Главная » ИТ » Веб-дилеммы: типовое решение или индивидуальный проект?

Веб-дилеммы: типовое решение или индивидуальный проект?

Редакция «КС» продолжает серию публикаций о сибирском рынке веб-разработки. В предыдущих материалах мы рассказали о том, какие компании являются лидерами этого рынка и в каких сегментах конкуренция между игроками наиболее сильна. Далее мы рассмотрели, кому из сибирских веб-студий по силам выполнение технически сложного задания потенциального заказчика (разработка мультимедийного портала), а также в какие сроки задание будет выполнено и в какую сумму это обойдется. На этот раз мы проанализируем, насколько вообще целесообразно обращаться к веб-разработчику, если в компании есть ИТ-подразделение, которому можно поставить ту же задачу. Если же компания выбирает первый вариант, то что лучше — воспользоваться готовым типовым коробочным решением, например, «1С-Битрикс» или Amiro, или использовать платформу конкретного веб-разработчика.

Своими силами или с партнером по веб-разработке

Первый вопрос, который встает перед компанией при создании собственного сайта, — стоит ли ей разрабатывать его своими силами или целесообразнее обратиться к партнеру по веб-разработке. Каждая компания решает этот вопрос по-своему. В первую очередь выбор способа разработки определяется уровнем доверия заказчика к исполнителю. Если заказчик не доверяет существующим компаниям разработку (например, вследствие требований конфиденциальности или по ценовым критериям), то он нанимает свой штат специалистов. В этом случае разработчики находятся под рукой и можно контролировать процесс, планируя загрузку сотрудников и задачи.

По словам веб-разработчиков, для создания сайта необходима команда из как минимум следующих сотрудников: менеджера проекта со стороны заказчика (общается с руководством), менеджера проекта со стороны исполнителя (общается с исполнителями), маркетолога, веб-дизайнера, верстальщика, веб-программиста, контент-менеджера.

Участники рынка отмечают, что специалисты в области создания сайта достаточно дорогостоящие, и при этом для полноценной работы им требуются постоянное развитие и рост квалификации. В этой ситуации часто выручает аутсорсинг, например, тех же дизайнеров. Так, компания «СИБЭКО» разрабатывала свой новый сайт собственными силами, и на аутсорсинг отдала только дизайн сайта. Начальник управления прикладного программного обеспечения ЗАО «ИТС» (входит в группу компаний ОАО «СИБЭКО») Сергей Вронский объясняет это тем, что если у компании есть определенный объем работ для программиста, то она содержит его в штате, так как для нее это выгоднее, чем искать разработчиков на стороне, тогда как «штатного дизайнера нет смысла держать в компании, поэтому и было принято решение о привлечении внешнего подрядчика». Компании, которая заказала создание сайта веб-разработчику, достаточно держать в штате ИТ-департамента, а в идеале в штате маркетинга только менеджера для взаимодействия с подрядчиком.

В целом компании по-разному подходят к процессу принятия решения о разработке сайта. Для ряда опрошенных «КС» сибирских организаций первичным вопросом являлось выделение бюджета, исходя из объема которого уже рассматривались различные варианты создания сайта. Руководствуясь таким подходом, по оценкам ITConstruct, для проектов с ежемесячными затратами на разработку менее 200 тысяч рублей целесообразнее и дешевле (по совокупной стоимости владения и эффективности) обратиться к веб-разработчику. А вот при планировании проектов с ежемесячными затратами более 200 тысяч рублей уже можно думать об их реализации собственными силами. С такой позицией на условиях анонимности соглашается и топ-менеджер одной из ИТ-компаний. «Я в курсе успешных проектов, работающих на своих «движках». Но, как правило, это большие порталы (а не представительства фирм). При этом заказчик должен понимать, что ему придется постоянно держать достаточно высокооплачиваемый штат, заниматься управлением проекта. В случае собственной разработки экономить деньги и контролировать сотрудников на практике оказывается непросто, поэтому нужно при принятии решения о разработке отделять зерна от плевел», — поясняет собеседник «КС».

«Действительно, когда стоимость разработки сайта называется от 100 000 рублей и выше, многие заказчики говорят: «Да я за такие деньги пять программистов найму», — но упускают тот факт, что это зарплата пяти начинающих программистов за 1 месяц. А ведь ими еще нужно уметь управлять. Что делать с пятью специалистами через полгода, когда сайт запущен: искать им работу дальше, увольнять? И это уже не говоря о первоначальных инвестициях: рабочие места, сервер для разработчиков и т. д.», — продолжает собеседник «КС».

