Главная » Стратегии успеха » Сибирские каникулы

Сибирские каникулы

Почему снижается поток интуристов в Сибирь?

Несмотря на все усилия региональных властей, а также туроператоров по продвижению сибирских регионов на международном туристическом рынке, поток интуристов, приезжающих на отдых в Сибирь, неуклонно падает. В качестве причин называются слаборазвитая инфраструктура сибирского туризма и дороговизна сибирского отдыха. Некоторые туроператоры считают, что тенденция сохранится, пока не изменятся макроэкономические и политические условия. Некоторые же, напротив, склонны к тому, что Сибирь приобретает в мире все большую популярность, и развитию въездного туризма в значительной степени помогут организуемые сейчас особые экономические зоны туристско-рекреационного типа.

Маршруты

По словам пресс-секретаря Российского союза туриндустрии Ирины Тюриной, 95% приезжающих в Россию интуристов едут по маршруту Москва-Санкт-Петербург-«Золотое кольцо». Остальные 5% распределяются по направлениям Транссиб, Байкал, Камчатка и Мурманск. И если в направлении Москва-Санкт-Петербург-«Золотое Кольцо» иностранцы едут группами, то о групповых турах в Сибирь речи не идет. «Небольшими группами туристы едут на Байкал, по «Великому Саянскому кольцу« (Хакасия, Красноярский край, Тува). На Алтай и в Горную Шорию едут единицы — самые отчаянные индивидуалы», — говорит госпожа Тюрина и добавляет, что причина низкого интереса иностранных туристов к региону заключается в слабой раскрученности России в целом и Сибири в частности на международном туристическом рынке. Сибирь для иностранных туристов по-прежнему ассоциируется с холодом, отсутствием порядка и прочими признаками, идущими в разрез с традиционным пониманием интересных для туристов мест.

О том, что Россия до сих пор воспринимается иностранцами единым брэндом, говорит и генеральный директор иркутской туристической компании GreenExpress Вадим Копылов. По его словам, страна еще не настолько «раскручена» на международном рынке, чтобы иностранцы особо разделяли, к примеру, Байкал и Алтай.

Управляющий директор группы компаний «Акрис» и член президиума правления Российского союза туриндустрии Владимир Коуров считает, что отдельные брэнды: Москва, Санкт-Петербург, «Золотое кольцо», Транссиб и Байкал — все же известны за границей, в то время как Алтай, Горную Шорию и Хакасию знают только те, кто профессионально занимается организацией отдыха.

Владимир Коуров говорит, что на Байкал едет в разы больше туристов, чем на Алтай

По мнению директора красноярского туроператора «Саянское кольцо», осуществляющего тур «Великое Саянское кольцо», Юлии Капустинской, в последнее время иностранцы стали более осведомлены о России: «Они могут найти много информации о нашем прошлом и настоящем, они перестают бояться России, ищут информацию перед поездкой и приезжают готовыми к турам по Сибири. Ранее, еще 2002–2003 годах, сведений в Интернете о тех же Туве, Хакасии, Красноярском крае было крайне мало, даже для своих первых сайтов мы перепечатывали информацию из книг, путеводителей, обращались к помощи краеведов, по сути сами создавали инфопочву в Интернете. Поэтому сейчас мы получаем более конкретные запросы от иностранцев, они понимают, зачем едут в Россию. Мы считаем, что будущий успех и рост турпотока напрямую зависят от продвижения сайтов туркомпаний в мировой сети«.

По оценке Владимира Коурова, в Сибирь едет не более 10% посещающих Россию интуристов. Если рассмотреть предпочтения этой небольшой части туристов, то, по словам руководителя отдела инкаминга новосибирской компании «Олимпия-Райзен-Сибирь» Олеси Варнавиду, среди них наиболее востребован транзит по Транссибирской магистрали. По ее словам, такой тур дает возможность увидеть достаточно много городов: Москву, Екатеринбург, Новосибирск, Красноярск, Иркутск. Продолжением этого пути для части туристов становится направление Хабаровск-Владивосток, а для других — Улан-Батор. Байкал, считает госпожа Варнавиду, находится на втором месте по посещаемости.

