Главная » Алтайский край » Рынок плавучих средств для отдыха и спорта

Рынок плавучих средств для отдыха и спорта

Новосибирский рынок плавучих средств для отдыха и спорта (довольно узкий, однако, по мнению работающих на нем компаний, вполне сложившийся) за последнее время оживился благодаря заметному увеличению интереса со стороны населения к водным видам отдыха и спорта. Положительная динамика наблюдается уже в течение двух лет. Причем несмотря на то, что основные обороты традиционно приходятся на массовый сегмент «водной« техники, развитие происходит и в более высоких ценовых сегментах.

Равномерный прирост


Спрос на различные виды техники для водного спорта и отдыха за последние два года существенно вырос. Фото Виталия ВАЛИШЕВСКОГО

Рынок плавучих средств эксперты называют хотя и перспективным, но сложным. Как считает директор компании «Аква-спорт» Юрий Мусохранов, сегодня этот сегмент достаточно устойчив, основной круг участников уже давно сложился. «В последнее время значительных изменений в структуре рынка не происходит», — отмечает Мусохранов. По разным оценкам, на рынке выделяется от пяти до десяти наиболее серьезных игроков, составляющих рыночный «костяк». Сильные позиции компании удерживают за счет давней работы в качестве дилеров компаний-производителей и качественного обслуживания покупателей в собственных сервисных центрах. Отмечается, что с точки зрения существующего предложения рынок достаточно развит, здесь представлены основные марки по различным видам техники. И хотя конкуренция существенна, но за счет стабильного роста спроса вопрос о серьезном перераспределении долей между участниками пока не стоит. Стоит отметить, что продажи водной техники носят сезонный характер — пик приходится на апрель-май, когда спрос возрастает в три раза.

Как замечает директор водно-моторного центра «Фрегат» Сергей Величкин, уже второй год наблюдается рост порядка 30% в год. В оценке прироста с ним соглашается и директор компании «Активный отдых» Анатолий Дюкарев, уточняя при этом, что определенный ценовой сегмент, растущий активнее всего, выделить сложно. «Равномерный прирост наблюдается практически по всем видам плавучих средств: по лодкам различного типа, по гидроциклам, катерам», — уточняет Анатолий Дюкарев.

Вместе с ростом спроса увеличивается и качество предложения. Как рассказывает начальник отдела продаж салона-магазина «Планета Мото» Валерий Гоголев, с каждым годом производители наращивают мощность гидроциклов и число дополнительных функций (добавляются круиз-контроль, сигнализация, швартовочные утки и т. п.). Однако, с другой точки зрения, местный рынок практически не развивается: прихода новых участников с новым предложением не происходит. Набор брендов, представленных в новосибирских салонах, практически не изменился за последние два года. В то же время менеджер по продажам компании «Визги и брызги» Дмитрий Тверитин замечает, что все-таки на рынке появляется и новый товар, в том числе от российских производителей, хотя доля последнего в общем предложении пока невысока.

Особенности спроса

Структура спроса за последнее время изменилась незначительно. Основная доля покупателей заинтересована в приобретении водной техники ценового спектра «средний минус» (в пределах 1 млн рублей). В первую очередь здесь представлены различного типа лодки, недорогие катера. Валерий Гоголев уточняет, что при этом можно выделить еще одну яркую тенденцию — растущий спрос на гидроциклы сегмента премиум.

Участники рынка отмечают, что в Новосибирске широко представлены самые разные марки. «Но, конечно, в первую очередь представлен товар от производителей, имеющий адекватную для местных покупателей цену, — замечает инженер компании «Катерус« Дмитрий Зуенко. — Все-таки большинство продавцов ориентируются на массовый спрос, и основная конкуренция происходит именно в этом сегменте». Правда, в этом есть и положительные моменты. Дмитрий Зуенко считает, что обилие среднеценовых предложений автоматически исключает искусственное завышение цен на наиболее популярные виды техники. «В более дорогом сегменте, где ценообразование зависит и от низкой конкуренции, и от узкого спроса, ситуация иная», — отмечает Зуенко.