Другим мифом, по его мнению, является убежденность в том, что чужие решения не смогут реализовать нужный функционал и быть тесно связанными с действующей ИТ-инфраструктурой компании. Он уверен, что сегодня все решения, даже коробочные, имеют гибкий функционал, благодаря которому в них можно интегрировать и настроить все что угодно. Кроме того, коробочные решения развиваются и содержат большинство необходимых моделей уже на старте (виджеты, кнопки «поделиться в соцсетях» и пр.).

Наконец, третьим ложным убеждением при принятии решения о разработке сайта собственными силами является желание заказчика соблюдать конфиденциальность, исходя из чего он стремится не доверять данные веб-разработчкам. «Неправильно думать, что у подрядчика больше непорядочных сотрудников, и информация от собственных сотрудников не утечет. В обоих случаях отношения регулируются специальным соглашением», — отмечает собеседник «КС».

Типовое решение или индивидуальный проект

Существует два принципиально разных подхода к созданию сайтов — делать проект на системе управления контентом (CMS), разработанной той или иной веб-студией под конкретного заказчика, или же использовать готовые «шаблоны» для разных типов сайтов, например, «1С-Битрикс» или Amiro. У каждого из подходов есть свои преимущества. Использование готовых коробочных решений позволяет существенно сэкономить стоимость разработки, представлять результат до начала работы над проектом, получить не «сырое», а отработанное решение, более легкое в обслуживании и допускающее масштабирование. По словам участников рынка, стоимость линейки готовых сайтов может быть в 3,8 раза меньше, чем их индивидуальная разработка. В компании ITConstruct уверены, что готовые сайты займут существенную долю рынка в ближайшие несколько лет и станут одним из основных направлений развития веб-разработки. «Основное достоинство коробочных систем управления — в защищенности вложений в сайт. Так же как и построенный дом, сайт требует постоянных улучшений, изменений и доработок. Выбирая коммерческую коробочную систему, вы гарантируете, что сможете это сделать. При выборе самописной вы привязаны к разработчику. У нас часто возникали ситуации, когда клиент не мог перейти к другому подрядчику, не меняя сайт целиком», — предостерегает директор компании ITConstruct Роман Петров.

В свою очередь директор по развитию «1С-Битрикс» Алексей Сидоренко, рассуждая о рассматриваемой дилемме, приводит пример с пошивом костюма. Заказ сайта у веб-студий на самописной системе управления контентом, по его словам, равноценен заказу костюма в ателье индивидуального пошива в сравнении с возможностью покупки костюма в магазине, имея в виду «1С-Битрикс». По его мнению, тот факт, что многие клиенты по-прежнему заказывают сайты у веб-студий, связан лишь с не столь великой разницей в цене между типовым решением и стоимостью индивидуальной разработки. Однако рано или поздно ситуация на рынке, по его мнению, придет к тому, что сейчас наблюдается на рынке одежды, а именно — пошив костюма у портного будет в разы дороже, чем покупка одежды в магазине. По заверениям Алексея Сидоренко, такая ситуация на рынке веб-разработки уже наблюдается в Европе.

Вместе с тем участники рынка подчеркивают, что выбор в пользу «1С-Битрикс» не имеет смысла, если речь идет об особом сайте, индивидуальность и исключительность которого являются принципиально важными для заказчика. Ведь схожий сайт на платформе «1С-Битрикс» может сделать себе любая другая компания, причем ее выбор может быть обусловлен случайными факторами. В ответ на такой аргумент Алексей Сидоренко приводит пример с процедурой тюнинга автомобиля, при которой на основе типовой модели можно создать совершенно разные модификации, при этом у одной из них тюнинг может касаться только облика, а у другой — двигателя. Так, в «1С-Битрикс» предусмотрены разные «улучшатели», позволяющие, к примеру, интегрировать в структуру сайта интернет-магазин. Однако, конечно, кардинально изменить структуру сайта с помощью комбинации надстроек не удастся. Поэтому каждая компания должна решать этот стратегический вопрос для себя сама.

