Главная » Стиль жизни » Балет: красота без маски

Балет: красота без маски

Несмотря на то что в этом сезоне новая «Золотая маска» не прибавилась к обширной коллекции Новосибирского государственного академического театра оперы и балета, насчитывающей уже 16 таких наград, артисты вернулись домой с чувством удовлетворения. Балет Ролана Пети «Кармен», номинированный в Национальном театральном фестивале «Золотая маска» по трем статьям, удалось станцевать на новой сцене профессионально и ярко, снискав благосклонность столичной критики и признание публики.

Вместе с «Кармен» наш театр показал одноактную «Шопениану». По информации пресс-службы театра, желающих попасть на конкурсный показ было много: дополнительные стулья в зале ситуацию не спасли. Более 20 билетов было отдано столичной прессе, почти вся балетная труппа Московского академического музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко пришла поддержать своего руководителя Игоря Зеленского, который выступал на этой сцене в амплуа танцовщика впервые с момента назначения худруком.

Моральную поддержку чувствовали и новосибирцы, ведь в зале присутствовали губернатор Новосибирской области Василий Юрченко, начальник департамента массовых коммуникаций Новосибирской области Марина Панова, бывший полпред президента РФ в Сибирском федеральном округе Леонид Драчевский с супругой Ириной Яковлевной, которая некогда возглавляла кампанию по реконструкции новосибирского театра оперы и балета, и другие высокие гости.

Кстати, 11 апреля, накануне выхода наших артистов на конкурсную сцену, в московском представительстве Новосибирской области губернатор Василий Юрченко дал прием коллективу НГАТОиБ в связи с участием в фестивале «Золотая маска». На приеме присутствовали генеральный директор Московского академического музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко Владимир Урин, директор Новосибирского государственного академического театра оперы и балета Борис Мездрич, художественный руководитель балета обоих театров Игорь Зеленский и солисты сибирского балета, занятые в спектакле-номинанте «Кармен».

«Балет Ролана Пети «Кармен», привезенный на «Золотую маску» новосибирским театром оперы и балета, оказался самым легендарным спектаклем в фестивальной программе этого года. Создан он был еще в 1949 году. Но, как и прежде, молод, задирист и свеж… Выдвинутая на премию за лучшую женскую роль Анна Жарова справилась с ней отлично. А от самого Зеленского и в 42 года (солидный для балетного танцовщика возраст) — мурашки по коже! Дуэт в таверне — блеск! Что значит харизма! Балетный худрук новосибирской труппы (а с этого сезона — и московского театра Станиславского и Немировича-Данченко), приглядывая этот балет, в качестве главного героя явно имел в виду себя. Трактуя партию совершенно в другом ключе, нежели ее создатель, Зеленский тем не менее снайперски точно попадает в образ. Таким и задумывал своего героя сам Проспер Мериме», — пишет Павел Ященков в газете «Московский комсомолец».

Однако, несмотря на явный успех нашей «Кармен», лучшим балетным спектаклем был признан балет «За вас приемлю смерть», поставленный Начо Дуато в Музыкальном театре имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. Спектакль, безусловно, достойный наград, в чем совсем недавно могла убедиться новосибирская публика во время V Сибирского фестиваля балета.

«Из 551 спектакля — а именно столько записей спектаклей разных жанров было выслано на отборочный тур конкурса, номинировано было лишь 50. Это значит, что «Кармен» вошла в 10% лучших театральных постановок страны в прошлом сезоне. Мы стали дипломантами премии, и это уже весомый результат. Но независимо от того, получили мы «Золотую маску» в этом сезоне или нет, я вижу серьезные проблемы, накопившиеся в течение ряда лет. У некоторых членов жюри балетной премии сформировались подходы, подменяющие, на мой взгляд, основные критерии отбора. Я вижу стремление поощрять только новое и оригинальное, причем новизна иногда становится главным достоинством выбранных постановок. Поощряется новое и оригинальное, при этом вне поля зрения остаются классические постановки высокого профессионального и художественного уровня. Так, в недавнем прошлом не были отобраны наши спектакли «Лебединое озеро» и «Спартак». При этом мировая театральная общественность признает высокий уровень этих спектаклей, «Лебединое озеро» успешно побывало на гастролях в Париже, Мадриде, в этом году будет представлено в Сеуле, а в театре спектакль идет с неизменным аншлагом. Таким образом, в реальности происходит подмена целей, декларируемых премией «Золотая маска» и закрепленных в ее уставных документах: новизна, а не художественный уровень, оказывается важнейшим и чуть ли не единственным критерием оценки. Некоторым критикам не стоит делать вид, что они живут в другой стране, а руководству премии следует вспомнить о главных задачах национальной театральной премии и больше прислушиваться к мнению театральной общественности страны», — подвел итоги Борис Мездрич.



Comments are closed.

Так же в номере