Соотношение цена-качество

Олеся Варнавиду считает, что огромный интерес интуристов к Сибири нивелируется высокими ценами на перелеты и проживание в регионе

На протяжении последних нескольких лет поток иностранных туристов в Россию снижается. По данным Федеральной пограничной службы, в 2004 году Россию в туристических целях посетило на 9,2% меньше интуристов по отношению к 2003 году. В 2005 году поток интуристов снизился еще на 16,6%. В 2006-м наблюдался 2%-ный рост, который, кстати, оспаривали многие туроператоры. А в 2007-м турпоток сократился по сравнению с 2006 годом еще на 8%.

На общем фоне падает и число посещающих Иркутскую область и Байкал интуристов. По информации агентства по туризму Иркутской области, в 2006 году в регионе побывали около 54,5 тыс. иностранных туристов. В 2007-м их число уменьшилось на 5% и составило около 51,7 тыс. человек. Однако в агентстве по туризму отмечают, что почти треть иркутских компаний не предоставляет статистику посещений, поэтому представленные данные вряд ли можно расценивать, как абсолютно верные.

Как рассказал Вадим Копылов, иностранный турпоток на Байкал сокращается на протяжении двух лет. Его причинами, по мнению участников рынка, является слабая развитость инфраструктуры гостеприимства при слишком высоких ценах на отдых. «В общей стоимости пакета для иностранцев больше 50% занимают затраты на дорогу, порой они доходят до 70%. И в соответствии со сложившейся пропорцией, когда перевозка превышает стоимость обслуживания на месте, туристический поток падает», — отмечает господин Копылов.

Уменьшение числа туристов происходит и из-за постоянного роста цен на другие составляющие продукта: на фоне падения курса доллара ежегодный рост в 10–30% для иностранных туристов оказывается весьма существенным. По словам советника генерального директора по связям с общественностью и СМИ иркутской туристической компании ООО «Гранд Байкал» Сергея Евчика, среднее удорожание стоимости туров для иностранцев составляет 10% в год. По его словам, сегодня стоимость серьезного многодневного тура составляет 40–50 тыс. руб. на человека, короткие туры стоят примерно 10–15 тыс. руб. на человека в зависимости от количества туристов в группе. Однако в эти суммы не входит дорога до Иркутска. «Цены на услуги автотранспорта и услуги в гостиницах слишком высоки, причем цена не соответствует качеству, — считает Сергей Евчик. — Очень высока стоимость авиаперелетов. Сказывается и отсутствие прямых рейсов в Иркутск из европейских столиц. Лететь приходится через Москву, причем в столице необходимо переезжать из одного аэропорта в другой».

«Проблема для России и сибирских городов одна и та же — очень высокие цены на проживание при ужасающе низком качестве обслуживания. У иностранцев есть огромный интерес к Сибири, ее науке и культуре, уникальной природе, но как только они узнают цену на перелеты и проживание, энтузиазм уменьшается в разы, — добавляет Олеся Варнавиду. — Любой тур, как правило, просчитывается индивидуально и зависит от потребностей туриста. От 100 евро стоит тур по Новосибирску на один день. До 600 евро стоит активный тур на Алтай на 10 дней. Востребованы и VIP-туры, например, на плато Путорана (с арендой вертолета), или джип-туры из Новосибирска в Тибет стоимостью от 2500 евро на человека».

О высокой стоимости перелетов говорит и Юлия Капустинская: если рейсы на международные направления из Москвы приемлемы, то цена билетов до Красноярска в сезон — 15–25 тыс. рублей в обе стороны — шокирует любого. «Снижение турпотока связано также с ростом цен на обслуживание в Москве, Санкт-Петербурге: как правило, туристы несколько дней проводят там и далее летят в Сибирь», — отмечает госпожа Капустинская.

«Россия совершенно неконкурентоспособна на мировом туристическом рынке с точки зрения цены», — резюмирует Ирина Тюрина.