Если останавливаться на типовом решении, то можно обращаться как к компаниям, специализирующимся на решениях на Amiro или на «1С-Битрикс», так и к обычным веб-студиям, многие из которых готовы взяться за такие проекты. «Конечно, веб-разработчику удобнее работать с теми решениями, на которых он уже набил руку. Скорее всего, клиента попытаются уговорить делать сайт на той платформе, на которой специализируется веб-студия. Если это не удастся, а сам проект явно «не по зубам», и у студии нет специалистов по этой CMS, то она будет вынуждена отказаться или, как вариант, пригласить фрилансера-программиста или найти подрядчика. Однако тогда цена окажется достаточно высокой и будет включать все издержки на дополнительных специалистов», — рассказывает директор «Живых Технологий» Станислав Горбатовский. При этом существуют настолько неудобные или нераспространенные CMS, что за разработку сайта на их платформе они не возьмутся вообще. Вместе с тем веб-студии обращают внимание на то, что, как правило, такого рода сложности у них не возникают, так как клиенту обычно важен результат в виде сайта, а не выбор инструмента в виде CMS.

Стоит отметить, что в Сибири есть и специализированные веб-разработчики, работающие исключительно на той или иной платформе, например, ITConstruct. По словам Романа Петрова, компания сотрудничает с «1С-Битрикс» с 2007 года, а до этого момента предлагала клиентам собственные CMS. Он уверен, что решение сосредоточиться на «1С-Битрикс» было стратегически верным, и на типовом решении надо было работать и изначально. По оценкам компании, доля современных коробочных систем управления (платных или бесплатных) на рынке превышает 85%, при этом «1С-Битрикс» занимает более 50% рынка коммерческих коробочных систем управления.

Представители сибирского бизнеса позитивно высказываются о платформе. «Когда в 2009 году мы искали подрядчика для разработки высоконагруженного сайта на «Битриксе», от нас открещивались, а студии в Новосибирске, работающие с «1С-Битрикс», реально можно было пересчитать по пальцам одной руки», — рассказывает топ-менеджер одной из ИТ-компаний. — Дело в том, что у платформы «1С-Битрикс» спорная репутация среди закоренелых «айтишников» как очень ограниченной системы. Этому поспособствовал не столь удачный выход на рынок в 2000-е. Однако на самом деле сейчас эта система сделала большой шаг вперед и отвечает большинству современных требований. Популярность «1С-Битрикс» за последние два года серьезно выросла», — резюмирует собеседник «КС». Другим недостатком «1С-Битрикс», по словам некоторых участников рынка, является то, что отдельного пользователя в системе можно наделить слишком большими полномочиями. На практике это нередко приводит к тому, что неспециалист может нанести вред системе.

Основной альтернативой «1С-Битрикс» выступает Amiro, партнерами которой, в частности, являются «Студия ЯЛ» и Kinetica. «Amiro — легкая, гибкая платформа, которая подготовлена к SEO-продвижению уже в базовом варианте, имеет интуитивно понятный для неподготовленного человека и неперегруженный интерфейс, а также «заточена» под интернет-магазины», — рассказывает PR-менеджер «Студии ЯЛ» Игорь Мельник.

Кроме «1С-Битрикс» и Amiro, являющихся лидерами на рынке CMS, существуют и другие платформы. Так, компания «СИБЭКО», которая недавно запускала новый корпоративный сайт, остановилась на DotNetNuke. «DotNetNuke нас привлекла тем, что представляет собой качественное многоязычное решение, на котором работают больше 600 тысяч сайтов по всему миру, имеет очень широкий функционал и хорошую техподдержку. Однако когда мы обратились к вендору с запросом о способах приобретения их продукта, мы столкнулись с довольно интересной ситуацией. Нам ответили, что ранее DotNetNuke пыталась работать в России с компанией Softline, но продаж у нее в нашей стране так и не было. Тем не менее мы решили приобрести легальную версию DotNetNuke с полноценной технической поддержкой, поэтому наша компания приобрела корпоративную лицензию. Благодаря техподдержке мы имеем возможность решать вопросы достаточно быстро», — отмечает Сергей Вронский.

При этом он отмечает, что его компания провела целое исследование разных типовых CMS, оценивая их по разным параметрам — от доступности нужных модулей до стоимости самой лицензии. В итоге лидером стала CMS от компании DotNetNuke, на втором месте оказалась Umbraco, и только на третьем — «1С-Битрикс».



Comments are closed.

Так же в номере