Главная » Спецвыпуск » Банкам такая стратегия не нужна

Банкам такая стратегия не нужна

14 апреля в Колонном зале Дома союзов в Москве прошел XV съезд Ассоциации российских банков (АРБ). Кроме тысячи делегатов и гостей съезда, в число которых вошли около четырехсот руководителей банков, ежегодный форум крупнейшего и, вероятно, самого влиятельного объединения банкиров страны привлек руководителей Федерального Собрания, правительства и Банка России. Большая часть вопросов, вызвавших острые дебаты на съезде, была связана с новой редакцией Стратегии правительства и Банка России по развитию банковского сектора, которая еще не способна дать ответы на ключевые проблемы ускоренной капитализации и развития долгосрочной ресурсной базы российских банков.

«Хотим ли мы иметь национальную банковскую систему?»

Президент АРБ Гарегин Тосунян не первый раз обращается к представителям Центробанка с вопросом: «Хотим ли мы иметь национальную банковскую систему?» Фото Михаила ПЕРИКОВА

Констатировав успехи российских банков в 2003 году (активы банковского сектора увеличились на 35% и достигли 5,6 трлн рублей (42% ВВП), капитал возрос на 40%, составив 816 млрд рублей (6,1% ВВП), а также преодоление кризиса доверия к АРБ со стороны банковского сообщества — число ее участников выросло до 624, в том числе более пятисот кредитных организаций, — в своем докладе президент АРБ Гарегин Тосунян сформулировал принципиальный тезис, который и стал лейтмотивом съезда: «Хотим ли мы иметь национальную банковскую систему?» По его мнению, сегодня Россия не имеет ответа на этот вопрос, он даже не рассматривается в рамках долгосрочной государственной экономической политики.

Хотя кредиты банковской системы России ее нефинансовому сектору ($78 млрд) пока еще превосходят заимствования у иностранных кредиторов ($50 млрд), доля последних на российском кредитном рынке уже достигла 40%. При этом заемщиками иностранных банков становятся лучшие российские экспортно ориентированные ФПГ, что подрывает доходность бизнеса российских банков.

По мнению президента Сбербанка России Андрея Казьмина, наивно полагать, что западные банки будут действовать в интересах экономики России. Прежде всего они соблюдают собственные национальные интересы и «снимают сливки» с лучших российских клиентов-экспортеров, оставляя без внимания менее доходный малый и средний российский бизнес. Не следует забывать и о последствиях кризиса 1998 года, когда национальная финансовая система рухнула в результате бурного притока, а затем оттока «коротких» иностранных кредитов.

ЦБ не понимает…

Тревогу за сохранность национальной банковской системы разделили с Гарегином Тосуняном все выступившие участники съезда. Исключением стал, пожалуй, председатель Банка России Сергей Игнатьев, отметивший в своем выступлении необходимость соблюдения плановых темпов инфляции (8-10%) в условиях быстрого роста монетизации российской экономики, недопущения дальнейшего укрепления рубля, а также усиления банковского надзора. В подтверждение своим словам Сергей Игнатьев привел данные по проверке источников формирования капитала более 600 российский банков, из которых более чем у ста были выявлены признаки «накачки» капитала. Что касается ключевой, с точки зрения Банка России, проблемы сдерживания инфляции, то, по словам Сергея Игнатьева, стремительная монетизация экономики (+50% за 2003 год) не повлекла за собой адекватного всплеска инфляции исключительно благодаря пропорциональному росту спроса на рублевые ресурсы со стороны не только предприятий, но и населения России.

В целом выступление председателя Банка России произвело странное впечатление. Ведь если предотвращение всплеска инфляции стало возможным лишь благодаря повышению спроса на сильную национальную валюту, то борьба за ее ослабление противоречит не только инвестиционной привлекательности российских активов, но и планам Банка России по контролю за инфляцией. Заметим, что в России принципиальным оппонентом укрепления рубля является сырьевой экспорт, поскольку сильный рубль снижает его конкурентоспособность, а возникновение идеи Банка России о необходимости ослабления национальной валюты не имеет других причин, кроме лоббирования интересов крупнейших экспортно ориентированных компаний.

Размышления по поводу

Множество вопросов, активно обсуждавшихся на съезде, были связаны с новой редакцией Стратегии по развитию банковского сектора, предложенной правительством и Банком России. В ней пока не предложены пути решения ключевых проблем ускоренной капитализации и развития долгосрочной ресурсной базы российских банков.

