – 12% от абонентской базы провайдера. Аналогичная тенденция наблюдается и на рынке мобильной связи.

— «ТТК-Западная Сибирь» традиционно уделяет большое внимание запуску новых веб-камер. А существует ли у вас техническая возможность организации видео-услуг для корпоративных клиентов? Какова динамика спроса на эти услуги?

— Установка веб-камер является для нас социальным проектом. Жители города или населенного пункта выбирают место для установки камеры, и мы монтируем оборудование. Сегодня компанией ТТК ЗС установлено 28 веб-камер в крупных и малых городах Сибири и Урала. Совсем недавно веб-камеры ТТК появились в Искитиме и Камне-на-Оби. Что касается востребованности подобной услуги у корпоративных клиентов компании, то интерес к ней проявляют представители органов власти и товариществ собственников жилья (ТСЖ). Однако большинство клиентов хотят получать ее в качестве бонуса, то есть бесплатно. Между тем для организации видеотрансляций провайдеру необходимо создавать центр сбора и обработки информации, а значит, нужен обслуживающий персонал, включая человека, который будет круглосуточно следить за работой камер. Все это требует колоссальных затрат. В бюджете города средств на это пока нет, в то же время за рубежом это обычная практика: почти на каждом перекрестке стоят подобные веб-камеры.



Comments are closed.

Так же в номере