Индивидуальный туризм

В связи с ростом стоимости проезда географическая структура посещаемых иностранцами мест, по мнению некоторых туроператоров, постепенно изменяется. «Если раньше большинство иностранных туристов выбирало транзитные групповые туры Москва-Санкт-Петербург-Новосибирск-Иркутск-Улан-Батор-Китай и ездило группами от 15 до 30 человек, то в последние два года наблюдается тенденция пересадки на высококомфортабельные спецпоезда, например, «Золотой Орел«. Это поездные маршруты, которые организовывают иностранные туристические компании совместно с »РЖД-Тур«. Они идут примерно по тому же маршруту, но стоимость тура уменьшается за счет нескольких факторов: размера групп, превышающего 100 человек, отсутствие трат на проживание — туристы размещаются не в гостиницах, а в самом поезде, уровень комфорта которого сравним с пятизвездочным отелем, — утверждает Вадим Копылов. — Полностью исключается такая составляющая туристической поездки, как железнодорожный билет. Но в результате запуска подобных поездов сократилось время посещения иностранцами Байкала. Если ранее они приезжали отдельными группами и средняя продолжительность их пребывания составляла 2,5–3 суток, то сейчас их пребывание в Иркутской области сократилось до 1,5 суток».

Удорожание стоимости групповых транзитных туров привело к росту индивидуального туризма: бюджетных туров, наиболее востребованных среди молодежи и людей среднего возраста. В «индивидуалы» «переквалифицировалась» часть интуристов, путешествовавшая ранее по Транссибу. Эта категория туристов имеет большие возможности для передвижения по стране. В результате индивидуалы стали осваивать недостаточно «раскрученный» на международном туристическом рынке Алтай, а также Красноярский край. Юлия Капустинская говорит, что сейчас среди туров, которые компания «Саянское кольцо» ежегодно организует для иностранцев, велика доля именно индивидуальных туров. «Но проблема заключается в том, что «индивидуалы« не способны сформировать серьезной прибыли туроператоров, следовательно, не делают серьезных поступлений в бюджет региона, потому что используют малобюджетные варианты отдыха», — добавляет Вадим Копылов.

Новая алтайская мекка

По оценке начальника Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края Михаила Щетинина, в 2007 году алтайскую туристическую зону посетили почти 100 тыс. интуристов. Выходит, что число иностранцев, приехавших на Алтай, практически вдвое превышает число иностранных любителей Байкала. Эта цифра вызывает сомнение у туроператоров. По словам Владимира Коурова, в среднем на Байкал едет в разы больше иностранцев, нежели на Алтай. Олеся Варнавиду говорит, что Алтай пока еще занимает последнее месте по популярности у иностранных туристов, приезжающих в Сибирь.

Директор алтайской туристической компании «Плот» Александр Смирнов вообще говорит о постепенном снижении потока иностранных гостей, посещающих край. По его словам, пик посещений приходился на 2005 год, в последующие годы число иностранных туристов падало. «В летние месяцы, правда, все турбазы заняты под завязку, многие туристы отдыхают и в палатках, но с учетом того, что большей частью это наши соотечественники, общий характер отдыха имеет крайне низкую культуру, — отмечает он. — Экология Горного Алтая из года в год ухудшается, власти выделяют мало средств на утилизацию отходов, контроль за отдыхающими вне турбаз. А если возобновится строительство плотины на реке Катунь, урон экологии и туризму будет нанесен существенный».

«Иностранцы привыкли к довольно высокому уровню сервиса — не каждый согласится ехать 8 часов даже на самом комфортабельном автобусе. На Алтае недостаточно развитая инфраструктура, и он мало известен за границей. Тем не менее мы регулярно организуем активные и комбинированные туры по Алтаю, чтобы туристы могли посмотреть на величественные горы, которые часто сравнивают со швейцарскими Альпами», — рассказывает Олеся Варнавиду.

О том, что Алтаю не хватает международной известности, говорит и Александр Смирнов. По его словам, до недавнего времени продвижением Алтая на международных туристических выставках практически никто не занимался. Михаил Щетинин также упоминал о факторе малой известности. «Фактически администрация региона только с 2007 года начала системно заниматься продвижением туристического продукта края. Выставки 2007 года — по сути первая проба сил», — говорил заместитель губернатора, комментируя итог участия алтайских делегаций в крупнейших российских и международных выставках прошлого года.

