Главная » Экономика » Мясной край: промышленность показывает рост

Мясной край: промышленность показывает рост

В Алтайском крае в последние годы отмечен стабильный рост производства мяса. Не стал исключением в этом плане и 2011 год — мясная промышленность продемонстрировала хорошие показатели. В 2012 году участники рынка ожидают дальнейшего увеличения объемов производства, которое связано с реализацией инвестпроектов. Вместе с тем по мере роста производства все более актуальным становится вопрос сбыта произведенной продукции.

Год роста

Как отмечал в своем докладе губернатор Алтайского края Александр Карлин, с 2005 года пищевая и перерабатывающая промышленность региона демонстрирует только положительные темпы развития. В 2011 году прирост производства составил 4,1%. А в изготовлении колбасных изделий и цельномолочной продукции достигнут наивысший за весь постсоветский период результат.

По данным статистики, производство мяса птицы и свинины в 2011 году к уровню 2010 года увеличилось на 2358,5 тонны (104,0%) и 5282,7 тонны (121,5%) соответственно. При этом почти 65% произведенной продукции пришлось на мясо птицы. Основным его производителем является ЗАО «Алтайский бройлер». В 2011 году, как сообщил гендиректор предприятия Николай Байдиков, было произведено 63 тыс. тонн куриного мяса, выручка от его реализации превысила 3,4 млрд рублей. При этом на компанию приходится примерно 85% производимого в регионе куриного мяса.

«Все последние годы наблюдается устойчивый рост доли мяса птицы, прежде всего курятины в рационе питания населения, — объясняет аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин. — По состоянию на 2010 год в структуре потребления различных видов мяса и мясопродуктов лидерство прочно удерживало именно мясо птицы — на его долю приходилось около 26% в общем объеме среднедушевого потребления мяса и мясопродуктов. Доля свинины составила около 15%, говядины — около 14%. Это связано с относительной дешевизной куриного мяса, что делает его одним из самых доступных продуктов — источников животного белка».

Одной из основных причин роста объемов производства является активная модернизация. «В 2011 году объем инвестиций в основной капитал предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности превысил 2,6 млрд рублей. Осуществлялась реализация 75 инвестиционных проектов, создано 340 новых рабочих мест. Введены в эксплуатацию современные перерабатывающие предприятия европейского уровня. Высокотехнологичное оборудование позволяет им занять место лидеров отрасли», — сказал Александр Карлин.

Так, в 2011 году Ассоциация «Изумрудная страна» приобрела оборудование для охлаждения мяса по современной технологии, которая позволяет хранить продукт в специальной термотаре в течение месяца. «Поголовье крупного рогатого скота в хозяйствах ассоциации — 61 тыс. голов. Обеспечиваются производство и переработка мяса свинины и говядины, поставки продукции в другие регионы России, в том числе на Дальний Восток. В настоящее время компания поставляет мясную и молочную продукцию для нужд бюджетных учреждений в Бийске и ряде районов края. Продолжается развитие птицефабрики в Павловске», — добавляет председатель совета директоров ассоциации Ольга Антипина.

Планы по развитию

В 2012 году в мясной отрасли Алтая будет реализован ряд проектов, которые позволят увеличить производство продукции. Так, на «Алтайском бройлере» продолжится работа по увеличению мощности комбикормового завода в два раза. «Данное производство будет обеспечивать кормами новые предприятия — комплексы ЗАО «Алтайский бекон» и площадку «Зональное-2» «Алтайского бройлера». Кроме того, предполагается удвоение мощностей убойного цеха», — отметил Николай Байдиков.

В июле к строительству второго репродуктора на свиноводческом комплексе в Тальменском районе планирует приступить ООО «Алтаймясопром». Также ведется подготовительная работа к строительству комбикормового завода: идет отсыпка земляного полотна, завозятся строительные материалы, на конец апреля запланированы поставки технологического оборудования.

Как рассказал руководитель ООО «Алтаймясопром» Борис Панов, в мае поступит оборудование для убойного цеха, запуск объекта мощностью свыше 100 голов в сутки намечен также на текущий год. Напомним, что проект «Алтаймясопрома» предполагает строительство крупного свиноводческого комплекса мощностью 300 тыс. голов с полным циклом репродукции, выращивания, доращивания и откорма свиней с производством мяса свинины в живом весе 35 тыс. тонн в год. Стоимость проекта — 6,7 млрд рублей.

Еще одним важным проектом, который планируется начать в 2012 году, станет возведение крупного животноводческого комплекса по выпуску свинины ЗАО «Алтайский бекон». Как отметил гендиректор компании Сергей Подчувалов, в настоящее время решены вопросы создания инфраструктуры: ко всем шести площадкам подведен газопровод, в дальнейшем необходимо построить внутренние магистрали протяженностью порядка 14 км. «Вся работа организована очень оперативно и четко», — говорит господин Подчувалов. По временной схеме обеспечена подача электроэнергии, завершена подготовка проектов на строительство дорог.