Устоявшихся предпочтений определенных марок у новосибирских покупателей не наблюдается, и эксперты затрудняются выделить отдельные бренды — лидеры продаж. При этом новинки появляются примерно раз в два года. «Покупателя в первую очередь интересует соотношение цены и качества товара, — рассказывает Дмитрий Тверитин. — Особенно востребованы гидроциклы, квадрациклы, а также катера (катера в массовом сегменте являются наиболее дорогими позициями) стоимостью от 1,5 млн до 7 млн рублей. Также покупают много моторных, надувных лодок».

Говоря об особенностях спроса, специалисты выделяют две категории техники: аксессуары для отдыха и спорта или для рыбалки и охоты. «Если сегодня два этих направления развиваются активно и практически одинаково, то дальнейшие изменения спроса будут зависеть от изменения интересов и предпочтений наиболее широкого круга потребителей», — замечают специалисты по продажам.

Если основное направление — продажа собственно самих плавучих средств — активно развивается, то сегмент водных аттракционов (водные лыжи, катамараны, разные «плюшки», «ватрушки», а также различные аксессуары для водного спорта) сохраняет стабильность продаж. Дмитрий Тверитин отмечает, что спрос на эту группу товаров увеличивается не менее чем на 20% ежегодно.

Несмотря на то что последние два года были ознаменованы активным ростом спроса на недорогую технику, прирост происходит и в более дорогих ценовых категориях. «В последнее время стабильно увеличивается число покупателей в премиум-сегменте, повышается интерес к спортивным моделям. Кроме того, развитие кредитования способствует увеличению продаж наиболее доступных моделей гидроциклов, — констатирует Валерий Гоголев. — Растущий спрос на гидроциклы сегмента премиум на новосибирском рынке водной техники является основной тенденцией». Дмитрий Зуенко согласен, что дальнейшие изменения будут связаны с ростом покупательского интереса к более дорогим ценовым сегментам: «Следующий этап — усиление позиций продаж среднеценового сегмента, как это уже сейчас происходит в европейской части России — в Москве и Санкт-Петербурге», — предполагает эксперт.

Сегмент элитных плавучих средств (катера, яхты стоимостью от $300 тыс.) остается достаточно узким и закрытым. Тенденции его развития отличаются от массового сектора. «Сегмент дорогой техники практически не изменился в последнее время, — утверждает Дмитрий Зуенко. — Число богатых людей в городе практически не увеличивается, а все потенциальные покупатели, пожалуй, уже сделали необходимые приобретения. Обновление же моделей происходит редко, поэтому и динамика прироста элитного сегмента остается закрытой».

Факторы роста

Все участники рынка сходятся во мнении, что позитивное влияние на рынок водной техники оказал общий рост уровня доходов населения. «По мере роста благосостояния повышается интерес людей к спорту, здоровому, разнообразному, в том числе и водному отдыху», — подчеркивает Анатолий Дюкарев. Второй важный фактор — развитие инфраструктуры. «Сейчас открываются стоянки и базы для хранения водной техники, предлагаются дополнительные услуги: сервис-центры непосредственно рядом с местами отдыха, заправки и т. д., — рассказывает Гоголев. — Однако темпы роста инфраструктуры еще недостаточно высоки, и отсутствие необходимого числа баз обслуживания водной техники оказывает на рынок негативное влияние». Анатолий Дюкарев добавляет, что остро не хватает стоянок для транспорта на реке: «Строительство частных стоянок осложнено из-за высокой стоимости земли и длительных административных согласований». Однако все эксперты сходятся во мнении, что инвестиции в развитие инфраструктуры для отдыха на воде вполне оправданны и перспективны.

Как отмечают опрошенные «КС» эксперты, рынок плавучих средств в ближайшем времени будет развиваться довольно ровно, без резких спадов и пиков. «Еще несколько лет его динамика будет примерно такой же, как и в настоящее время, — заключает Валерий Гоголев. — Скачок развития рынка водной техники, по экспертным оценкам, прогнозируется на 2010–2012 годы. Причем его развитие будет напрямую связано с развитием самой инфраструктуры».



Comments are closed.

Так же в номере