По словам Владимира Коурова, Алтай всегда позиционировался как место активного и экстремального туризма, Байкал же предлагает и массу познавательных, более спокойных туров. Именно такие туры востребованы самой массовой категорией туристов, которые едут за впечатлениями от новых мест. Экстрим выбирает гораздо меньше людей.

Руководитель Алтайской ассоциации туроператоров Татьяна Сажаева также отмечает снижение потока интуристов в регионе. Однако именно у Алтая сейчас просматривается перспектива становления центром внутреннего и международного туризма за счет развития особой экономической зоны (ОЭЗ) туристско-рекреационного типа.

Зонирование с размахом

Сейчас в Сибири развиваются четыре проекта ОЭЗ: «Алтайская долина» в Республике Алтай, «Бирюзовая Катунь» в Алтайском крае, «Байкал: Бурятия» в Республике Бурятии и «Байкал: Иркутск» в Иркутской области. Пилотным проектом является именно алтайская зона «Бирюзовая Катунь». Предполагается, что ее презентация в мае 2008 года станет первым в России официальным открытием ОЭЗ туристско-рекреационного типа. Ко всему прочему в Алтайском крае в одном из первых регионов были созданы органы управления особой экономической зоной: наблюдательный совет, территориальное управление Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами и ОАО «ТРТ «Бирюзовая Катунь».

Согласно законодательству РФ и Алтайского края, для резидентов зоны предусмотрены льготные режимы: снижение до 13,5% ставки налога на прибыль, подлежащего зачислению в краевой бюджет, освобождение от уплаты налога на имущество организаций в течение пяти лет с момента постановки на учет имущества организации-резидента, освобождение от уплаты земельного налога сроком на пять лет с момента возникновения права собственности организации-резидента на тот или иной земельный участок и другие.

Концепция особой экономической зоны разработана немецкой консалтинговой компанией «Роланд Бергер». Компания определила «Бирюзовую Катунь» как первый в России единый курортно-рекреационный комплекс природного и экстремального туризма для молодежи и состоятельных искателей приключений. По предварительным расчетам, с запуском «Бирюзовой Катуни» поток приезжающих туристов должен увеличиться до 1,1 млн человек в год.

Площадь турзоны составляет 3226 га и будет разделена на две субзоны — молодежно-экстремальную и зону для отдыха состоятельных людей. Одна из идей обустройства заключается в том, что каждый гость в течение 7–10 дней проживания должен ежедневно открывать для себя новый вид отдыха. Создание зоны по планам должно быть завершено к 2012 году.

Владимир Коуров считает, что у «Бирюзовой Катуни» и «Алтайской долины» огромные перспективы. «На Алтай обязательно увеличится поток российских туристов, а впоследствии за ними потянутся и иностранные», — уверен он. Александр Смирнов также считает, что активность освоения ОЭЗ «Бирюзовая Катунь» вселяет уверенность в ее будущей популярности и востребованности туристами. Единственное его опасение заключается в отсутствии на Алтае достаточного количества квалифицированного персонала для обслуживания ОЭЗ. «На сегодняшний день для туристической индустрии Алтая вопрос квалифицированных гидов, горничных, поваров, официантов и персонала других специальностей стоит крайне остро. В них существует большая потребность, что будет при появлении новых гостиничных мест и новых объектов инфраструктуры, я не знаю, но эту проблему обязательно нужно решать», — говорит директор компании «Плот».

Неизведанные Саяны

Однако, помимо упомянутых Байкала и Алтая, восточнее Урала есть и другие посещаемые интуристами места. Юлия Капустинская рассказывает, что количество иностранцев, посещающих Туву и Хакасию, постепенно растет, но пока нельзя сказать, что этот рост постоянный. «Порой мешают причины внешнего характера, как, например, в 2003 году из-за атипичной пневмонии в Монголии были отменены почти все группы на тур «Великое Саянское кольцо«, и мы в итоге провезли всего одну группу«, — говорит она.

