Главная » Политика » Перегнать, не догоняя

Перегнать, не догоняя

Инновационное лидерство регионов, конкуренция за будущее – такова основная тема XIII инновационного форума, который стартовал в Томке 20 мая. Гости из разных регионов, Совета Федерации и правительства страны, представители российских и зарубежных компаний приняли участие в двух панельных дискуссиях форума, а так же в работе шести «круглых столов» и двух дискуссионных клубов.

По мнению Хусейна Чеченова председателя комитета по образованию, и науке Совета Федерации Федерального Собрания РФ, в целом в России нет инновационной системы, есть только мозаика инноваций. Впрочем. это и понятно, одновременно все 83 региона не могут стать инновационными. Зато там, где есть такой потенциал, как в Томске, Новосибирске, Татарстане можно говорить о пилотном проекте инновационного развития территорий. При этом конечно нужны особое налоговое законодательство, какие-то государственные вливания.

А вот Иван Бортник, председатель наблюдательного совета Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере считает, что по большому счету пока еще ни один регион не является инновационным!

— Хотя могу сказать честно, что томичи молодцы! На мой взгляд, 5-6 регионов можно причислить к лидерам, пытающимся построить у себя инновационную экономику. Это Татарстан, Томск, Белгород, Калуга, Новосибирск.

— И то, что пилотные проекты развития инновационных территорий исходить будут оттуда, это однозначно! Без региональной инновационной политики у нас не будет успеха, как без малых предприятий у нас не будет инновационного потенциала, — говорит Вячеслав Осипов, депутат Государственной Думы РФ.

Что необходимо предпринять, чтобы инновации получили развитие? Многие, честно говоря, вздрогнули, когда томский губернатор на панельной дискуссии сказал, что инновационных форумов и обещаний на них было много, а вот законопроектов реальных после так и не появилось. Недавно комитет по науке и наукоемким технологиям в Госдуме, который образовался после разделения комитета по образованию и науке, как раз и занимается поставил пред собой основную задачу – законодательное обеспечение развития нашей страны.

— Но панельной дискуссии «Инновационный регион: критерии, инструменты, конкурентные преимущества» получилось очень заинтересованное обсуждение основных направлений инновационного законодательства, — говорит Елена Попова, помощник руководителя администрации Президента РФ, руководитель межведомственной рабочей группы по инновационному законодательству при администрации Президента РФ. — Что наиболее актуально на сегодняшний день? Надеюсь, что после 10-летних усилий такой основополагающий закон, как закон «О государственной поддержке инновационной деятельности», наконец-то примут. Там будет дано определение инновациям, расписаны формы и виды господдержки, обозначена роль органов государственной власти в инновационной политике России. Думаю, что там будет и статья о федеральном фонде поддержки инноваций, который должен строиться на принципах государственно-частного партнерства. Еще мы хотим включить очень важное положение (отсутствие которого в настоящее время в законодательстве блокирует процесс патентования, лицензирования вузов): доходы от лицензирования и в вузах, и в учреждениях Академии наук должны идти на развитие этих учреждений, а не отбираться Минфином в бюджет. В ближайшее время этот закон будет передан в Государственную Думу на первое чтение.
Конечно, тема форума была существенно шире, чем обсуждение этого важного закона.

— Мы сверяем позиции. Смотрим, где мы сейчас находимся в процессе инновационного развития регионов. И самое главное определяемся: что сегодня мешает тому, чтобы эти процессы пошли более интенсивно? – говорит Хусейн Чеченов. – На форуме прозвучали очень конкретные предложения по законодательству, по инструментам, которые будут работать для ускоренного развития инновационного процесса. У нас нет 25-30 лет, как у других стран, чтобы медленно, но верно вставать на путь инновационного развития, перестраиваться. Однако по тем направлениям, которые прозвучали на форуме, мы можем не догоняя, обогнать их. Дело в том, что у нас есть свои, российские технологии, которые, кстати, уже начали реализовываться и которые выведут на рынок (и внешний в том числе) конкурентоспособную и экономически выгодную продукцию. На мой взгляд, сегодня чрезвычайно важно обсуждать это именно в Томске, поскольку убежден, что Томск находится в тройке лидеров, которые на инновационном пути добились существенных успехов (30% инновационной продукции в валовом региональном продукте).
Представители бизнеса не скрывали своих интересов: инноваторам хотелось бы получить налоговые льготы. Возможно ли это?

— Безусловно, мы уже получили поддержку правительства в этом плане. Есть предложения о внесении изменений даже в 217 закон, касающийся вопросов перехода на упрощенную систему налогообложения этих предприятий, о приведении этого закона в соответствие с бюджетным кодексом, — говорит Хусейн Чеченов. — А.Б. Чубайс в видеобращении к участникам конференции рассказал о недавнем обсуждение в В.В. Путиным возможности введения налогового освобождения на срок от 3 до 5 лет для субъектов, работающих на инновационном поле.

Конечно, на форуме много говорилось о роли регионов, о достижениях Томской области на пути инноваций. Но почему тогда инноград решили строить все-таки в Сколково, а не в Томске или между Новосибирском и Томском – наиболее часто задаваемый вопрос в эти дни.