Возможно, Стратегия бы не понадобилась, если бы регулирующие органы решили конкретные проблемы, стоящие перед банковским сектором — снижение издержек банковского бизнеса за счет сокращения избыточной отчетности, непрофильные обязанности по валютному контролю, контролю за кассовой дисциплиной и «налогопослушностью» клиентов, не говоря уже о наболевших вопросах действенного, а не «показательного» снижения огромных отчислений в ФОР, а также освобождения от налогообложения инвестиций в уставный капитал. Не меньшей проблемой является и фактический отказ Банка России от реального рефинансирования коммерческих банков. Но вместо сокращения отчетности в этом году банкиры столкнулись с ее умножением (в результате введения Банком России режима ежедневного предоставления отчетов), снижение отчислений в ФОР оказалось показным (на 1% — на средства предприятий в рублях, при том что Банк России планирует ввести резервирование на ресурсы, привлеченные за рубежом), а о льготировании инвестиций в банковский капитал Минфин который год ничего не желает слышать.

Мнение банковского сообщества о целесообразности новой редакции Стратегии и проводимой правительством и Банком России политики в отношении банковской системы в целом выразил председатель правления Челябинвестбанка, академик Вячеслав Назарец. По его словам, это не стратегия, а некий меморандум или «размышления по поводу», и для того чтобы положить конец «махинациям» по ущемлению интересов российских банков, этот документ должен определять конкретные параметры банковской системы на период до 2008 года и утверждаться законодательно.

Централизация капитала — гарантия кризиса

Кроме общих критических выступлений, на съезде были озвучены системные проблемы, характерные для российской банковской системы и угрожающие ее стабильности. Так, в выступлении вице-президента АРБ, президента Уралвнешторгбанка д. э. н. Валериана Попкова внимание было уделено вопросу концентрации рисков, который вообще не рассматривается Стратегией как проблема. Напротив, в новой редакции явно прослеживается тенденция к дальнейшей концентрации рисков в крупных банках. При этом укрупнение или концентрация в банковской отрасли не означает автоматического повышения ее конкурентоспособности. Согласно исследованию российской экономики, проведенному Всемирным банком, эффективность предприятий, контролируемых крупнейшими бизнес-структурами, не превосходит эффективности госсектора.

При участии Валериана Попкова Международный институт А. Богданова провел исследование устойчивости банковской системы России к кризисным явлениям. Целью исследования ставилось выявление банков, которые являются концентраторами рисков банковской системы. Сегодня в российской банковской системе все риски концентрируются в одном центре — Москве. Если будет поддерживаться курс дальнейшей концентрации капитала в одном центре, то в кризисной ситуации «вывод из строя» одного узла может привести к краху всей системы. Теоретически многофилиальные столичные банки могут заместить своими сетями местные региональные банки, но они не могут принципиально решить проблему распределения рисков, так как риск заключается в управлении из одного центра. Единственный выход — создание региональных центров-концентраторов, то есть построение «безмасштабной сети», чьей базовой экономической инфраструктурой могут стать региональные банки.

АРБ — трибуна в диалоге с властью

На вопросы редактора отдела «Банки» газеты «Континент Сибирь» СЕРГЕЯ НИКИФОРОВА, посвященные итогам XV съезда АРБ, ответила член cовета Ассоциации российских банков (АРБ), президент Новосибирсквнешторгбанка, д. э. н. НАДЕЖДА СТРЕЛЬЦОВА.

— Как вы оцениваете деятельность АРБ по защите интересов национальной банковской системы?

— АРБ удалось содействовать принятию Закона о страховании вкладов ценой сложного компромисса внутри банковского сообщества, прежде всего со Сбербанком России, а также внести важные поправки в Стратегию правительства и Центрального банка по развитию банковского сектора. Хотя далеко не все поправки АРБ нашли свое отражение в Стратегии, радует способность Ассоциации поддерживать конструктивный диалог с правительством и Центробанком. По сути, АРБ сегодня является трибуной для банковского сообщества в его диалоге с финансовыми властями, а таких инструментов немного.

— Называет ли Стратегия реальные механизмы решения ключевых вопросов развития банковского сектора?

— АРБ не удалось добиться от правительства и Банка России включения в Стратегию конкретных механизмов решения главных проблем российской банковской системы — ускоренной капитализации за счет налоговых стимулов и формирования долгосрочной ресурсной базы за счет срочного рефинансирования под залог обязательств предприятий и региональных органов власти. В Стратегии также нет механизмов защиты российских банков от неравной конкуренции с иностранными в результате либерализации трансграничных операций в условиях сохранения несопоставимых с развитыми странами отчислений в ФОР и недопустимо завышенных затрат на ведение банковского бизнеса, связанных с избыточной отчетностью и выполнением российскими банками несвойственных функций по валютному и налоговому контролю, контролю за кассовой дисциплиной. АРБ не удалось и исключить из Стратегии пункт о введении с 2007 года требований к минимальному размеру капитала в 5 млн евро, что ставит под угрозу существование малых региональных банков, — при том что многие удаленные территории вообще не охвачены банковским сервисом.

Сергей НИКИФОРОВ


Comments are closed.

Так же в номере