Увеличение потока происходит за счет расширения предложений: вместо тура, в течение которого можно посетить Туву и Хакасию, туроператор предлагает комбинированный тур с посещением Байкала или Монголии. То есть за одно путешествие у туриста есть возможность посетить одновременно четыре региона или даже две страны.

»С 2000-го по 2004 год наша компания продвигала по сути один экскурсионный тур «Великое Саянское кольцо», был сделан сайт практически на базе одного тура, печатался каталог одной программы. Но с опытом стало ясно, что этот единственный тур интересен не всем, — рассказала «СУ» госпожа Капустинская. — В 2004 году впервые были выведены отдельные активные туры по Туве, более короткий тур по «Саянскому кольцу», отдельные программы по приему в Кызыле, Абакане, программы приема транзитный «транссибирских« групп. Сейчас в каталоге компании 12 туров, которые мы разделяем по темам, предлагая экскурсионные, событийные, тематические (археологические, эзотерические), активные и комбинированные турпрограммы».

Перспективы Байкала

По словам Вадима Копылова, если Москва сейчас растет на деловом туризме, то все остальные регионы падают на познавательном. «В данный момент, — говорит он, — это направление у нас теряет актуальность, и значительная часть фирм начинает переключаться на внутренний и выездной туризм. Пока нынешняя макроэкономическая ситуация будет сохраняться, Россия будет становиться для иностранцев все дороже и дороже». Так же как, впрочем, активный либо познавательный отдых внутри страны для самих россиян. Но как раз потоки этой категории туристов на Байкал с каждым годом возрастают. По данным агентства по туризму Иркутской области, в 2006 году регион посетили около 426,4 тыс. российских туристов. И в 2007 году их число возросло на 15–20%.

«Гораздо больше, чем иностранцами, активный туризм сейчас востребован россиянами. Около 90% туристов, заказывающих активные туры, — россияне. Такая структура складывалась изначально. Наша линейка предложения ежегодно расширяется, но это связано не с иностранцами, а в первую очередь со вкусами и предпочтениями российских клиентов, а иностранцы встраиваются в эту схему в сегментарном порядке. То есть если россияне берут пакетные активные туры, то иностранцы используют только отдельные услуги из этих туров, — рассказывает Вадим Копылов. — Спрос на активный отдых у интуристов начал появляться в последние два-три года, с появлением индивидуалов. Но иностранцы — это незначительная составляющая активных туристов, особой доли спроса они не формируют и большой доли выручки также не приносят. И препятствием более активному развитию является проблема логистического характера. Если с классическим туризмом технологии отработаны, то здесь (поскольку часто иностранцы едут без предварительных заказов и сваливаются «как снег на голову») сразу на месте достаточно сложно предложить услуги, которые им нужны. По их представлениям, активный туризм должен быть недорогим, но наша инфраструктура не позволяет сделать его «с колес«: прилетели в аэропорт и сразу едут в горы. У нас, к сожалению, нет такой возможности».

По словам Сергея Евчика, в частности, среди немцев активные туры не очень популярны из-за стоимости, к тому же средний возраст европейских туристов составляет 50–60 лет. Итальянцы, французы и небольшая часть немцев предпочитают либо круизы, либо треккинговые маршруты, либо делают в Иркутске транзитную остановку в среднем на два дня по дороге в Китай. «В течение этого времени они предпочитают совершать короткие экскурсионные туры по Иркутску и на Байкал (в основном, в Листвянку). Китайцы и японцы в большей степени являются деловыми туристами и приезжают в Иркутск на переговоры или конференции. Из остальных стран в Иркутск приезжает крайне мало туристов», — говорит Сергей Евчик.

Вадим Копылов добавляет, что туристы из Японии и Кореи пока не изменили своих предпочтений. Они предпочитают путешествовать группами, по твердой программе, заказывают пакетные туры. Но падение доллара их тоже коснулось, они переходят на режим экономии, количество японских туристов сокращается.