— Проблема здесь в том, что нам нужно иметь некий государственный центр, где будут концентрировать усилия государства с тем, чтобы появлялись новые прорывные технологии. Сколково и станет таким центром, причем не только генерации идей, но и их реализации, обкатки. А регионы, в том числе и Томск – это реализация своего потенциала, который уже наработан. Думаю, это два взаимодополняющих начала. Там – наука и реализация, прорывные технологии и государственная политика, а регионы должны развиваться вместе, взаимодополняя друг друга, — таков ответ председателя комитета по образованию и науке Совета Федерации Федерального Собрания РФ.

Иван Бортник советует не путать:

— Сколково – это не региональный проект, не проект развития Московской области. Не надо путать проект Сколково с проектом инновационного развития регионов!

Нет ли опасности, что Сколково оттянет внимание и деньги на себя от регионов? Эксперты считают, что тут все зависит от позиции региона, сумеет ли он доказать свои преимущества, причем аргументировано и на высшем уровне (а они у Томска колоссальные – в этом никто не сомневается).

Панельная дискуссия «Современные университеты: готовность к инновационному прорыву», как и предполагалось тоже вызвала горячее обсуждение.

Владимир Мау, ректор Академии народного хозяйства при правительстве РФ отметил интересный состав участников – не только представители вузов, но и заказчиков — предприятий.

— Мне больше всего понравилось то, что в зале были не зрители, а настоящее сообщество, что в обсуждении принимала участие и молодежь со здравыми и интересными суждениями, — добавил Алексей Пономарев, директор Межведомственного аналитического центра.

Если упрощать, то ректоры говорили о том, что они обладают огромным инновационным потенциалом, только им не хватает денег, тогда как представители промышленности деликатно говорили, что кроме денег все-таки желательно иметь мозги. Что нужнее?

— Я, как экономист, скажу, что нужны институты, те правила игры, которые позволят соединяться деньгам и мозгам, — говорит Владимир Мау. — Основная проблема российских инноваций не в том, что в законе нет понятия «инновации», что не предусмотрены налоговые льготы. На мой взгляд, налоговое обложение в России достаточно либеральное. Мало того, я, как экономист, очень скептически отношусь к разного рода налоговым изъятиям.

А вот Симон Кордонский, завкафедрой местного самоуправления факультета государственного и муниципального управления ГУ-ВШЭ, действительный государственный советник РФ 1 класса усмотрел в некоторых выступлениях желание воссоздать советскую модель отношений между наукой и производством, что по его мнению, есть путь бесперспективный.

Исак Фрумин, научный руководитель Института развития образования Высшей школы экономики, ведущий специалист Всемирного банка уверен, что основные проблемы кроются вовсе не в законодательном поле, а в существующей разобщенности, отчужденности: есть поместье вуза, есть поместье предприятия, а межпоместыне отношения складываются с большим трудом. Боле того, всякие инновации в межпоместном отношении пресекаются.

Способны ли нынешние вузы дать инновационным предприятиям достойные кадры? Правда ли, что вузовская система подготовки специалистов сильно отстает от инновацмонных амбиций предприятий?

— Не бывает такого вуза, который выпустил бы молодого специалиста, сразу готового для работы на конкретном предприятии. Всегда будет определенное «дотягивание», — не драматизирует ситуацию Владимир Мау. – Но чтобы сократить этот процесс, нужно активное участие компаний (вряд ли это будут малые фирмы) в самой вузовской подготовке уже на старших курсах. Мы часто подходим к образованию с критериями индустриального общества, массового производства средины 20 века. Но не стоит забывать, что мы сейчас в другой, инновационной экономике – экономике с быстрой сменой спроса. Задача инновационного образования – это не массовый товар.

Бесспорно, нынешним выпускникам нужны и общие компетенции – креативность, предприимчивость, способность коммуницировать. Однако здесь есть проблемы, признали участники форума.

И все же на этой панельной дискуссии к теме денег возвращались не раз. Нужны ли деньгам вузы? Должно быть разумное сочетание источников финансирования. Эксперты говорят, что вузы сегодня могут занять более серьезную нишу в работе с промышленностью, в развитии исследовательских программ, аналитических центров, надо только воспользоваться этими возможностями.

— Кстати, сегодня есть много инструментов, которые сейчас применяются для того, чтобы стимулировать взаимодействие компаний с вузами, — утверждает Алексей Пономарев. — Этой весной вышло несколько постановлений правительства, которые предполагают выделение больших средств на финансирование таких программ интеграции. При этом важно видеть не только сиюминутную выгоду, но и предполагать долгосрочное сотрудничество.

Юрий Осинцев, заместитель министра регионального развития РФ так прокомментировала результаты первого дня работы томского форума:

— Томский форум по инновациям — один из интереснейших в Сибири. Это вызвано тем, что наша страна стоит на пороге системного перехода ко многим инновационным процессам, а в Томске создана среда для инноваций. Примечательно, что эта подготовительная работа велась совместно властью, научным сообществом, бизнесом. Сегодня модернизация не возможна без среды, без нового поколения людей, которые заинтересованы в резком скачке (как в знаниях, так и в бизнесе). Со стороны Минрегиона хочу сказать, что мы понимаем: бизнес с инвестициями приходит туда, где создана среда не только трудовых ресурсов, но и ресурсов социальных. «Банк городского развития» – это как раз и есть те «длинные» деньги, которые можно направлять на решение социальных вопросов вместе с частным инвестором. А это инновации в социальной среде.



Comments are closed.

Так же в номере