Также алтайские предприятия расширяют рынки сбыта. ОАО «Восход» (Каменский мясокомбинат) получило свидетельство о государственной регистрации Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, позволяющее производить и реализовывать вареные колбасные изделия (колбасы, колбаски (сосиски), сардельки) на территории Таможенного союза.

Сертификат выдан на вид продукции, предназначенный для питания детей старше трех лет, с добавлением комплекса витаминов и микроэлементов, молока и яиц. Мясные изделия вырабатываются по нормативному документу, разработанному Всероссийским Научно-исследовательским институтом мясной промышленности им. В. М. Горбатова (ВНИИМП).

Еще одна тенденция 2012 года — расширение ассортимента. К примеру, ассортимент рубцовского фермерского хозяйства «Гончаренко», который уже составляет более 200 наименований колбасных изделий, деликатесов и полуфабрикатов, пополнился новой линейкой колбас. Предприятие приступило к выпуску продукции под торговой маркой «Долинские колбасы». Колбасные изделия относятся к средней ценовой категории. Продукция уже реализуется в фирменных магазинах предприятия «Мясное раздолье», которые расположены во всех районах Рубцовска.

Аналитики прогнозируют рынку мяса достаточно позитивный сценарий. «Среднедушевое потребление мяса птицы в 2010 году составляло около 21 кг. В среднесрочной перспективе следующих 5–6 лет мы ожидаем дальнейшего роста этого показателя как минимум до 30 кг (около 40%)», — говорит Максим Клягин.

Сегодня только около 15% российского рынка мяса птицы формируется за счет импорта. «Мы полагаем, что тренд последних лет на снижение импортозависимости в целом сохранится. На наш взгляд, в ближайшей перспективе российское птицеводство в принципе может достигнуть уровня, при котором вполне вероятным станет реализация экспортного сценария», — добавляет господин Клягин.

Как отмечает председатель правления Мясного союза Алтая Иван Яшкин, по долгосрочному прогнозу до 2025 года рост по производству мяса и птицы оценивается в 40%. Возможная доля собственного производства в структуре потребления — 100%. По производству колбасных изделий возможная доля собственного производства в структуре потребления — до 80%. «Будет расширяться ассортимент, в том числе и за счет высокого ценового сегмента, усложняться технологии производства и развиваться упаковка. Уровень конкуренции планируется повысить за счет интенсивного развития товаропроводящей сети, активизации маркетинговых программ мясопроизводителей», — дает прогноз Иван Яшкин.

Стоп-факторы

В том, что у мясного рынка Алтая большое будущее, уверено большинство участников рынка. Однако эксперты обращают внимание на ряд проблем, которые тормозят его развитие и могут помешать формированию положительной динамики в будущем.

Одной из ключевых проблем является сбыт продукции. Как отмечает Иван Яшкин, для жителей Алтайского края характерна низкая покупательная способность. С ним трудно поспорить — при средней зарплате в 13 тыс. рублей житель региона не готов постоянно тратить деньги на колбасу за 300–400 руб./килограмм.

Между тем сами торговые сети призывают производителей поставлять преимущественно продукцию премиумного сегмента. «Директор по закупкам говорит мне: «Магазинам нашей сети нужен только дорогой сервелат». Я спрашиваю: «Почему?» Он отвечает: «Потому что я сам такой ем». А тот факт, что большинство людей живут не так, как он, закупщика не волнует», — поделился с «КС» впечатлениями один из руководителей мясоперерабатывающих предприятий.

Один из возможных выходов — освоение других регионов и поставки продукции на федеральный уровень. Помочь алтайским «мясникам» в этом должно подписанное в феврале соглашение с Ассоциацией компаний розничной торговли России. «Соглашение подписано. Однако теперь необходимо, чтобы оно было исполнено. При этом не стоит забывать, что в сотрудничестве поставщиков с торговыми сетями всегда есть проблемы, от которых никуда не деться», — добавляет господин Яшкин.

Осложняет ситуацию и высокий уровень конкуренции. Алтайский рынок, несмотря на невысокую покупательную способность людей, достаточно интересен для производителей из Кемеровской и Новосибирской областей. Местные производители не всегда могут конкурировать по качеству с коллегами из этих регионов.

В итоге складывается ситуация, когда мощности алтайских мясопереработчиков оказываются загруженными всего на 60%, при том что сырья в регионе достаточно. А на подходе — заявленные выше проекты по строительству новых производств. Готов ли будет рынок принять весь объем произведенной продукции — большой вопрос.



Comments are closed.

Так же в номере