По наблюдениям Юлии Капустинской, у туристов из разных стран наблюдаются заметные различия в требованиях к обслуживанию, сервису и уровню программ. «Например, те же американцы не готовы путешествовать нашей железной дорогой, даже в вагонах «СВ«, поэтому выбирают только авиастыковки. Зато они готовы к тому, что в шестидневном туре может быть четыре перелета, — поделилась она. — Японцы предъявляют очень четкие требования к продолжительности тура — максимум семидневные. Финны, словены, итальянцы и французы готовы принять более простой сервис, для них очень важна невысокая цена программы. Есть и различия в питании: американцы не хотят есть в отпуске картофель фри, так как достаточно много едят его дома, и считают этот гарнир очень простым, зато им всегда нужно холодное пиво!»

Стабильным спросом среди иностранцев пользуются этнографические туры и круизы. По мнению Олеси Варнавиду, этнотуризм является самым востребованным среди иностранцев видом туризма. «Иностранцам очень интересно окунуться в национальный колорит — пожить в сибирской или бурятской деревне, пообщаться с местными жителями», — рассказывает «СУ» генеральный директор иркутской компании «Байкал Дискавери« Алексей Никифоров.

В ответ на эти запросы турагентства формируют особые пакеты предложений по этнографическому туризму. Например, у компании »Гранд-Байкал« есть программы «Шаманизм-буддизм», «Во владения Бурхана«, предполагающие индивидуальное проживание на острове Ольхон и экскурсионную программу по острову.

Однако, по мнению Сергея Евчика, 65% заказов его компании приходится на трехдневные ознакомительные туры. И лишь 35% заказов — на поездки на Ольхон, отдых на Заме и других базах Байкала, круизные маршруты.

Этим летом в ассортименте компании «Гранд-Байкал» появится комбинированный тур, продолжительностью девять дней «В поисках приключений». По маршруту Иркутск-Усть-Орда-МРС-Зама туристы будут путешествовать на «русских джипах» УАЗ и катере. Также новыми в ассортименте этой компании будут сплавы по реке Иркут, и треккинговые маршруты по Южному Байкалу (хребет Хамар-Дабан). «Комбинированный тур — новая программа, которую мы будем «обкатывать« в летнем сезоне-2008. Тур с фиксированными датами, то есть группу нужно набрать к определенному сроку. С точки зрения характера тура, он не совсем активный, так как туристы не управляют машинами самостоятельно», — рассказывает Сергей Евчик.

Динамика въезда интуристов в Россию

Страна 2002 2003 2004 2005 2006
Германия 287 255 288 551 351 099 313 547 328 583
Китай 266 984 203 264 283 839 204 192 157 361
Финляндия 229 863 242 075 242 816 175 557 148153
США 110 079 125 553 181 721 156737 224 970
Польша 979 613 956 188 353 986 133 096 234 073
Италия 101 675 114 443 125 397 125 310 116 000
Латвия 38 363 42 860 50 501 119 938 49 396
Великобритания 67 202 90 831 115 622 118 996 124 169
Франция 80 322 118 548 141 113 109 305 102 513
Литва 76 599 29 984 40 652 70 445 42 662
Эстония 43 936 53 884 74 165 64 662 65 385
Украина 260 053 236 289 84 320 62 155 24 165
Испания 44 462 39 376 51 395 60 180 53 943
Япония 41 555 55 230 56 780 50 842 59 581
Швеция 20 601 26 256 31 892 45 813 30 967
Турция 19 142 30 673 41 888 43 978 47 106
Южная Корея 24 196 31 886 44 397 43 304 42 951
Нидерланды 22 065 26 653 33 101 32 696 29 014
Израиль 22 696 23 936 26 924 30 397 27 133
Австрия 16 045 22 583 32 404 29 095 24 370
Швейцария 13 572 19 244 24 369 21 343 27 415
Норвегия 14 692 19 892 23 672 21 215 23 729
Бельгия 10 994 14 969 17 475 19 945 19 263
Греция 8697 13 658 18 735 17 558 16 942
Дания 13 776 15 993 21 131 17 066 18 731
Австралия 8202 9065 14 189 14 684 19 478
Канада 12 597 14 809 17 432 13 483 23 547
Всего въехало
с целью туризма
3 105 563 3 151 915 2 860 802 2 384 626 2 433 018

Анастасия БЕЛЕНКОВА |abelenkova@sibpress.ru


Comments are closed.

Так же в номере